В Германии
В межвоенный период государственность Германии претерпела радикальные изменения. Поражение в Первой мировой войне, революция привели к образованию республики. 28 ноября 1918 г. император Вильгельм II официально отрекся от престола. Власть перешла к социал-демократическому национальному собранию, которое в июне 1918 г. подписало унизительный для Германии Версальский договор и 31 июля приняло Веймарскую конституцию. На принципы нового государственного порядка значительное влияние оказала Конституция США 1787 г. Взаимоотношения разных государственных институтов определялись на основе принципа разделения властей. После подписания 14 августа президентом Максом Эбертом Веймарская конституция вступила в силу. Она состояла из 181 статьи и открывалась парадоксальным утверждением: Германская империя — республика (ст. 1). Сохранив прежнее название, Германская империя провозглашалась республикой с федеральной формой государственного устройства. Бывшие союзные государства получили название «земли». Земли имели свои законодательные собрания и конституции. Однако империя (федеральное государство) обладала преимуществами в полномочиях и компетенции по отношению к землям. Существовала даже статья об «имперской экзекуции», по которой президент с помощью военной силы мог заставить отдельные земли выполнять возложенные на них Конституцией обязанности.
В соответствии с Конституцией утверждался общегерманский парламент из двух палат — рейхстага (нижней палаты) и рейхсрата (верхней палаты, имперского совета). Депутаты рейхстага, избираемые на основе всеобщего избирательного права на четыре года, представляющие весь народ, подчинялись только своей совести и не были связаны мандатами (ст. 21). В рейхсрате заседали представители областей (земель) Германии, консультировавшие правительство. Статья 41 гласила: «Президент империи избирается всем германским народом». Президентом мог быть избран только немец, которому исполнилось 35 лет. По истечении семи лет президент мог быть переизбран на новый срок. Смещение президента допускалось по предложению 2/3 голосов рейхстага референдумом. Отрицательный результат референдума означал роспуск рейхстага. Президент имел довольно широкие полномочия: мог распустить парламент и назначить новые выборы, объявлять чрезвычайное положение, самостоятельно назначать главу правительства и его министров, являлся главнокомандующим вооруженными силами. Широкими правами наделялся и глава правительства — канцлер Германии, которому поручалось «формулирование основных принципов политики». Судебную власть представлял Верховный государственный суд. В ст. 109 декларировалось: «Все немцы равны перед законом». Отдел V Конституции «Хозяйственная жизнь» предусматривал постепенную социализацию экономики.
После смерти первого президента Эберта в 1925 г. в Германии состоялись первые в ее истории всенародные выборы президента. Победу одержал 78-летний фельдмаршал фон Гинденбург, презиравший демократию и ставивший цель возрождения Великой империи. Переизбранный в 1932 г. Гинденбург, используя ст. 48 Конституции, создал своими указами внеконституционное правовое поле, которое установило доминирование президентской власти.
Под покровительством Гинденбурга к власти стали рваться правые элементы. Среди них самой влиятельной стала Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП), созданная в 1919 г. Идеи главы этой партии Адольфа Гитлера о «новом порядке» «без свиней капиталистов, евреев и коммунистов» находили отклик в широких слоях населения. На выборах в рейхстаг в мае 1924 г. за эту партию проголосовало 2 млн немцев. На выборах в рейхстаг 1930 г. партия Гитлера оказалась второй, а уже в 1932 г. стала первой. 30 января 1933 г. Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером, предоставив ему особые полномочия. 21 марта 1933 г. парламент, наделив Гитлера чрезвычайными полномочиями, был распущен. 14 июля 1933 г. правительство издало закон, запрещавший существование каких-либо партий и организаций кроме НСДАП. 30 января 1934 г. был издан Закон о переустройстве империи. Его ст. 4: «Имперское правительство может создавать новое конституционное право». Закон от 14 февраля 1934 г. ликвидировал все виды местного самоуправления. 1 апреля 1934 г. скончался рейхспрезидент Гинденбург в возрасте 87 лет, после чего Гитлер стал фактически главой государства. 8 июля 1934 г. был издан Закон об обеспечении единства партии и государства. 1 августа 1934 г. путем референдума принимается Закон о верховном главе германской империи. § 1 закона гласил: «Должность президента империи объединяется с должностью рейхсканцлера; в силу этого установленные до сих пор правомочия президента империи переходят к вождю нации (фюреру) и рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру. Он назначает своего заместителя». В §2 было сказано: «Этот закон вступает в силу с момента кончины президента империи фон Гинденбурга».
Итак, все политические партии, кроме НСДАП, были запрещены, профсоюзы распущены, а их средства конфискованы. В стране устанавливается диктатура нацистской партии.
Получив неограниченную власть, Гитлер и его окружение создали унифицированное государство, которое вплоть до своей гибели работало, как часовой механизм. В этом государстве — «тысячелетнем рейхе» переплелись магические оккультистские структуры с институтами научно-техническими. В основу государственного устройства был положен принцип пирамиды. Символом высшей власти стала свастика (древний астрологический знак). В рейхе воцарилась философия тотальной организации, когда каждый должен был стать неотъемлемой частью целого.
На самом верху этой пирамиды стоял фюрер, его ближайший совет составляли комитет трех и пять рейхсфюреров. Далее шли фюреры, занимавшие более низкое положение. Самым «маленьким» фюрером был «блок лейтер», который отвечал за дом или группу домов. В его обязанности входили: контроль за морально-политическим уровнем жильцов, прописка на жительство, пресечение вредных слухов, воплощение в жизнь приказов руководства и т.д. Блок лейтер мог в любое время осмотреть любую квартиру в своем владении, вправе был применить силовые меры.
Эта гигантская бюрократическая система опиралась на невиданный по мощи аппарат насилия.
Армия (вермахт) была рассредоточена по всей стране. В каждом штатгальтерстве (военно-территориальном округе) высшим начальником армии и территории являлся гауляйтер, назначаемый лично фюрером. Армии помогали полиция и пожарные части. Кроме этого, НСДАП имела свои партийные вооруженные силы в форме СА (штурмовые отряды), возникшие в августе 1921 г. из небольшой организации по охране митингов и собраний гитлеровской партии. На 1 января 1935 г. в СА насчитывалось 3 543 099 человек, в том числе в сухопутных отрядах — 1 499 034, морских — 64 428, воздушных — 105 256. В первом резерве — 497 610, во втором — 1 376 771 человек.
Вскоре место СА заняли охранные отряды СС, возникшие в марте 1923 г. как личные телохранители Гитлера. К 1933 г. в СС было 52 тыс. человек. В отличие от СА в СС подбирали людей только партийных, прошедших тщательную проверку на предмет генетической и партийно-нравственной чистоты. Лица, состоявшие на службе в СС, стали высшей кастой рейха. Аппарат СС включал отдел расовой чистоты, службу безопасности СД, в которую входили внешняя разведка и Гестапо — государственная тайная полиция. В сентябре 1939 г. все эти службы вошли в имперское главное управление безопасности РСХА. Гестапо располагало огромной паутиной разветвленной агентуры. Агенты проникали повсюду, как внутри Германии, так и за рубежом, делились на 3 категории — А, С и F. А — штатные сотрудники; С — те, кто находится на сдельной оплате; F — члены партии, работавшие за идею, без какого-либо вознаграждения, дополнительной оплаты. По особому закону о гестапо (10 февраля 1936 г.) на него возлагались исключительно задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Приказы и распоряжения гестапо были выведены из-под судебного контроля. Во главе всей полицейской системы и системы внутренних дел был поставлен Г. Гиммлер (июнь 1936 г.) с одновременными правами райхсфюрера СС.
Войска СС обслуживали концентрационные лагеря. Было создано 23 лагеря смерти, через которые прошли десятки миллионов человек. В годы войны число лагерей достигло 2 тыс.
Особое место в рейхе отводилось Министерству пропаганды, которое возглавил Йозеф Геббельс. Целью Министерства было воздействие на сознание немцев, которые в рейхе должны были мыслить и чувствовать одинаково. Весь мир облетели слова Геббельса: «При слове «культура» моя рука тянется к парабеллуму».
Министерство пропаганды состояло из отделов информации, прессы, культуры и военного отдела, имело 13 филиалов, а также автономный пункт в Пруссии.
Геббельс стал одним из инициаторов внедрения системы союзов. Например, существовали студенческий союз, союз преподавателей высшей школы, женский союз, имевшие статус подразделения партии. Немецкий рабочий фронт, имперский союз немецких чиновников, союз немецких врачей, союз юристов, союз учителей, союз немецких техников обладали статусом примыкающих к партии союзов. Партия держала под контролем союз гитлеровской молодежи, который делился на группы от 10 до 14 лет и от 14 до 21 года. Здесь дети и юноши носили униформу, имели знаки различия и строили отношения по системе подчинения. Для молодого человека приказ становился смыслом жизни. Такая же приказная система установилась и на производстве. Здесь командовали виртшафтсфюреры. Экономика регулировалась и развивалась по 4-летнему государственному плану. Для контроля над рабочей силой были введены всеобщая трудовая повинность и трудовые книжки.
Приказной системы не избежала даже церковь. Священники всех конфессий назначались с согласия соответствующего чиновника и должны были в своих проповедях восхвалять национал-социализм и фюрера. Такое тоталитарное государственное устройство позволяло проводить глобальную политику по уничтожению на земле всех «вредных и неполноценных рас» и народов. Рейх должен был распространить новый порядок по всей планете, а национальная государственность — дать начало новой цивилизации, низвергающей гуманизм, христианство и науку.
Нацистское законодательство было призвано укрепить механизм нацистской диктатуры. В 1935 г. был принят Закон о всеобщей воинской повинности для мужчин от 18 до 45 лет сроком на 2 года, затем правительство в условиях Второй мировой войны три раза объявляло тотальную мобилизацию. На содержание армии шла половина государственных финансов.
Суть правовой политики государства была закреплена в программе НСДАП, в которой провозглашалось: «Мы требуем немецкого партийного права для замены им римского права, которое служит материальному общественному строю». Немецкое общество объявлялось высокодуховным, состоящим из представителей высшей расы, которая определяется магическим началом и имеет связь с космосом.
Закон о гражданстве от 15 сентября 1935 г. делил жителей государства на граждан и подданных. Полноправным гражданином признавался немец с чистым расовым происхождением. К подданным относились все прочие, и за ними не признавались права. Особые законы 1936 г. и 1938 г. ставили вне закона цыган, евреев и всех представителей иудейской веры. Они позволяли экспроприировать собственность этих лиц и физически их ликвидировать. Гражданское право регулировалось ГПК 1934 г. и рядом гражданских законов 1937 г. Эти законы резко ограничивали право собственности и усиливали государственное регулирование социально-хозяйственных связей. Закон от 14 июля 1933 г. устанавливал своеобразное брачно-семейное право. Брак и семья были поставлены под контроль государства. Свобода заключения брака была ограничена. Запрещалось создание семьи со страдающими наследственными болезнями, шизофрениками, инвалидами, неполноценными, умалишенными, хилыми, даже физически слабыми лицами. В соответствии с этим законом были созданы суды здоровья, которые давали соответствующие разрешения. Значение этих судов возросло после принятия Закона о принудительной стерилизации и кастрации 1933 г. Уже в первые годы его действия операции были подвергнуты 60 тыс. человек, 5 тыс. операций закончились летальным исходом. Специальные законы начала 1934 г. установили равенство супругов, но запрещали арийцам вступление в брак не только с представителями других рас, но и с лицами, отмеченными в прошлом «недостойным поведением, позорным образом жизни, не внушающим доверия внешним видом» (смуглый цвет кожи, раскосые глаза, курчавые волосы). Узаконивалась проституция, долгом женщины объявлялось рождение воина для фюрера.
Уголовное законодательство возвело все криминальные проявления в ранг государственных преступлений. Ответственность за государственные преступления предусматривала смертную казнь или заключение более чем на 15 лет. Нацистская юстиция имела упрощенную структуру. В марте 1933 г. были созданы специальные суды из трех членов партии, которые по представлению прокурора, как правило, выносили обвинительный приговор. С 18 апреля 1936 г. эти суды стали подчиняться созданному Народному суду, состоявшему из пожизненных судей. Народный суд разбирал самые опасные дела против государства, руководствовавшись партийной идеологией, заставлявшей судей быть беспощадными к врагам фюрера и рейха.
Таким образом, Германия при Гитлере показала один из классических примеров тоталитарного государственно-правового устройства.
Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставило вопрос о будущем государственном устройстве Германии. Летом 1945 г. (17 июля — 2 августа) на Потсдамской конференции трех великих держав — СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля К. Эттли) было принято решение о проведении демилитаризации и денацификации страны, декартелизации экономики и демократизации общественно-политической жизни. Для этого Германия была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе. Совместному управлению подлежала столица — Берлин. Верховную власть осуществлял специально созданный Союзный контрольный совет (1945 г.), который управлял оккупированной страной. Согласно достигнутой на конференции договоренности, в Германии должно было быть полностью разрушено тоталитарное государство: запрещалась НСДАП и все связанные с ней организации, большинство карательных учреждений рейха (включая СА, СС и службы СД) были объявлены преступными, распускалась армия, отменялись расовые законы и акты политического значения.
Логическим следствием разделения Германии стало образование двух государств — Федеративной Республики Германии на западе и Германской Демократической Республики на востоке.
Принятие 8 мая 1949 г. парламентским советом и утверждение оккупационными властями Конституции юридически и политически закрепило раскол Германии и образование ФРГ. Боннская (по новой столице ФРГ) конституция устанавливала в ФРГ парламентскую республику, основанную на принципах строгого разделения властей и федерализма. Однако в ходе развития роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.
Конституция провозглашала Федеративную Республику Германии «демократическим, правовым и социальным государством». Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.).
Основными государственными органами ФРГ являлись: бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.
Бундестаг — нижняя палата парламента, избирался на четыре года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Бундестаг был основным законодательным органом.
Бундесрат (верхняя палата парламента) формировался из представителей земель, его согласие необходимо для принятия законов, изменяющих конституцию, границы территории земель, структуру земельных органов и т.д.
Федеральный президент избирался на пять лет Федеральным собранием, обладал ограниченными полномочиями: представлял на утверждение кандидатуру на пост главы правительства, назначал и увольнял федеральных судей и чиновников, представлял страну на международной арене.
Реальное руководство исполнительной властью осуществляло федеральное правительство во главе с канцлером. Канцлер — как правило, глава партии, победившей на выборах, утверждался парламентом, имел право законодательной инициативы.
Конституционный суд ФРГ осуществлял контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривал споры о правах и обязанностях высших органов федерации, отдельных земель, выносил решение о запрете политических партий ввиду их антиконституционности. Судьи конституционного суда избирались пожизненно, 50% — бундестагом и 50% — бундесратом. Конституционный суд практически был организован лишь в августе 1951 г
Раздельное существование германских государств продолжалось не очень долго. В результате глубоких изменений, происшедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения страны.
От Потсдамской встречи Сталина, Трумэна и Эттли летом 1945 г. Германия пришла к революции 1989 г. в ГДР, когда в 160-километровой берлинской стене, заложенной 13 августа 1961 г., обошедшейся в 870 млн марок, унесшей жизни 80 человек, сохранявшейся 28 лет и 88 дней, было пробито более 100 проходов. Германия объединилась фактически.
Основой этого объединения стал конституционно-правовой аспект, так как в Боннской конституции было сказано: «Он (народ) действовал также за тех немцев, которым было отказано в сотрудничестве (речь шла о гражданах ГДР). Германский народ в целом призывается
путем свободного самоопределения осуществить до конца единство и свободу Германии».
В соответствии с Боннской конституцией бывшие округа ГДР получили статус федеральных земель. Огромная разница между уровнем жизни двух Германий (в ФРГ средняя почасовая оплата труда составляла 18,43 марки, в ГДР — 6,83 марки) вынудила руководство ФРГ прибегнуть к политике выравнивания. Канцлер ФРГ Гельмут Коль выдвинул план (из 10 пунктов) государственно-политического объединения Германии. При согласии четырех держав (США, Великобритании, Франции и СССР) ГДР и ФРГ слились в единое государство.
Создание новой единой Германии опиралось на договоры между ГДР и ФРГ. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально-экономический союзы, в августе 1990 г. — государственно-политический. 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать как отдельное государство. На ее территории вошла в силу Конституция ФРГ 1949 г., ставшая общегерманской. Восточная Германия была заново разделена на исторические пять земель, которые получили все права в соответствии с Боннской конституцией. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ.
Объединение сделало Германию наиболее мощным западноевропейским государством, которое стало играть определяющую роль не только в Европе, фактически приобрела статус великой державы.