Информационное обеспечение финансового менеджмента

Остановимся далее на информационном обеспечении финансового менеджмента - на пункте 1.3. нашего плана.

Этому вопросу посвящена целая (вторая) глава, а также, в части классификации - параграф 2.3. главы первой учебника. Здесь же мы попытаемся сосредоточить внимание на аналитической и планово-прогнозной информации, формируемой непосредственно финансовой службой. Речь идет об индексации, дисконтировании и наращении доходов и расходов или вложений. Вы уже, несомненно, знакомились с подобными финансовыми вычислениями в курсе статистики, а возможно, и по другим дисциплинам.

В финансовом менеджменте они имеют важное значение, ибо служат реальными инструментами в аналитических, прогнозных расчетах и особенно - при выборе вариантов инвестиционных проектов, получения кредитов, оценке рисков. Все это связано с концепцией временной стоимости денег, означающей, что деньги сегодня не равны деньгам завтра.

С одной стороны, денежные доходы “съедаются” инфляцией, так как растут цены и тарифы, то есть растут расходы. Та же инфляция может частично декомпенсировать это “проедание”, если рынок позволяет увеличить цены на реализуемую продукцию или услуги.

С другой стороны, денежные доходы растут (или падают) в зависимости от эффективности затрат и вложений. Иными словами "деньги должны делать деньги". Это на поверхности явлений. На самом деле “деланье денег" происходит при конечном вложении в эффективные (дающие прирост прибыли) реальные инвестиции.

И наращение, и дисконтирование будем в дальнейшем именовать последним термином - дисконтированием, как, впрочем, его называют и в науке, и в практике.

Наиболее компактно и доходчиво формулы дисконтирования и сферы их применения изложены в методических указаниях к нашему курсу, имеющихся в ваших “досье”. Кроме того, начальные представления об экономической логике построения формулы дисконтирования с цифровым расчетом вы можете получить из учебника: стр. 147-150 главы 3, где вы познакомитесь также с методом учета инфляции по так называемой формуле Фишера, которая корректирует формулу дисконтирования. Более детально на уровне предприятия фактор инфляции может учитываться путем индексации отдельных финансовых показателей.

Скажем, при расчете прибыли аналитическим или экономическим методом индексации подвергаются как минимум четыре показателя:

1. цены реализации продукции или услуг данного предприятия, для чего необходимы, разумеется, маркетинговые исследования.

2. цены на материальные компоненты производства: сырье, материалы и прочее, а также транспортный тариф.

3. особый материальный компонент - это амортизация, определяемая

по стоимости основных фондов, что непременно должно индексироваться согласно ежеквартально устанавливаемых государством коэффициентов. И не только из-за инфляционного роста цен, но и из-за постоянного научно-технического совершенствования основных средств, влекущего их естественное удорожание.

4. наконец, четвертый показатель - уровень оплаты труда. Он, правда, с некоторым опозданием следует за ростом потребительских цен и тарифов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: