Четыре ведущие психологические школы особенно важны для понимания поведения людей на финансовых рынках:
• Бихевиористская школа (исследование окружающих условий, являющихся причиной того или иного поведения человека)
• Гештальдская школа (исследование, как мы экстраполируем получаемую входящую информацию для создания более завершенных мысленных образов)
• Когнитивная психологическая школа (исследование, как человеческое мышление контролирует поведение)
• Психоаналитическая школа (исследование психических заболеваний и подсознания)
Психоанализ — это анализ психического заболевания, в то время как другие школы уделяют больше внимания, как думают, чувствуют и действуют нормальные люди. Следовательно, разумно ожидать от других трех школ лучшего объяснения, как создаются ценовые фигуры в совокупных движениях рынка. Психоаналитическая школа, с другой стороны, может объяснить, почему личный счет (не ваш, разумеется, кого-то другого!) не в таком уж хорошем состоянии.
Таблица 2 дает общее представление этого явления с точки зрения каждой из школ, объясняющих странное поведение финансовых рынков.
Каждый феномен приписывается определенной школе, хотя можно и утверждать, что он описывается под разными углами несколькими или даже всеми школами. Некоторые из приведенных феноменов, по понятной причине, довольно похожи, но представлены под разными заголовками, потому что у различных школ отличаются подходы и их названия. Мы просто не будем придавать значения этому раздражающему фактору, а двинемся дальше.
Итак, давайте положим этот список в свой карман и вернемся к нашей задаче. Мы можем начать с рассмотрения, как люди обрабатывают информацию на финансовых рынках. Это позволит понять, как воспринимается информация об экономической ситуации, как она влияет на наше субъективное состояние, какую придает форму нашему поведению и каким образом это поведение создает события в рынках. Как это было уже однажды, в 1815-м году…
Таблица 2
Основная школа
| Релевантный феномен
| Краткое описание
|
Бихевиористская школа
| 1 Теория перспективы
| У нас есть беспричинная тенденция с меньшей готовностью делать ставки на прибыли, чем на убытки
|
2 Магическое мышление |
Мы думаем, что определенное поведение приводит к желаемому результату, даже когда мы не знаем этому никакого объяснения и когда на самом деле его нет
|
| Гештальдская теория
| 3 Эффект убедительности
| Нас больше убеждает надежный источник, чем надежный аргумент
|
4 Эффект самоубеждения |
Когда реальность в конфликте с нашим мнением, мы, скорее, изменяем свое мнение, нежели принимаем реальность
|
5 Эффект репрезентативности |
Мы склонны думать, что наблюдаемые нами тренды, вероятней всего, продолжатся
|
6 Адаптивная позиция |
Мы придерживаемся тех же самых мнений, что и связанные с нами люди
|
7 Самореализующаяся позиция |
Мы делаем что-либо, поскольку это заставляет нас думать, что мы являемся кем-либо
|
8 Позиция знаний |
Мы делим данные на легкоуправляемые кластеры, каждый из которых обрабатывается как простая позиция
|
9 Эффект ложного единодушия |
В основном мы переоцениваем количество других людей, согласных с нашей позицией
|
10 Позиция самозащиты |
Мы переосмысливаем свои позиции, чтобы они как бы подтверждали уже принятые нами решения
|
11 Теория соматического маркера |
Сильные угрозы возбуждают телесные реакции, усиливающие длительную панику
|
| Школа Когнитивной психологии
| 12 Социальное сравнение
| Мы используем поведение других как источник информации о проблеме, которую затрудняемся объяснить
|
13 Синдром повышенной чувствительности |
Мы переоцениваем лично нами выбранные вещи
|
14 Теория сожаления |
Мы стараемся избегать действий, подтверждающих совершенные нами ошибки
|
| 15 Когнитивный диссонанс
| Когнитивный диссонанс возникает, когда доказательства говорят, что наши предположения неверные
|
Мы стараемся избегать или искажать такую информацию, мы стараемся избегать действий, выявляющих это несоответствие |
16 Фиксация |
На наши решения влияет входящая информация, которая, как нам кажется, предлагает правильный ответ
|
17 Мыслительные отделы |
Мы разделяем явление на различные составляющие и пытаемся, скорее, оптимизировать каждую из них, нежели целое
|
18 Размыкание (цепи) |
Мы избегаем принимать решения, пока не получим дополнительную информацию, даже если эта информация не относится к разрешению близкой проблемы
|
19 Ошибка ассимиляции |
Мы неверно истолковываем получаемую информацию, чтобы она подтверждала то, что мы совершили
|
20 Избирательная обработка (информации) |
Мы стараемся прислушиваться только к той информации, которая, как нам кажется, подтверждает наше поведение и позицию
|
21 Избирательное восприятие |
Мы ошибочно интерпретируем информацию, чтобы она подтверждала наше поведение и позицию
|
22 Слишком самонадеянное поведение |
Мы переоцениваем нашу способность принимать верные решения
|
23 Необъективность оценки прошедших событий |
Мы переоцениваем наши способности предсказать исход некоторых прошедших событий
|
24 Необъективность подтверждения |
Наши выводы чрезмерно склоняют нас к тому, во что мы хотим верить
|
| Психоанализ
| 25 Параноидное раздвоение личности
| Мы чрезмерно озабочены, что нас могут обмануть или что мы можем совершить ошибки
|
26 Мимическое раздвоение личности / Пограничное раздвоение личности |
Мы постоянно взвешиваем свои решения и не можем расслабиться
|
27 Самовлюбленное раздвоение личности |
Мы чрезмерно озабочены выглядеть успешными во всем, что мы делаем
|
28 Замкнутое раздвоение личности |
Мы продолжаем возвращаться к делам, которые не удались, чтобы отомстить или переделать наоборот
|
29 Навязчивый невроз |
Мы чрезмерно поглощены мельчайшими подробностями
|
30 Депрессивное раздвоение личности |
Мы всегда разочарованы и озабочены, независимо от того, хорошо или плохо все у нас
|