Н.В. Фалейтор
Образовательное учреждение — это пространство, которое не может быть заполнено только процессом обучения (то есть получением знаний по определенным предметам). Образовательные учреждения должны выполнять также и другую функцию — социализации личности. Жизнь — это не только обучение, но и отдых. Обеспечение и этой сферы жизнедеятельности является важным и необходимым для обеспечения жизни человека. Правильное проведение свободного времени (занятия по интересам, общение) обеспечивает для человека возможность жить, самореализовываться, находить себя, не чувствовать себя одиноким. Об этом важно не забывать, осуществляя различную дополнительную, например, профилактическую, работу в образовательном учреждении.
При организации профилактического мероприятия необходимо помнить о том, что является причиной «вредных привычек», что важно для того социального слоя, на который мы направляем нашу деятельность, на каком языке необходимо говорить, чтобы нас услышали и поняли. Активное включение в воспитательный процесс значительно эффективнее пассивного слушания или наблюдения. Профилактическая работа должна быть направлена на глубокие личностные формирования: на научение личности конструктивно справляться с возникающими трудностями, умение обращаться за помощью, находить поддержку, осознавать причины.
|
|
В 1998-99 уч. г. в школах С.-Петербурга нами проводилось массовое мероприятие «Соревнование классов, свободных от курения», направленное на профилактику табакокурения. В соревновании принимают участие 190 классов из 14 районов города, всего охвачено более 4300 учащихся 7-х и 8-х классов. Подобный проект с 1989 г. осуществляется в Финляндии, с 1998 в 11 странах Европы.
Проект «Соревнование классов, свободных от курения» по методологии своего осуществления принципиально отличается от традиционных
методов профилактики курения (лекций, видеофильмов, основная цель и содержание которых заключается в предоставлении информации, устрашении фактами).
Цель: предотвратить или, по крайней мере, отсрочить начало курения среди молодых людей путем развития умения принимать осознанные решения, сопротивляться социальному давлению, видеть преимущества от не курения.
Цель проекта реализуется при помощи трех факторов, заложенных в методологии соревнования:
- путем организации в форме соревнования, что позволяет замоти-вировать подростков;
- путем привлечения и обучения волонтеров, что позволяет осуществлять более глубокую и профессиональную психологическую работу;
- путем приобретения в ходе соревнования положительного социального опыта (опыт доверительных, демократических отношений в группе), социальной поддержки, развития самоконтроля, активного включения в обучение, участники осознают причины начала употребления табака, алкоголя, наркотиков, научаются осуществлять собственный выбор, ощущают себя полноправными членами общества.
|
|
Задачи, решаемые проектом значительно шире, выходят за рамки привычной профилактики. Эффективная профилактическая работа должна быть направлена не на запрет, а на формирование способности противостоять социальному давлению мнимой моды, нахождения альтернативы. На примере курения ребята знакомятся с причинами и механизмами вовлечения в другие химические зависимости.
Участие в соревновании классов, свободных от курения позволяет формироваться таким необходимым для успешной социализации качествам как: ответственность, инициативность, активность, доверие, непосредственность, креативность, автономность; приобретается опыт построения демократических отношений.
Такие результаты становятся возможны благодаря принципам, по которым построен и реализуется проект:
- ответственности. Ответственность участника, а не учителя;
- доверия. Куратор (учитель) не контролирует, а поддерживает;
- открытости. Трудности не скрываются, а разрешаются.
Реализация данных принципов позволяет подросткам: принять ответственность за свое здоровье, за свою жизнь; иметь свободу выбора (курить — не курить) при полной осведомленности; приобрести опыт построения демократических взаимоотношений; осознать механизмы преодоления трудностей, разрешения проблем. И тем самым противостоять причинам табакокурения.
Понимание и реализация принципов — достаточно трудная, но необходимая задача. Система обучения, сопровождающая проект в первую очередь направлена на проработку этих принципов, так как именно они позволяют достигать поставленных целей, разрешать возникающие трудности.
Предполагается, что построенная структура взаимодействия позволит изменить психологическую атмосферу класса. Активная работа в соревновании предполага&т совместную деятельность. Это позволит улучшить способы взаимодействия между учащимися, развить самостоятельность, инициативность. Разбор возникающих в ходе соревнования трудностей позволит решить психологические проблемы, связанные с взаимоотношениями в классе, сделает атмосферу в классе более доверительной, открытой. Создание здоровой атмосферы класса — открытие возможности для каждого учащегося находить поддержку, обращаться за помощью, быть замеченным, а значит иметь возможность высказывать свои мысли, быть активным, конструктивно решать возникающие трудности.
Сегодня воспитательный процесс в школе все больше сходит на нет. С каждым днем становится труднее находить средства и кадры. Учителя вынуждены больше работать, совмещать различные виды деятельности. На внеклассные мероприятия остается мало времени. Данный проект предлагает новый способ решения этой проблемы. Привлечение волонтеров, добровольных помощников, которые по собственной инициативе будут помогать организовывать поддерживающие мероприятия. Важно, что здесь предполагается вовлечение родителей, старшеклассников и студентов.
Профилактика курения также является и профилактикой других химических зависимостей, что обусловлено сходностью причин и механизмов вовлечения.