Этапы эмбрионального кроветворения у плода (ангиобластический, печеночный и костномозговой) и особенности форментных элементов крови плода. Кроветворение после рождения. Особенности состава периферической крови детей различного возраста. Миелограмма у детей различного возраста.
Методика исследования системы кроветворения. Общий осмотр, методика пальпации лимфоузлов, селезенки. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Техника взятия анализов для исследования периферической крови, костного мозга (стернальная пункция по Аринкину и трепанобиопсия); пункция лимфатических узлов, селезенки и т.д.
Вопросы к теме:
· Перечислите основные этапы внутриутробного кроветворения.
· Чем отличается мегалобластический тип кроветворения от нормобластического? Назовите сроки смены типов кроветворения.
· Укажите сроки начала костномозгового кроветворения. Чем оно обусловлено?
· Особенности кроветворения у детей.
· Какие особенности (количественные и качественные) свойственны составу крови плода?
· Какие изменения претерпевает гемоглобин на разных этапах внутриутробного и постнатального кроветворения? Каково значение этих изменений?
· Основные положения современной теории кроветворения.
· Какова скорость созревания клеток крови в процессе кроветворения? Значение этих сроков для восстановления состава периферической крови.
· Какова относительная и абсолютная масса костного мозга у новорожденных детей?
· Чем объясняются количественные и качественные изменения красной крови у детей периода новорожденности?
· Какие изменения (количественные и качественные) происходят в лейкоцитарной формуле новорожденных детей?
· Что такое физиологический нейтрофильно-лимфоцитарный перекрест в лейкоцитарной формуле? Назовите его сроки.
· Какое значение имеет определение абсолютного числа форменных элементов белой крови?
· Какие изменения эритроцитарной системы происходят на первом году жизни ребенка?
· Что такое эритроцитометрическая кривая, какие особенности она имеет у детей различного возраста?
· Что такое минимальная и максимальная осмотическая резистентность эритроцитов (ОРЭ), и какие возрастные отличия ее имеются у детей разных возрастов?
· Какие периоды выделяются в жизнедеятельности гранулоцитов?
· Какие клетки гранулоцитарного ряда относятся к делящемуся (митотическому) и созревающему (неделящемуся) пулам?
· Что входит в понятие лимфоидная система, какие возрастные отличия она имеет у детей?
· Какие особенности строения имеет селезенка у детей?
· Какова масса и размеры селезенки у детей?
· Какие особенности строения и функции периферических лимфоузлов у детей?
· Чем объясняется физиологический лимфоцитоз у детей первых пяти лет жизни?
Ссылки на учебно-методическую литературу: (а1)-стр227-235.;(б1)-стр408-422.