Е.В. Лиознова
Поскольку окружающие взрослые имеют беспрецедентное влияние на формирование маленького ребенка как субъекта общения, то до определенного этапа развития можно говорить о едином уровне субъектное™ семейных отношений, который и определяет (как результат) социально-психологический климат в семье.
В подростковом возрасте характер и степень субъектности семейных отношений существенно меняется, и недостаток таковых может приводить к разнообразным формам аддиктивного поведения подростка.
Для подтверждения нашей гипотезы было проведено анонимное анкетирование двух классов петербургской школы: один класс (8-6) занимался по обычно программе, другой (8-а) по расширенной. Мы предполагали, что в 8-а классе, куда дети проходили психологический отбор, и где родители вкладывали силы в их подготовку и средства в частичную оплату дополнительных предметов, социально-психологическая атмосфера (уровень субъектности) в семьях в среднем выше, чем в 8-6 классе. В частности, это может выражаться в доверии детей к родителям по поводу совершения ими не одобряемых поступков. У ребят спрашивали, знают ли родители об их «опытах» по употреблению никотина, алкоголя, наркотиков, участия в азартных играх.
|
|
Выяснилось, что в 8-а классе 71% детей откровенно делятся с родителями подобными тайнами и еще 6% рассказывают о них частично; в 8-б классе — все рассказывают лишь 41 % и 27% используют тактику «полуправды».
Сравнение референтности разных источников информации о вредных привычках также подтвердило предположение о лучших взаимоотношениях со взрослыми в 8-а классе: как родители (82%), так и учителя (77%) для подростков здесь более авторитетны, чем в 8-6 классе (71% и 60% соответственно). Информации из книг («обобщенный взрослый») также больше доверяют в 8-а (70%), чем в 8-6 (35%), где место взрослого авторитета занимают сверстники: их информации доверяет 52% учащихся в 8-6 и лишь 46% — в 8-а.
С другой стороны, дополнительным подтверждением большей продвинутое™ учащихся 8-а на пути становления субъекта общения является их приоритетная ориентация на социально-психологические проблемы (56% ответов на вопрос «Что больше всего мешает вашему счастью?» связано со сложностями взаимоотношений, против 17% в 8-6, где ребята больше фиксированы на трудностях учебной деятельности — 62% в 8-6 по сравнению с 33% в 8-а классе).
Снижение уровня субъектности в общении «взрослый-ребенок» приводит к резкому ухудшению адаптации подростка в окружающем мире (средний показатель «ощущения счастья» в 8-а классе составил 84,1%, а в 8-6 — лишь 64,5%).
Чтобы уточнить, как влияет снижение субъектности в общении со взрослыми на возникновение вредных привычек, мы попросили подростков ответить, кто из них пробовал курить (29% — 8-а, 59% — 8-6), пить (94% — 8-а и 56% — 8-6), употреблять наркотики (0% — 8-а, 26% — 8-6), играть в азартные игры (35% — 8-а и 56% — 8-6). Как видно из этих данных, «эксперименты» с никотином, наркотиками и азартными играми гораздо больше характерны для детей с низким уровнем субъектное™ семейных отношений, исключение составляет употребление алкоголя, которое часто происходит под контролем родителей (мы поинтересовались, где ребята впервые реализовывали свои «опыты», могущие привести к вредным привычкам, и выяснили, что 53% учащихся 8-а класса сделали это в семье против 11% в 8-6 классе). Большое значение для подростков имеют групповые нормы. Для их исследования мы попросили учащихся высказать предположение: «Какой процент ребят из их окружения пробовали» курить (8-а — 42,2%, 8-6 — 78,3%), употреблять алкоголь (8-а — 75,6%, 8-6 — 75%), наркотики (8-а — 2,1%, 8-6 - 4,0%), играть в азартные игры (8-а - 21,2%, 8-6 — 53,1%). Как видно из этих данных, к социально неодобряемым «экспериментам» в 8-6 классе относятся, в целом существенно более терпимо. Еще более яркая картина вырисовывается из их ответов на вопрос: «Сколько ребят из вашего окружения продолжили периодически» курить (22,3% — 8-а, 56,0% — 8-6), использовать алкоголь (28,6% и 49,1%), наркотики (0.4% и 25,2%), азартные игры (10,2% и 37,6 % соответственно). Поскольку групповые нормы являются ориентиром для собственного поведения подростков, можно ожидать, что учащиеся 8-6 и далее более терпимо будут относиться к вредным привычкам своих друзей, и именно поднятие уровня субъектное™ семейных отношений является важным фактором их предотвращения.
|
|