2. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого и их влияние на духовную жизнь России.
3. Почвенничество и народничество как явления русской философии.
4. Философские воззрения К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского.
Семинар 9. (С-9). Русская философия ХХ-XXI вв.
1. Русская философия «Серебряного века» и ее основные представители.
2. Философия Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.
3. Советская философия.
4. Современный этап развития русской философии: проблемы и перспективы.
№ п/п | Названия модульных единиц | Перечень вопросов | Часы | Номер источника основной литературы, страницы |
2.1 | Модульная единица 6:Немецкая классическая философия. | 1. Этика Канта. 2. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля. | (2, С. 172) (2, С. 188) | |
2.2 | Модульная единица 7.Западная философия XIX-XXI вв. | 1. Переоценка ценностей и смена философских парадигм. 2. Феноменологический метод Э. Гуссерля. | (2, С. 218) (2, С. 245) | |
2.3. | Модульная единица 8:Русская философия XI-XIX вв. | 1. Основные этапы развития русской философской мысли и ее особенности. 2. Просветительское движение: социально-философские идеи. | (2, С. 270) (2, С. 280) | |
2.4 | Модульная единица 9:Русская философия XX-XXI вв. | 1. Русская религиозно-идеалистическая философия первой половины ХХ вв. 2. Размышления о судьбах России – концепция «евразийства». | (2, С. 340) (2, С. 354) |
5.2.2.3. Темы и перечень вопросов для самостоятельного изучения
|
|
5.2.2.4 Темы индивидуальных домашних заданий
1. ИДЗ-1. (Немецкая классическая философия)
А) Найдите в справочной литературе термины и запишите их определения в философский словарь: Абсолют, интуиция, категорический императив, отчуждение, свобода, трансцендентное, трансцендентальное.
Б) Подготовьте в письменном виде ответ на вопрос: в чем сущность «коперниканского переворота», произведенного в философии И. Кантом?
2.ИДЗ-2. (Западная философия XIX-XXI вв.).
А) Отобразите философские школы и направления XIX-XX вв. в таблице.
Название философской школы (направления) | Время возникновения | Представители | Краткая характеристика |
Б) Найдите в справочной литературе термины и запишите их определения в философский словарь: бессознательное, марксизм, позитивизм, психоанализ, феноменология, экзистенциализм, структурализм, иррационализм, неотомизм, постмодернизм, аналитическая философия.
3. ИДЗ-3. (Русская философия XI-XIXвв.)
А) Найдите в справочной литературе термины и запишите их определения в философский словарь: всеединство, западничество, космизм, почвенничество, русская идея, славянофильство.
Б) Составьте таблицу: «Философия западников и славянофилов», в которую должны быть включены представители и их основные идеи.
|
|
4. ИДЗ-4. (Русская философия XX-XXI вв.)
А) Найдите в справочной литературе термины и запишите их определения в философский словарь: диалектический материализм, интуитивизм, исторический материализм, персонализм, религиозный ренессанс, «Серебряный век».
Б) Ответьте в письменном виде на вопрос: в чем сходство и различие русской и европейской философии?
Модуль 3.
5.2.3.1. Темы и перечень вопросов лекций.
5.2.3.2. Темы и перечень вопросов семинаров.
Семинар 10. (С-10).Учение о бытии.
1. Проблема бытия в истории философии.
2. Монистические и плюралистические концепции бытия.
3. Научные, философские и религиозные картины мира.
4. Системный характер организации мира. Синергетика – учение о самоорганизации материальных систем.
Семинар 11. (С-11). Диалектика.
1. Основные исторические формы диалектики.
2. Законы диалектического развития.
3. Детерминизм и индетерминизм.
Семинар 12. (С-12). Сознание и познание.
1. Соотношение сознания и познания. Язык, речь и мышление.
2. Познание как социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру.
3. Чувственное и рациональное познание и их формы. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности
4. Практика как основа и цель познания.
Семинар 13. (С-13). Наука и техника.
1. Наука как форма общественного сознания. Творчество, понимание и объяснение, их роль в научном познании.
2. Структура научного познания, его методы и формы.
3. Научные революции и смена типов рациональности.
5.2.3.3. Темы и перечень вопросов для самостоятельного изучения
№ п/п | Названия модульных единиц | Перечень вопросов | Часы | Номер источника основной литературы, страницы |
3.1 | Модульная единица 10: Учение о бытии. | 1. Единство материального мира. 2. Многообразие мира как проблема. | (2, С. 403) (1, С.100) | |
3.2 | Модульная единица 11. Диалектика. | 1. Методологическое значение диалектики. 2. Динамические и статистические закономерности. | (2, С.393) (1, С. 162) | |
3.3 | Модульная единица 12:Сознание и познание. | 1. Идеальность и ее эволюционный смысл. 2. Идеальность психики и сознания. | (2, С.413) (2, С. 421) | |
3.4 | Модульная единица 13. Наука и техника. | 1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности 2. Рост научного знания. | (1, С. 445) (1, С. 481) |
5.2.3.4Темы индивидуальных домашних заданий
1. ИДЗ-2. (Учение о бытии)
А) Составьте схему или таблицу: «Бытие. Виды бытия».
Б) Найдите в справочной литературе термины и запишите их определения в философский словарь: бытие, движение, небытие, пространство, время, синергетика, система.
2.ИДЗ-3. (Диалектика)
А) Найдите в справочной литературе термины и запишите их определения в философский словарь: детерминизм, единичное, качество, количество, мера, содержание, форма, возможность, действительность, причина, следствие, необходимость, случайность, общее. скачок.
Б) Дайте письменный ответ на вопрос: В чём проявляется противоречивый характер прогресса?
3.ИДЗ-4. (Сознание и познание)
А) Сравните понятия: истина, ложь, дезинформация, заблуждение. Дайте ответ в письменной форме.
Б) Найдите в справочной литературе термины и запишите их определения в философский словарь: заблуждение, ложь, мышление, понятие, практика, самосознание, умозаключение, язык.
4. ИДЗ-4. (Наука и техника)
А) Найдите в справочной литературе термины и запишите их определения в философский словарь: анализ, гипотеза, идеализация, метод, методология, моделирование, проблема, синтез, теория, техника.
Б) Подготовьте в письменном виде ответ на вопрос: Какое место занимает интуиция в научном познании?
Модуль 4.