Многие когнитивные исследования представляют собой попытку выделить такие свойства новой структуры, которые отличали бы ее от всех остальных. Процедуры, используемые когнитивными психологами при определении особенностей гипотетических структур, те же, что и в остальных науках. Например, ботаник может наткнуться на какую-нибудь неизвестную разновидность папоротника. Первое, что эн делает,—убеждается, что в существующей систематике такого растения нет. Отсутствие этого растения в имеющихся классификациях — это первый пункт; за-гем нужно описать его особенности (на-1ример строение, ареал, характеристики
роста) и встроить все это в имеющуюся ботаническую систематику. У когнитивного психолога сходная задача: выделить и идентифицировать мысленные явления. Однако, между психологическим и ботаническим исследованием есть одно существенное различие: ботаники могут непосредственно изучать свой объект, а у психологов это, как правило, не так. В некотором смысле, психологам приходится работать в темноте. Но психолог может определить приблизительно свойства постулированных им образований, наблюдая за поведением, ибо поведение управляется лежащими в его основе структурами.
|
|
В обобщенном виде соображения в пользу существования двух хранилищ памяти (рассмотренные в Главе 5) можно представить следующим образом: (1)интроспективно можно убедиться в том, что одни вещи запоминаются на короткое время, а другие — надолго; (2)физиологические исследования указывают на то, что функция кратковременного хранения может быть прервана, в то время как долговременные функции сохраняются; и (З)как показывают психологические эксперименты, иногда информация воспроизводится из кратковременного хранилища, а иногда — из долговременного; об этом говорят, например, эффект первичности и эффект недавности (см. Глава 5).