(параметрический одновыборочный 1-критерий Стьюдента)
Ситуация в М.И.: часто возникает необходимость делать предположения о среднем значении генеральной совокупности по результатам проведенных исследований (выборка).
Пример: Проверяется целесообразность добавления товара на полки магазинов.
Принято решение: недельная продажа в каждом магазине сети супермаркетов -100 единиц данного товара является гарантией прибыльности.
Если объем продаж в среднем в одном магазине будет не менее 100 единиц, то товар будет выведен на рынок во всей сети.
Магазин | Продажи |
х-ц 8..
РАЗЛИЧИЕ СРЕДНИХ ЗНАЧЕНИЙ ДВУХ ВЫБОРОК
Задачи М.И. (оценка статистической значимости различий средних значений двух случайных величин):
предпочтение упаковки продукта (пиво - стекло; жесть);
потребление напитков на душу населения (по районам).
Метод: параметрический t-критерий Стьюдента.
Подобная статистика проверки гипотез:
S - общая оценка стандартной ошибки разности двух средних значений
Статистика t имеет табулированные значения
Пример: компания проверяет - будет ли продукт в пластиковой упаковке продаваться лучше, чем в металлической.
№ | ||||||||||
пластик | ||||||||||
металл |
Расчетный уровень значимости = 0,14
СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ
(для одной генеральной совокупности)
Задача М.И. - исследование различий между двумя долевыми выборками из одной генеральной совокупности.
Пример: различие в спросе на продукт среди разных категорий населения (среди студентов - пользуются 30 из 100;
молодежь не студенты - 20 из 100).
Особенность: для допущения нормального распределения выборок они должны быть достаточно большими:
n -объем выборки
р - доля успехов nр > 10
q - доля неудач nq > 10
Статистика:
Критерий углового преобразования Фишера
РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ НЕСВЯЗАННЫМИ
ВЫБОРКАМИ
Независимые выборки: образуются в результате принадлежности наблюдений к разным категориям (разделение респондентов на группы по полу, по профессии и т.д.).
Группы можно сравнивать по любым показателям, представляющим интерес, т.е. по значениям зависимых переменных.
Например, можно сравнить мужчин и женщин по их отношению к торговой марке или рекламному ролику. Или же найти различия между представителями разных профессий в том, как они воспринимают цену товара. Или выявить различия в реакциях на поведение торгового персонала между респондентами, принадлежащими к разным психологическим типам.
Вычисляемые средние значения (или медианы) зависимой переменной отдельно для каждой из групп будут различаться почти всегда.
Критерии значимости различий - позволяют определить: являются ли эти различия статистически значимыми.
1) Сравниваются 2 независимые выборки:
- параметрический t-критерий Стьюдента;
- непараметрический U-критерий Манна-Уитни.
2) Сравниваются несколько независимых выборок:
- параметрический однофакторный дисперсионный анализ АNOVА;
- непараметрический Н-критерий Крускала-Уоллиса.
ПРИМЕР:
Графики (Вох-диаграмма):
- горизонтальная линия - положение медианы;
- вертикальные скобки - крайние значения зависимой переменной;
- высота прямоугольника - межквартильный размах.
Межквартильный размах - это диапазон вокруг медианы, содержащий 50% всех наблюдений (равен разности значений 75-й и 25-й процентили).
25-я процентиль - значение, ниже которого находятся 25% всех значений выборки.