Порядок организации обучения по дисциплине «Отечественная история»

ВВЕДЕНИЕ

Обернемся к прошлому –

там мы найдем будущее.

Китайская пословица

Дисциплина “Отечественная история” входит в государственный стандарт подготовки специалистов с высшим образованием.

Продолжительность курса - один семестр. Изучение дисциплины «Отечественная история», согласно учебному плану, предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:

Название специальности (направления) семестр
Лекц. (час.) Лаб. (час.) Прак. (час.) Формы контроля
Все неисторические специальности   -   экзамен

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии системы знаний,

умений и навыков личности.

В результате изучения курса студент должен:

Знать:

• основные направления, проблемы, теории и методы истории;

• движущие силы и закономерности исторического процесса;

• место человека в историческом процессе, политической организации общества;

• различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей;

• сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:

• логически мыслить, вести научные дискуссии;

• работать с разноплановыми источниками;

• осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

• получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

• преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы,

• события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

• формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;

• выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы;

• сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

• выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

• извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

• «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники);

• представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма

• навыками исторической аналитики: способностью на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

• анализа исторических источников;

• навыками работы с исторической картой;

• приемами ведения дискуссии и полемики.

В результате обучения формируются следующие компетенции:

• способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий;

• способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

• способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

• способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук;

• способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

• способность к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт.

При организации курса использована технология модульного обучения - организация учебного процесса для полного овладения содержанием образовательных программ на основе независимых учебных модулей с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса. Формы обучения: проблемная лекция, проблемный семинар, консультации, самостоятельная работа студентов. Методы обучения: решение ситуационных задач, презентационный метод, самостоятельная работа, консультация, индивидуальная работа.

Порядок организации обучения по дисциплине «Отечественная история».

С точки зрения содержания весь изучаемый материал разбит на пять хронологических модулей:

- Русь феодальная в IX - начале XVII вв.;

- Россия в XVII – XVIII вв.;

- Россия в ХIХ – начале ХХ вв.;

- Отечественная история в 1917 - 1953 гг.;

- Россия советская и постсоветская (1953 - 2010 гг.).

В рамках каждого модуля выделяется ключевая проблема, через призму которой рассматриваются исторические события данного периода. Материал каждого модуля разбит на четыре основных вопроса, что позволяет рассмотреть поставленную проблему в четырех сферах: социально – экономической, политической, общественной и в области внешней политики.

По каждому модулю предусмотрены лекционные, семинарские занятия, консультации с преподавателем, выполнение индивидуального домашнего задания, тест.

Распределение занятий по модулям

Номер модуля Тема Лекции (часы) Семинары (часы)
  Вводная лекция: Сущность и назначение истории   --
  Русь феодальная в IX - начале XVII вв.    
  Россия в XVII – XVIII вв.    
  Россия в ХIХ – начале ХХ вв.    
  Отечественная история в 1917 - 1953 гг.    
  Россия советская и постсоветская (1953 - 2010 гг.)    

В ходе обучения осуществляется текущий и итоговый (тестовый) контроль. За текущий контроль студент имеет возможность получить максимум 60 баллов, за тестовый – 40 баллов. Баллы, полученные по текущему контролю, суммируются. По результатам тестирования вычисляется средний балл.

По текущему контролю предусмотрена следующая схема распределения баллов:

- за выполнение ИДЗ по модулю - max 2 балла;

- за работу на семинарских занятиях по модулю - max 10 баллов.

Индивидуальное домашнее задание по модулю предполагает работу с историческими документами, студенту необходимо прочитать отрывки из документов, размещённые в пособии и ответить на вопросы.

На семинарах работа проводится устно (разбираются вопросы, согласно планам семинарских занятий) и письменно. Письменные работы оцениваются максимум в 10 баллов (за все семинары модуля). Из них: 2 балла - за посещение, 2 балла - за знание исторических дат, 2 балла - за знание основных понятий и персоналий по теме, 2 балла - за владение содержанием, умение устанавливать причинно - следственные связи между историческими явлениями, 2 балла - за умение работать с историческими картами, схемами. В случае, если студент по уважительной причине пропустил семинарское занятие, он имеет право по согласованию с преподавателем устно или письменно ответить по теме занятия и получить баллы за работу.

Тестирование. В ходе изучения курса студенты проходят тестирование по каждому модулю. В рамках каждого из тестирований будет предложено 50 вопросов. Каждый правильный ответ на вопрос приносит 0,8 балла. Соответственно, максимально возможное количество баллов за тест по каждому модулю – 40.

Выставление итоговой оценки. В основу оценки знаний заложен принцип накопительного рейтинга в течение всего обучения. Рейтинг по дисциплине складывается из суммы баллов, набранных по текущему и тестовому контролю. Экзаменационная оценка выставляется по набранному рейтингу.

Итоговая оценка Количество баллов, необходимых для получения оценки
Отлично 80 - 100
Хорошо 60 - 79
Удовлетворительно 40 - 59
Неудовлетворительно 0 - 39

Если студент по результатам накопительного рейтинга получает оценку «неудовлетворительно», он имеет возможность ликвидировать академическую задолженность в период сессии посредством сдачи экзамена по всему курсу преподавателю устно по экзаменационным билетам и получить максимально 20 баллов, которые прибавляются в общий рейтинг.

Вторая пересдача проводится в центре тестирования. Студент также может получить максимум 20 баллов. Третья пересдача принимается комиссией кафедры, при этом результаты накопительного рейтинга аннулируются, а оценка не может быть повышена относительно полученной более чем на один балл.

При подготовке к курсу мы рекомендуем пользоваться следующей учебной литературой:

1. Барсенков, А.С. История России 1917-2004: учебное пособие/ А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 816 с.

2. История России в новейшее время (1945 – 2001): учебник для вузов / под ред. А.Б. Безобразова. - М.: Олимп, 2001. – 510 с.

3. История России в новейшее время 1985 – 2009 гг. Учебник. /Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: Проспект, 2010. – 448 с.

4. История России с древнейших времен до конца XVIII века / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосильцев. – М.: ООО «Фирма и Изд-во АСТ»; 2000. – 576 с.

5. История России ХIХ – начала ХХ вв.: учебник для вузов / под ред. В.А. Федорова. - М.: Проспект, 2000. – 536 с.

6. История России ХХ век. / под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2001. – 768 с.

7. История России. С начала XVIII – до конца XIX века / А.Н. Сахаров, Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 544с.

8. Короткевич, В.И. История современной России. 1991 – 2003. Учебное пособие. / В.И. Короткевич. - СПб.: Изд – во СпбГУ, 2004. – 296 с.

9. Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 5 – е изд. -. М.: Издательская группа ИНФРА М—НОРМА, 2011. - 592 с.

10. Новейшая история Отечества. ХХ век: учебник для вузов в 2-х кн. / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - М.: Владос, 2002. – 496 с.

11. Орлов, А.С. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов / Орлов А.С. [и др.]. – 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006.—528 с.

12. Отечественная история: учебное пособие в 3-х ч. / под ред. А.Э. Лившица, С.В. Голосилова, А.В. Шуструйского. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2002.

Интернет - ресурсы:

1. www.hist.msu.ru/ER/ - Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

2. www.edu.tsu.ru/historynet/education/rus_history/study_lections.htm - Интернет для историка. Ресурсы по истории России: курсы лекции.

3. www.edu.tsu.ru/historynet/education/rus_history/study_lections.htm - Интернет для историка. Ресурсы по истории России: учебники и учебные пособия.

4. www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm - Отечественная история.

5. www.history.ru - История России.

6. www.history.machaon.ru/ - Международный исторический журнал.

7. www.i-u.ru - Русский гуманитарный Интернет-университет.

РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА И ЕЁ ЗАДАЧИ

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ

Понятие «история»

Известный русский историк В.О. Ключевский писал: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: как движение во времени, процесс и как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю».

Термин «история» и сегодня имеет два основных значения:

· это то, что было в прошлом (история, которая происходила), то есть это реальный процесс жизни общества с каждой минутой уходящий в прошлое

· это знание о том, что было (история, которая пишется), то есть это наука, которая изучает реальный процесс жизни людей в прошлом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: