В парадигме социальной психологии

Система массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации. Соотношение понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации». Особенности средств массовой информации: обеднение контекста, монологичность, бесконтактность.

Социальные функции средств массовой коммуникации: информационная, социального контроля, социализации личности, организационно-поведенческая. Психологические функции средств массовой коммуникации: формирование группового сознания, эмоциональная, коммуникативная.

Психологические теории массовой коммуникации: теории «линейного влияния» (модель Лассуэлла, Бреддока, Шрамма), теории «селективного влияния» (модель Каца и Лазарсфельда, Робинсона, Роджерса и Шумейкера).

Процессуальные теории массовой коммуникации: социального научения, культивирования, социализации, использования и удовлетворения, навязывания повестки дня, когнитивная теория.

Тема 2.Структура личности как база восприятия информации

Понятие «личность». Психологическая структура личности. Влияние психологических свойств личности на восприятие информации.

Структура личности по Зигмунду Фрейду, Карлу Юнгу, Эрику Берну в контексте восприятия информации. Понятия «сознание», «сверхсознание», «подсознание», «коллективное бессознательное», «личное бессознательное», «родитель», «взрослый», «дитя». Архетипы Карла Юнга.

Психические процессы (ощущения, восприятие, представление, воображение) и их влияние на восприятие информации. Понятие «ощущения». Свойства ощущений: адаптация, контраст, порог ощущений. Сенсибилизация, последовательные образы. Виды ощущений.

Понятие «восприятие». Свойства восприятия: избирательность, предметность, апперцепция, осмысленность, константность. Виды восприятия. Восприятие цвета. Восприятие рекламы.

Понятие «представление». Функции представлений. Виды представлений.

Этапы обработки и восприятия информации: контакт, внимание, понимание, принятие, запоминание. Понятие «внимание». Характеристики внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, предметность.Избирательность внимания. Факторы, оказывающие влияние на внимание.

Понимание как интерпретация раздражителя. Факторы понимания: личностные и физические характеристики стимула.

Понятие «память». Процессы памяти: запечатление, хранение, извлечение, забывание. Механизмы запоминания информации.Виды памяти: кратковременная, долговременная, промежуточная, оперативная.

Тема 3.Психологические модели убеждающего воздействия

Понятие «социальное влияние». Понятие «когнитивный диссонанс». Социальное влияние стереотипов. Понятие «стереотип» в контексте массовой коммуникации. Отрицательные и положительные стереотипы.

Понятие «установка». Структура социальной установки. Положительные и отрицательные установки.

Специфика убеждающего воздействия. Эффективность убеждения. Факторы, влияющие на эффективность убеждения. Психологические модели убеждающего воздействия.

Специфика внушающего воздействия. Суггестивность.

Понятие «логика». Факторы, обусловливающие логические апелляции к аудитории. Понятие «эмоции» в контексте массовой коммуникации. Эмоциональная сторона восприятия средств массовой информации. Факторы, обусловливающие эмоциональные апелляции к аудитории. Сочетание логических и эмоциональных апелляций к аудитории.

Феномен слухов и его изучение. Коммуникативные характеристики слуха. Типология слухов: стихийные официальные, стихийные, неофициальные, организованные и контролируемые органами власти. Эмоциональная типология: «слух-желание», «слух-пугало», «агрессивный слух». Свойства слухов.

Источники и условия возникновения слухов. Возникновение и циркуляция слухов. Трансформация слухов. Искажения в процессе циркуляции слухов.

Сплетни как инструмент PR. Психология сплетни. Польза слухов и сплетен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: