Тема 3.1. Методика исследования системы крови и органов кроветворения у детей в связи с их анатомо-физиологическими особенностями. Гемограмма у здоровых детей различного возраста

Этапы эмбрионального кроветворения у плода (ангиобластический, печеночный и костномозговой) и особенности форментных элементов крови плода. Кроветворение после рождения. Особенности состава периферической крови детей различного возраста. Миелограмма у детей различного возраста.

Методика исследования системы кроветворения. Общий осмотр, методика пальпации лимфоузлов, селезенки. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Техника взятия анализов для исследования периферической крови, костного мозга (стернальная пункция по Аринкину и трепанобиопсия); пункция лимфатических узлов, селезенки и т.д.

Вопросы к теме:

· Перечислите основные этапы внутриутробного кроветворения.

· Чем отличается мегалобластический тип кроветворения от нормобластического? Назовите сроки смены типов кроветворения.

· Укажите сроки начала костномозгового кроветворения. Чем оно обусловлено?

· Особенности кроветворения у детей.

· Какие особенности (количественные и качественные) свойственны составу крови плода?

· Какие изменения претерпевает гемоглобин на разных этапах внутриутробного и постнатального кроветворения? Каково значение этих изменений?

· Основные положения современной теории кроветворения.

· Какова скорость созревания клеток крови в процессе кроветворения? Значение этих сроков для восстановления состава периферической крови.

· Какова относительная и абсолютная масса костного мозга у новорожденных детей?

· Чем объясняются количественные и качественные изменения красной крови у детей периода новорожденности?

· Какие изменения (количественные и качественные) происходят в лейкоцитарной формуле новорожденных детей?

· Что такое физиологический нейтрофильно-лимфоцитарный перекрест в лейкоцитарной формуле? Назовите его сроки.

· Какое значение имеет определение абсолютного числа форменных элементов белой крови?

· Какие изменения эритроцитарной системы происходят на первом году жизни ребенка?

· Что такое эритроцитометрическая кривая, какие особенности она имеет у детей различного возраста?

· Что такое минимальная и максимальная осмотическая резистентность эритроцитов (ОРЭ), и какие возрастные отличия ее имеются у детей разных возрастов?

· Какие периоды выделяются в жизнедеятельности гранулоцитов?

· Какие клетки гранулоцитарного ряда относятся к делящемуся (митотическому) и созревающему (неделящемуся) пулам?

· Что входит в понятие лимфоидная система, какие возрастные отличия она имеет у детей?

· Какие особенности строения имеет селезенка у детей?

· Какова масса и размеры селезенки у детей?

· Какие особенности строения и функции периферических лимфоузлов у детей?

· Чем объясняется физиологический лимфоцитоз у детей первых пяти лет жизни?

Ссылки на учебно-методическую литературу: (а1)-стр227-235.;(б1)-стр408-422.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: