Декларативное знание и процедурное знание

До сих пор мы рассматривали по­нятие "знания'' так, как если 6bi оно относилось только к информа­ции о мире и его свойствах. Фило­софы шшвают его декларативным знанием В там смысле, что у йас есть знание о достоверности дек­ларативных высказываний. Если я спрошу вас о значении следующе­го предложения: "Я положил свою куртку в ванну, поскольку она была жжрооЛ то вы будете знать, то есть у вас Четь анаше, что "она" в этой предложений относится к куртке* a не к еапяе. Вы знаете* к чему относится он, потому, что у вас есть общирные доанвд о môk-рых куртках, ваннах* человеческом поведении» и-возможна о некото­рых людях, т желающих, чтобы мокрые куртки оказывались на их драгоценной мебели. С другой сто­роны, если бы вы бы ля в горящем здании и готовились сделать сумас­шедший рывок сквозь бушующее пламя к спасейию> тогда она впол­не естественно* могло бы относить-

ся к ванной. Однако, традицион­ная эпйс-темояогйя> область фшю-софии> изучающая природу> про­исхождение и пределы человечес­кого.анаййш, проводят различие Между знанием что (декларатив­ным) и знанием как (процедур­ным). Похоже, что некоторые виды юмора основаны на том, что­бы "поймать" Человека, заставив его сначала поверить в одно> а за­тем удивить истинным намерени­ем. Один ш наиболее известных примеров взят у Гручо Маркса, ко­торый сказал как-то: "Я подстре­лил слона в своей пижаме\,. Что он там делал - я уже никогда не узнаюР В примере с ванйой мы знаем* что она используется для купания к иногда для сушкн на­ших курток, но мы также шзем, как Принимать ванну. Такое зна­ние процедурное) совершенно qt-лнчно от знания декларативного. Поэтому во всякую объемлющую теорию репрезентации знаний баж-но включать обе формы знания.

Приложение 546

в другие центры, включая область гиппокампа, где, кроме прочих функ­ций, оценивается их эмоциональное содержание. Этот след (его называют энграммой) направляется далее в кору и'другие места, где происходит активация нейрохимических соединений, приводящая иногда к образова­нию следа постоянной памяти, так что при восприятии того же самого или сходного сенсорного впечатления этот след может быть активирован.

и церебральный кровоток* Пример

;ри помощи новых методов изу­чения мозга выдающийся когни­тивный психолог Эйде ль Тулъвянг1 выавйл различные тшш региональ­ного локального кровотока» связан­ные с различными типами памя­ти, Хотя в таких исследованиях методы неврологии я ранее соче­тались с когнитивными экспери­ментами, связь определенных фун­кций мозга с гипотетическими про-цессши памяти, представленная Тульвннгом в графическом виде» стала предвестником нового на­правления КОГЯИТИ&йОЙ ПСИХОЛО­ГИИ и науки о моаге,

Тульвинг использовал сложные инструменты, но сама процедура была, проста. Испытуемых лроси^ ли думать на различные темы и в это время проводили сканирование локального церебрального крово­тока. Некоторые предлагавшиеся темы были евя&шы с эпиэодйчес-кой памятью или эпизодами* при­вязанными ко времени, например с лично пережитыми событиями (такиш Как выходной день или просмотр фильма). Другие были связаны с семантическим адытам, таким к*к общие знания» или зна­ний о мире, которые испытуемый мог получить кз книг, В результа­те этого эксперимента были поду­чены относительно хорошо согла­сующиеся паттерны интенсивнос-

ти кровотока (а аНачйТ нервной активности), связанные с эпизоди­ческой памятью и семантике екш мышлением.

Чтобы поййть значение этого открытия (и других работ в этом направлений, проведенных в лабо­раториях всего мира), следует учесть Цель, с которой про:водит­ся большинство экспериментов и наблюдений в когнитивной психо­логии и неврологии. Когнитивная Психология в основном интересу­ется разработкой общих моделей разума, достоверность которых проверяется путем наблюдения за поведением и точного описаний важных подробностей нашей пси­хической жизни. Неврология2, со своей стороны пытается объяснить основное строение Нервной сйств-мы> включая мозг и его нормаль­ную и патологическую деятель* ность. Обе науки пытаются понять, как работает разумный мозг. Экс­перименты, такие как провед Туль­винг, указывают на роль обеих наук. Когнитивные психологи на­шли физическую основу для Неко­торых своих теорий (наприм.ер> о различных тижх памяти), а ней-рЪлогам удалосъ связать результа­ты Наблюдений за церебральным кровотаком с основной моделью познания.

подробнее см. Tüivmg (1989а, Ш9Ь, 1994) и TuMng et ai. (1994). %

* 2Веврология * научное направление, йаутакяцее #$йроана*ойшк>> йейро-физйояогшо, работу мозга и соответствующие терны е модели.

Методы нейрофизиологии 547

Неврология и язык

Как мы узнали ранее, язык - это многостороннее явление. Он включает в себя распознавание букв и слов, звуковые паттерны, ассоциативные сети, речь, понимание, а также социально-личные аспекты. Он служит сред­ством не только коммуникации, но и решения задач и мышления. Язык связан со многими когнитивными функциями и поэтому тот, кто ищет один или даже несколько нервных языковых центров, был бы подобен незадачливому любовнику, который все ищет, да не там. Разумнее предпо­ложить, что неврология языка не имеет определенного местоположения, а состоит из целого семейства способностей, которые имеют свои центры, но для полноценного действия которых необходимо, чтобы эти мириады центров взаимодействовали одновременно. Есть, например, надежные дан­ные, что два найденных ранее центра Брока и Вернике участвуют в гене­рации и понимании языка. Однако, клинические результаты ясно показы­вают, что глубокая афазия может возникать и в результате нарушений в тканях, соединяющих эти два центра.

Неврологическая основа языка изучалась различными средствами, вклю­чая клинические исследования пациентов с поврежденным мозгом, элект­рическую стимуляцию мозга, нейрохирургические процедуры, фармаколо­гические исследования и методы построения образов работы мозга. Мы не сможем детально перечислить достижния в этих областях, но приведем пример исследования.

Приложение 548

Рис. A4. Результаты электрической стимуляции мозга Ойеманном (Т991). Маленькие цифры сверху - количество испытуемых, а число в кружочке -процент испытуемых, у которых проявлялись ошибки называния при стимуля­ции данной части мозга.

Электрическая стимуляция. Биполяные микроэлектроды многие деся­тилетия использовались в экспериментах с человеком и животными. Не­которое время назад Пенфилд и Роберте (Penfield, 1959; Penfield and Ro­berts, 1959) ошеломили психологический мир, представив вербальные про­токолы пациентов, подвергнутых нейрохирургии; подавая низковольтные электрические потенциалы на классические языковые области, такие как зона Брока и зона Вернике, а также на некоторые области моторной коры, они обнаружили интерференцию с генерацией речи. Например, когда зонд помещали на речевые зоны, пациент (находившийся в сознании, посколь­ку эта процедура требует только местной анестезии) сообщал: "А, я знаю что это. Это то что засовывается в ботинок." После удаления зонда паци­ент сказал "нога" (Penfield and Roberts, 1959, с. 123).

В ходе более современных экспериментов по электростимуляции моз­га Ойеманн (Ojemann, 1991) выявил не менее интересные данные о мозге и языке. Его методика была сходна с методикой Пенфилда и применялась к пациентам, проходящим лечение от эпилепсии, при котором часть чере­па вскрывают, открывая кору мозга. В одной из процедур Ойеманн пока­зывал пациентам картинку и просил ее назвать при включенном и выклю­ченным зонде. Как и в исследованиях Пенфилда, здесь можно было разме­тить зоны коры, не действовавшие в этой задаче, и исключить другие зоны, которые сохраняли работоспособность. Результаты представлены на Рис.А4, где в кружочках показан процент испытуемых, у которых проявлялись ошибки называния. Заметим, что на некоторые области зонд не повлиял, в некоторых ошибки называния делали от 50 до 79% пациен­тов, а в некоторых ошибки были у менее 50%.

В другой задаче эти исследователи давали пациентам прочитать пред­ложение вроде "Водитель свернет на перекрестке и затем..." и предлагали завершить его. Как и предыдущая, эта задача выполнялась при наличии стимулирования определенных областей и при его отсутствии. В этом слу­чае у пациентов иногда были трудности с чтением предложения, и они пропускали слова, а иногда совсем прекращали чтение. В последней ситу­ации если зонд немного сдвигали, хотя бы на пару миллиметров, интерфе­ренция тут же исчезала. Поэтому был сделан вывод, что в конкретно этих языковых задачах решающую роль играют отдельные зоны. Интересно также, что местоположение этих зон сильно варьировалось у разных па­циентов.

ПЭТ-сканеры и язык. Выше мы вкратце рассмотрели процедуру ПЭТ-сканирования. Она имеет преимущество над электростимуляцией, поскольку не требует столь серьезного вмешательства в организм и может выпол­няться на здоровых испытуемых; электростимуляция, наоборот, обычно проводится как экспериментальное дополнение к нейрохирургии у паци­ентов с нарушениями. Некоторые исследования с ПЭТ проводились со словами, и эта область развивается так быстро, что в ближайшие годы видимо появится гораздо больше данных. Особый интерес представляет работа Познера и его коллег (Posner et al., 1988), показавшая что при зрительном предъявлении слов активируется затылочная доля, тогда как произношение слов вызывает активацию височно-теменной коры, что пол­ностью согласуется с предшествующими неврологическими исследования­ми. Эти исследования выглядят особенно показательно, если обратиться к типам использованных в них задач. В условиях выполнения семантичес-

Методы нейрофизиологии 549

Рис. А5. Данные ПЭТ-сканирования, показывающие, ка­кие зоны активируют­ся при зрительном чтении. Треугольни­ками показаны зоны, активируемые в пас­сивной зрительной задаче, а квадрата­ми - активируемые в семантической зада­че. Взято из: Posner étal. 11988).

г

I

Mm

кой задачи отмечалась более сложная обработка, чем при пассивном разглядывании слов. В одной семантической задаче испытуемого просили проиллюстрировать упот­ребление существительного. Например, на существительное молоток испытуемый мог ответить словом "ударить". В этой задаче требуется не просто пассивно разглядывать слова, как при обычном зрительном предъявлении, но и обращаться к ассоциативно-семантическим областям мозга. Познер и его коллеги обнаружили, что при этом увели­чивается поток крови в передней левой доле, что показано квадратами на Рис.А5. В других условиях эксперимента испытуемых просили сказать, рифмуются ли предъяв­ленные им слова и неслова, например PINT (пинта) и LINT ("неслово") или ROW (ряд) и THOUGH (хотя), для чего требовалось провести фонологический анализ предъявляе­мого зрительно материала. При выполнении этой задачи активировалась левая височная доля, связываемая обычно со слуховой обработкой. Эти эксперименты показывают, что языковая обработка модально специфична, т.е. что семантическая и слуховая обработка зрительно предъявляемого материала осуществляются в различных зонах.

Приложение 550

* Примечание редакторов. Психологи питают особое пристрастие к новейшим достижениям техники: они пытаются разглядеть в ней средства для экспериментального решения волнующих их проблем. При этом для новейшей истории психологии характерен один парадокс. Новая экспериментальная техника приводит к вул­каническому извержению сенсационных фактов и в то же время - к возрождению теоретически несостоятель­ных и давно ниспровергнутых концепций. Тень этого парадокса мелькает и в приведенном выше приложении, в котором на фоне дейтвительно впечатляющих картин мозговой динамики ненавязчиво^ырисовывается ста­рая проблема локализации психических функций и ее упрощенное (недаром автор упоминает о френологии, хотя и с осторожными оговорками) решение: здесь - внимание, здесь- процедурная память, здесь - общая память и т.п. И об этом говорится так, как будто не существует теории системного строения психических функций, разработанной А.Р.Лурией и его школой (а ведь среди американских неврологов и психологов А.Р.Лурия - самый читаемый ими русский автор!). По-видимому, на приведенные иллюстрации к современ­ным методам нейрофизиологии следует смотреть как на моментальные снимки некоторых эпизодов жизни одной из сложнейших проблем психологии.

I

Словарь терминов

/

ELIZA ("ЭЛИЗА") — одна из первых компьютерных программ, способных вести беседу; разработана Вейценбаумом из Массачусеттского Технологического Института.

ELINOR ("ЭЛИНОР") — иерархическая сетевая модель семантической организации, разра­ботанная Линдсеем, Норманом и Румельхартом.

PARRY ("ПАРРИ") — программа, позволяющая компьютеру вести беседу и имитирующая при этом ответы пациента, страдающего паранойей; использовалась в тесте на неразличи­мость человека и машины, причем в качестве экспертов приглашались психиатры.

SHRDLU (ШРДЛУ) — одна из первых компьютерных программ, которая позволяла роботу отвечать на вопросы, исполнять команды и воспринимать информацию на английском языке (Виноград).

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА (automatic processing) — активация некоторого элемен­та в памяти, запускаемая контекстуальными признаками контекста и требующая незначи­тельного внимания субъекта.

АВТОНОЭТИЧНОЕ СОЗНАНИЕ (autonoetic consciousness) — знание о лично переживае­мых событиях. Также известно как "знающее о себе" сознание и связано с эпизодической памятью (Тульвинг). (См. прим. 2.)

АДАПТАЦИЯ (adaptation) — один из главных процессов интеллектуального развития, на­правленный на то, чтобы эффективно справляться с окружающими условиями, и включаю­щий два вида деятельности: ассимиляцию и аккомодацию (Пирже).

АККОМОДАЦИЯ (accommodation) — активность, являющаяся составной частью интеллек­туальных процессов, во время которых происходит перестройка механизмов умственной дея­тельности, так чтобы новая информация, недостаточно согласующаяся с ними, могла быть усвоена познавательной системой (Пиаже).

АЛФАВИТНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ (alphabetic writing system) - изображение основных звуков языка в виде графем.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС (parsing paradox) — проблема: начинается ли распознава­ние паттерна ^анализа его составных частей (по принципу переработки "снизу—вверх") или с выдвижения гипотезы о целом паттерне (по принципу переработки "сверху—вниз").

АНОЭТИЧНОЕ СОЗНАНИЕ (anoetic consciousness) — не вполне осознаваемое состояние, временно относящееся к ситуации, что позволяет фиксировать в сознании признаки окруже­ния и поведенческие реакции. Также называется "незнающим сознанием" и соответствует процедурной памяти (Тульвинг).

АНТРОПОМОРФИЗМ (antropomorphism) —- приписывание человеческих свойств неоду­шевленным объектам.

АПРИОРНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (prior probability) — вероятность того, что при обстоятель­ствах, сходных с данными, событие произойдет.

АССИМИЛЯЦИЯ (assimilation) — деятельность, являющаяся частью процесса адаптации мышления и состоящая в том, что новая информация включается в познавательную систему, подобно тому как на физиологическом уровне усваиваются питательные вещества (Пиаже).

АССОЦИАЦИЯ (association) — принцип, сформулированный впервые Аристотелем и утвер­ждающий, что отдельные идеи соединяются в уме по принципу смежности, сходства или контраста.

БЕССМЫСЛЕННЫЙ СЛОГ (nonsense syllable) — последовательность из нескольких (обыч­но из трех) букв, не являющаяся словом; впервые применена Эббингаузом для изучения памяти.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (unconscious state) — воспоминания, с трудом поддаю­щиеся осознанию.

БЛИЗОСТЬ (proximity) — гештальтпсихологический принцип организации, утверждающий, что элементы, находящиеся близко друг к другу в пространстве и/или времени, склонны восприниматься совместно.

ВЕРИФИКАЦИЯ (verification) — гипотетический этап творческого процесса, на котором разрабатывается или проверяется решение проблемы.

ВНИМАНИЕ (attention) — концентрация мысленных усилий на сенсорных или умственных событиях.

ВНУТРЕННЯЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ (internal representation) — преобразование признаков окружения в значимые когнитивные символы воспринятых стимулов. Также называется ко­дированием.

ВОЗБУЖДЕНИЕ (arousal) — общее состояние побуждения, поддерживающее нашу способ­ность к чувственному восприятию событий и умственным усилиям.

ВОСПРИЯТИЕ (perception) — раздел психологии, занимающийся вопросами обнаружения и интерпретации сенсорных стимулов. (См. прим. 3.)

ВТОРИЧНАЯ ПАМЯТЬ (secondary mernory) — постоянная память, характеризуемая инди­видуальными различиями (Вильям Джеймс).,

ГИПОТЕЗА ДВОЙНОГО КОДИРОВАНИЯ (dual-coding hypothesis) — утверждает, что рас­познавание слова основано как на зрительной, так и на слуховой его репрезентации.

ГИПОТЕЗА ФОНЕМНЫХ КОДОВ (phonemic-encoding hypothesis) — предполагает, что рас­познавание слов зависит от того, как зрительный входной сигнал преобразуется и кодирует­ся в виде звуковой репрезентации.

ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА (deep structure) — основополагающая форма предложения, со­держащая существенную, решающую для его значения информацию.

ГРАММАТИКА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (transformational grammar) — правила, по которым лингвистическая структура предложения трансформируется в другую форму с сохранением смыслового содержания (Хомский). \

ГРУППОВАЯ МОДЕЛЬ (set-theoretical model) — модель семантической организации, пред­полагающая, что понятия представлены в памяти в виде информационных групп, которые включают в себя примеры категорий и их атрибуты.

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (divergent thinking) — генерирование множества различ­ных ответов на единственную задачу; при этом правильность ответов зависит от их субъек­тивной оценки как абстрактных и гибких.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (long-term memory) — гипотетическая система хранения информации, характеризуемая бесконечной длительностью хранения и теоретически неогра­ниченным объемом; доступ к информации зависит от свойственных этой системе признаков.

ЗАБЫВАНИЕ (forgetting) — неспособность воспроизвести ранее полученную информацию.

ЗАКОН ЙЕРКСА-ДОДСОНА (Yerkes-Dodson law) — утверждает, что отношение между достижением и уровнем возбуждения представляет собой кривую в виде перевернутой буквы "U": увеличение уровня возбуждения приводит сначала к улучшению достижений, а после некоторого уровня достижения уменьшаются, возбуждение увеличивается.

ЗАТЕНЕНИЕ (shadowing) — экспериментальная процедура, используемая в исследованиях слухового внимания: испытуемых просят повторять речевое сообщение во время его предъяв­ления.

ЗАТУХАНИЕ (decay) — забывание вследствие недостаточного использования или повторе­ния полученной ранее информации.

ИЗОМОРФИЗМ (isomorphism) — взаимооднозначное соответствие между воспринимаемым объектом и его внутренней репрезентацией.

ИЗОМОРФИЗМ ВТОРОГО ПОРЯДКА (second-order isomorphism) — такая взаимосвязь между внешними объектами и их внутренними репрезентациями, которая подчиняется опре­деленным правилам, но не носит структурного характера.

ИКОНИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ (iconic memory) — сохранность зрительных впечатлений в тече­ние короткого интервала времени с возможностью их дальнейшей переработки.

ИНКУБАЦИЯ (incubation) — гипотетический этап творческого процесса, когда лучше на время отложить проблему в сторону и переключить внимание на что-либо другое.

ИНТЕЛЛЕКТ (intelligence) — способность осмысленно приобретать, воспроизводить и ис­пользовать знания, понимать конкретные и абстрактные идеи, постигать отношения между идеями и объектами.

Словарь терминов 552

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НА ВЫХОДЕ (output interference) — воспроизведение из памяти одно­го какого-нибудь элемента оказывает отрицательное влияние на воспроизведение последую­щих элементов.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (artificial intelligence) — всякий результат работы ком­пьютера, который сочли бы разумным, если бы он был произведен человеком.

КАРТИРОВАНИЕ (mapping) — вид символической репрезентации, предположительно опи­сывающей когнитивные отношения между физическим и концептуальным миром.

"КИТАЙСКАЯ КОМНАТА" (Xhinese Room') — тест, используемый для иллюстрации непри­годности "жесткой" позиции в подходе "искусственный интеллект" (существует также "мяг­кой" позиция). Испытуемому (или компьютеру), совершенно не знающему китайского языка, предлагается образец китайского текста вместе с набором правил для соотнесения иерогли­фов с другим набором символов.

КЛАССИФИКАЦИЯ (classification) — способность группировать объекты по одному или более параметрам, предполагающая понимание того, что субкатегории можно объединять (это называется трансформацией) для формирования высшей категории, от нее снова перехо­дить к прежним субкатегориям (свойство обратимости) (Пиаже).

КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ (clustering model) — модель семантической организации, предпо­лагающая, что понятия хранятся в памяти человека организованным образом — так, что понятия со сходными элементами хранятся вместе.

КОГНИТИВНАЯ КАРТА (cognitive map) — идея, предложенная Толмэном: то, чему крысы научаются в лабиринте,— это вовсе не последовательности типа "стимул—реакция", а кар­тинная или внутренняя репрезентация стимульной ситуации.

КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ (cognitive model) — метафора, основанная на наблюдениях и вытекающих из них умозаключениях, описывающих сбор, хранение и использование инфор­мации.

КОГНИТИВНОЕ КАРТИРОВАНИЕ (cognitive mapping) — общая пространственная ориен­тировка.

КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ (convergent thinking) — опирается на предварительно закодированную фактическую информацию.

КОНСЕРВАТИВНОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ (conservative focusing) — гипотетическая стра­тегия, используемая при формировании понятий: формулируется одна гипотеза, переформу­лировки положительного примера проверяются по очереди, а их результаты фиксируются.

КОНСЕРВАЦИЯ (conservation) — способность понимать, что некоторые трансформации не изменяют основные свойства объектов (Пиаже).

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ НАУКА (conceptual science) — та, что содержит полезные метафори­ческие схемы классификаций. Поскольку они изобретены людьми и для людей, они являются продуктами человеческого познания и отражают реальность.

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА (conceptual-propositional hypothes­is) — предполагает, что информация представлена в памяти в виде абстрактных высказыва­ний (пропозиций), описывающих объекты и их отношения.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ЗАКОН (conceptual rule) — утверждение о том, как должны быть связаны элементы некоторого стимула, чтобы он мог рассматриваться как пример конкретно­го понятия (напр., красный и квадратный).

КОЦЕПТУАЛЬНО УПРАВЛЯЕМАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ (con-ceptually driven processing) - см. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИНЦИПУ "СВЕРХУ-ВНИЗ".

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (short-term memory) — гипотетическая система хранения информации в течение около 12сек или более, за счет повторений; имеет объем около 7±2 элементов; характерно точное воспроизведение.

КРИТЕРИЙ ОТВЕТНОЙ РЕАКЦИИ (response criterion) — определяемая наблюдателем точ­ка, в которой сигнал отличим от шума. Если интенсивность сигнала больше этого критерия, принимается решение "сигнал есть"; при интенсивности сигнала ниже этой точки считается, что "сигнала нет".

ЛОГИКА (logic) — наука о мышлении, основанном на законах, определяющих достовер­ность умозаключения.

Словарь терминов

ЛОГОГЕН (logogen) — гипотетическая "система", участвующая в распознавании (напр., слова) и действующая как "суммирующая машина": она суммирует входную информацию и по достижении некоторого критического уровня выдает ответ, относящийся к тому или ино­му классу (Мортон).

МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ (Key Word Method) — мнемонический прием, используемый при изучении другого языка. Например, если английское слово созвучно какой-нибудь части другого языка, то эти слова можно связать, установив между ними воображаемое взаимоот­ношение.

МЕТОД РАЗМЕЩЕНИЯ (method of loci) — мнемонический прием; элементы, которые надо запомнить, мысленно располагаются в пространстве определенным образом и при воспроиз­ведении эти места "навещаются" по очереди.

МЕТОДИКА БРАУНА-ПЕТЕРСОНА (Brown-Peterson technique) — процедура, используе­мая при изучении кратковременной памяти; состоит в том, что между предъявлением эле­мента и началом его припоминания вводится отвлекающая задача, занимающая различный отрезок времени.

МНЕМОНИКА (mnemonic) — всякие приемы, служащие для облегчения запоминания и воспроизведения информации.

МОДЕЛЬ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (information-processing model)- модель, предпола­гающая, что есть несколько последовательных этапов переработки информации, на каждом из которых выполняются свои операции. Информация поступает на каждый этап от предыду­щего этапа, с ней производится некоторое преобразование, и затем она передается для пере­работки следующему этапу.

МОДЕЛЬ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (parallel processing model) -компьютерная программа, анализирующая все детали входной информации одновременно.

МОДЕЛЬ СРАВНИТЕЛЬНЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ (semantic feature-comparison model) — модель семантической организации, предполагающая, что понятия хранятся в памяти в виде наборов семантических признаков, различаемых по их определяющим или характерным особенностям.

МОДЕЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ (cental tendency model) — модель, в теории про­тотипов, предполагающая, что прототип представляет собой некоторое среднее из всего на­бора отдельных экземпляров.

МОДЕЛЬ ЧАСТОТЫ ПРИЗНАКОВ (attribute-frequency model) — одна из моделей в теории прототипов, согласно которой прототип отражает форму или наиболее часто встречаемое во внутреннем опыте сочетание признаков.

МОРФЕМА (morpheme) — наименьшая единица значения в языке (напр., приставка и суф­фикс), которая разными способами объединяется с другими такими же единицами для обра­зования слов.

МЫШЛЕНИЕ (thinking) — общий процесс мысленного рассмотрения некоторого вопроса, в результате которого формируется новая мысленная репрезентация.

НАДПОРОГОВЫЙ (supraliminal) — имеющий энергию, достаточную для возбуждения не­рвной активности

НАПРАВЛЕНИЕ (direction) — гештальтпсихологический принцип организации, утвержда­ет, что элементы, образующие непрерывное, плавное движение, имеют тенденцию восприни­маться совместно.

НОЭТИЧНОЕ СОЗНАНИЕ (noetic consciousness) — представление объектов, событий и связей между ними при отсутствии этих объектов и событий. Также именуется "знающим" сознанием и соответствует семантической памяти (Тульвинг). (См. прим. 2.)

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ, УПРАВЛЯЕМАЯ ВХОДНЫМИ ДАННЫМИ (data-driven processing) - см. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИНЦИПУ "СНИЗУ-ВВЕРХ".

Словарь терминов 554

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИНЦИПУ "СВЕРХУ-ВНИЗ" (top-down processing) -термин, заимствованный из компьютерной области; означает, что когнитивная переработка представляет собой основанное на гипотезе опознание стимульной ситуации в целом, что позволяет затем опознать ее составные части. (См. прим. 5.)

ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИНЦИПУ "СНИЗУ-ВВЕРХ" (bottom-up processing) — термин, заимствованный из компьютерной лексики и обозначающий когнитивную перера­ботку, инициируемую компонентами стимульного паттерна; когда такие компоненты сумми­руются, они позволяют опознать объект в целом.

ОБЩАЯ СУДЬБА (common fate) — гештальтпсихологический принцип организации, утвер­ждающий, что если некоторые элементы выделяются из большей группы сходным образом, то они будут стремиться сгруппироваться вместе.

ОБЪЕКТИВНАЯ УСТАНОВКА (objective set) — гештальтпсихологический принцип органи­зации, утверждающий, что после того, как мы восприняли некоторую структуру, она будет нам видеться и в других схожих структурах, воспринимаемых непосредственно вслед за первой.

ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ (perceptual span) — количество информации, которое можно вос­принять при предъявлении стимула на короткое время или в определенной зоне простран­ства.

ОДНОВРЕМЕННОЕ СКАНИРОВАНИЕ (simultaneous scanning) - гипотетическая страте­гия формирования понятий, при которой человек начинает с рассмотрения всех возможных гипотез и затем отбрасывают не выдержавшие проверки.

ОПОЗНАНИЕ ПО ПРОТОТИПУ (prototype recognition) — гипотеза, полагающая, что опоз­нание некоторого паттерна происходит путем установления соответствия сенсорных стиму­лов некоторому абстрактному или идеализированному когнитивному паттерну.

ОПОСРЕДОВАНИЕ (mediation) — процесс, расположенный между стимулом и реакцией; обеспечивает связь между ними и способствует запоминанию.

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИЗНАКИ (defining features) — существенные и необходимые при­знаки понятия (напр., крылья, перья и красная грудка -определяющие признаки понятия "малиновка").

ОЩУЩЕНИЕ (sensation) — обнаружение стимуляции; его изучение обычно направлено на выяснение строения органов чувств (напр., глаза) и стимулов, воздействующих на эти орга­ны (напр., свет).

ПАРАДИГМА СТЕРНБЕРГА (Sternberg paradigm) — процедура, используемая при изуче­нии воспроизведения из кратковременной памяти; испытуемому предъявляется на короткое время последовательность элементов, а затем — пробная цифра. Испытуемый должен ре­шить, была ли эта пробная цифра среди предъявленной последовательности. Главная зависи­мая переменная здесь — время реакции.

ПАТТЕРН (pattern) — комплексное объединение сенсорных стимулов наблюдателем как принадлежащее некоторому 'классу объектов. (См. прим 4.)

ПЕРВИЧНАЯ ПАМЯТЬ (primary memory) — термин, означающий непосредственную па­мять, никогда не покидающую сознание и обеспечивающую точную репрезентацию событий (Вильям Джеймс).

Словарь терминов

ПИКТОГРАФИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ (pictographic writing system)- древнейшая фор­ма графемной коммуникации, при которой обычные объекты изображались картинно (напр., изображение солнца, дома и т.д.).

ПЛАН (scheme) — мысленная репрезентация некоторого действия (умственного или физи­ческого), которое может выполняться в отношении некоторого объекта и которое по мере развития организма становится более цельным и координированным (Пиаже).

ПОВЕРХНОСТНАЯ СТРУКТУРА (surface structure) — часть предложения, которую можно проанализировать и обозначить с помощью обычных схем анализа (Хомский).

ПОДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (feature analysis) — гипотеза, предполагающая, что опознание паттерна происходит только после того, как сенсорные стимулы разложены на их простые или базовые элементы.

ПОДПОРОГОВЫЙ (subliminal) — имеющий энергию, недостаточную для возбуждения не­рвной активности.

ПОРОГ (threshold) — количество энергии стимула, превышающее некоторый уровень (по­рог), когда нейроны возбуждаются, и возникает психологическое переживание ощущения. Сенсорные суждения имеют более сложный характер и основываются на интенсивности сигнала и процессах принятия решений наблюдателем.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СКАНИРОВАНИЕ (successive scanning) — гипотетическая страте­гия формирования понятий: человек принимает какую-нибудь одну гипотезу и придержива­ется ее, пока она оправдывается, и затем отбрасывает или заменяет ее другой, если она больше не подтверждается.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (sequential processing model) — когда компьютерная программа анализирует каждую деталь входного сигнала по заранее определенному пошаговому принципу, причем по результату каждого этапа перера­ботки определяется, какой будет ее следующий шаг.

ПРЕГНАНТНОСТЬ (pragnanz) — гештальтпсихологический принцип организации, утверж­дающий, что предъявляемые изображения видятся "наилучшим" из возможных способов при данных стимульных условиях. "Наилучшее" изображение — такое, которое является ста­бильным и не может быть упрощено или дополнительно упорядочено путем какой-либо моди­фикации процесса восприятия.

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (preconscious state) — воспоминания, которые легко вызываются в сознании.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ (transduction) — преобразование физической энергии (напр., световой или звуковой) в энергию нервных импульсов.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ (preparation) — гипотетический этап творческого процесса, на котором формулируется проблема и делаются первые попытки ее решения.

ПРИЗНАК, ДЕТАЛЬ (feature) — составная масть сложного стимульного паттерна. Напри­мер, буква "А" при детальном ее анализе будет состоять из двух наклонных (/ и \) и одной горизонтальной линии (-).

ПРИНЦИП СПЕЦИФИЧНОСТИ КОДИРОВАНИЯ (encoding specificity principle) - гласит, что признак, по которому происходит воспроизведение, будет эффективен только если он был закодирован во время обучения (Тульвинг).

Словарь терминов

ПРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (proactive inhibition) — ухудшение воспроизведения недавно выученного материала под влиянием материала, выученного до этого.

ПРОПОЗИЦИЯ (proposition) — наименьшая значимая единица информации (напр., Джон имеет высокий рост).

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ КАНАЛА (channel capacity) — положение, относящееся к процессу переработки информации и утверждающее, что пропускная способность системы, необходимая для обработки потока входной информации, ограничена ее возможностями.

ПРОСВЕТЛЕНИЕ (illumination) — гипотетический этап творческого процесса, когда вдруг приходит понимание проблемы и ее решения.

ПРОТОТИП (prototype) — абстрактная форма, в виде которой стимульные паттерны хранят­ся в долговременной памяти; похожие паттерны сопоставляются с ней и оцениваются на предмет сходства с моделью.

ПРОЦЕДУРНАЯ ПАМЯТЬ (procedural memory) — "низшая" форма памяти, включающая образование простых ассоциаций между стимулом и реакцией (Тульвинг).

ПРОЦЕСС (process) — активная система операций или функций, которая анализирует или преобразует информацию.

ПСЕВДОПАМЯТЬ (pseudomemory) — склонность человека к ложному опознанию прототи­па как ранее виденной фигуры с более сильной уверенностью в ее восприятии, чем в случае с другими фигурами.

РАДИКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВ (radical imagery hypothesis) — предполагает, что че­ловек преобразует зрительные и вербальные стимулы в образы, которые затем и хранятся у него в памяти.

РАМКИ РЕШЕНИЯ (decision frame) — ограниченное пространство альтернатив, из которых субъект выбирает решение, относящееся к поступкам, результатам и случайным обстоятель­ствам.

РАСПОЗНАВАНИЕ ПАТТЕРНОВ (pattern recognition) — способность абстрагировать и объединять некоторые элементы предъявляемого стимула в организованную структуру с целью хранения ее в памяти и воспроизведения. Например, для того, чтобы читать, необхо­димо помнить набор значимых паттернов, состоящих из сочетаний линий и кривых, бессмыс­ленных в других случаях.

РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (retroactive inhibition) — затрудненное припоминание материала, выученного ранее, под влиянием заучивания нового материала.

РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ (speech acts) — те вербальные высказывания, которые обычно про­износятся в некотором социальном контексте. В компьютерные программы, способные вести беседу (Виноград), стали включаться подпрограммы для имитации несловесных аспектов естественного языка.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (problem solving) — мышление, направленное на отыскание решения конкретной задачи и содержащее как формирование ответа, так и его отбор.

РИСКОВАННОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ (focus gambling) — гипотетическая стратегия фор­мирования понятия; состоит в том, что когда требуется получить правильный ответ за воз­можно короткое время, то изменению подвергается более чем один признак понятия за раз.

РОБОТЫ (robots) — машины, способные выполнять человеческую работу или вести себя подобно человеку.

САККАДЫ (saccade) — быстрые движения глаз, происходящие во время чтения и при разглядывании зрительных паттернов.

СВЯЗУЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ (concatenative thinking) — склонность связывать идеи вместе в соответствии с доминирующими темами или образами и без учета организующих или интегрирующих элементов (Пиаже).

СЕРИАЦИЯ (seriation) — способность упорядочить элементы в соответствии с тем или иным базовым принципом (напр., расположить палочки по возрастанию их длины) (Пиаже).

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ (network model) — модель семантической организации, предполагаю­щая, что все понятия представлены в памяти в виде независимых единиц, пространственно организованных в соответствии со степенью и содержанием их связей.

Словарь терминов

СИГНАЛ (signal) — термин, заимствованный из техники связи и обозначающий некий стимул, который должен быть идентифицирован испытуемым.

СИЛЛОГИЗМ (syllogism) — метод определения достоверности высказываний, состоящий из трех этапов: большой посылки, малой посылки и вывода. Вывод признается достоверным, если верна форма и посылки истинны.

СИНЕСТЕЗИЯ (synesthesia) — ситуация, когда информация одной сенсорной модальности (напр., слуховая) закодирована в другой модальности (напр., зрительной).

СИНТАКСИС (syntax) — правила, управляющие сочетанием морфем при объединении их в более крупные лингвистические единицы (напр., фразы и предложения).

СИСТЕМА "СЛОВ-ВЕШАЛОК" (Peg Word System) — мнемонический прием: заучивается ряд стимулов, на которые затем "вешаются" остальные запоминаемые элементы.

СИСТЕМА АКТИВНОЙ ПАМЯТИ (active memory system) — система памяти компьютера, хранящая элементы информации во взаимосвязанной сети и воспроизводящая ее путем обра­щения к элементам по их содержательным признакам.

СИСТЕМА ПАССИВНОЙ ПАМЯТИ (passive memory system) - разновидность системы па­мяти компьютера, когда элементы информации хранятся в определенных местах, и извлече­ние информации осуществляется путем последовательного или произвольного доступа с зон­дированием от центрального процессора.

СИТУАТИВНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (cue-dependent recall) — воспроизведение, обуслов­ленное признаками ситуации.

СИТУАТИВНОЕ ЗАБЫВАНИЕ (cue-dependent forgetting) — забывание, обусловленное при­знаками ситуации.

СОЗНАНИЕ (consciousness) — осведомленность о событиях и стимулах окружающего мира и о познавательных явлениях, таких как воспоминания, мысли и телесные ощущения.

СРАВНЕНИЕ С ЭТАЛОНОМ (template matching) — постулат, утверждающий, что опозна­ние происходит тогда, когда достигается точное соответствие сенсорного стимула его ум­ственному представлению.

СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ (structure) — не буквальная, а метафорическая "архитекту­ра" когнитивной модели, которая описывает, как именно организованы единицы интеллекта. Например, память можно представить как состоящую из двух отделов: кратковременной и долговременной структур.

СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ (organizational schemes) — прием, используемый для организа­ции информации по категориям, которые можно затем использовать как признаки для вос­произведения.

СХОДСТВО (similarity) — гештальтпсихологический принцип организации, утверждающий, что сходные элементы одной и той же структуры имеют тенденцию восприниматься совмес­тно.

ТВОРЧЕСТВО (creativity) — включает в себя познавательную деятельность и позволяет увидеть некоторую проблему или ситуацию по—новому; не обязательно ограничивается прак­тической сферой.

ТЕОРИЯ ГРАФЕМНЫХ КОДОВ (graphemic-encoding hypothesis) — гипотеза, предполагаю­щая, что распознавание слов зависит от зрительных кодов, хранящихся вместе с семантичес­кой информацией.

ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ПАМЯТИ (dualistic memory theory) — идея о том, что следует различать два вида памяти — кратковременную и долговременную.

Словарь терминов 558

ТЕОРИЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ (interference theory) — предполагает, что забывание опреде­ляется деятельностью, выполняемой в промежутке между первоначальным заучиванием и последующим воспроизведением.

ТЕОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (linguistic-relativity hypothesis) -гипотеза, предполагающая, что восприятие реальности человеком определяется историей его языка (Уорф, Сапир).

ТЕОРИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ СИГНАЛОВ (signal detection theory) — утверждает, что помимо интенсивности сигнала на решение наблюдателя о наличии или отсутствии сигнала влияют и другие факторы, такие как содержание задачи и знание результатов.

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ СВЯЗЕЙ (relational-organizer theory) — предполагает, что стиму­лы имеют скрытую иерархию кодов (включая образы), которые при заучивании методом парных ассоциаций актуализируются стимульными элементами пары, а затем ассоциируются с элементом ответной реакции, повышая тем самым прочность ассоциации.

ТЕСТ ТЮРИНГА (Turing test) — процедура, состоящая в том, что человек задает вопросы неизвестному объекту, также использующему язык общения, и пытается по ответам отга­дать, кто там — человек или машина.

ТРАНЗИТИВНОСТЬ (transitivity) — способность согласовывать элементы, выделенные из всей системы, и выполнять с ними определенные операции (Пиаже).

УКРУПНЕНИЕ (chunking) — перекодировка стимулов, позволяющая увеличить информаци­онную нагрузку на каждую единицу (напр., объединение букв в слова, слов — во фразы и т.д.).

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РЕШАТЕЛЬ ЗАДАЧ, УРЗ (General Problem Solver, GPS) — компью­терная модель, разработанная для моделирования всех используемых человеком способов решения проблем или задач.

УПРАВЛЯЕМАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ (controlled processing)- требует внимания субъекта; причем, только одна последовательность операций за раз может контролироваться без искажений.

УРОВНИ ОБРАБОТКИ (levels of processing) — теория, предполагающая, что память возни­кает как побочный продукт деятельности по обработке информации, причем длительность следа в памяти есть функция глубины (уровня) этой переработки.

УСЛОВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (conditional probability) — вероятность истинности новой ин­формации при условии истинности некоторой гипотезы.

УСТАНОВКА (set) — всякая подготовительная познавательная активность, предшествую­щая мышлению и восприятию.

ФОВЕАЛЬНОЕ ЗРЕНИЕ (foveal vision) — обеспечивает наибольшую остроту зрения и ограничено величиной угла около 1-2°.

ФОНЕМА (phoneme) — базовая звуковая единица устной речи, различимая по способу звукоизвлечения (напр., звонкий, глухой, фрикативный, взрывной) и объединяемая с други­ми звуковыми единицами для образования слов.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ (conception formation) — выявление свойств, общих для некоторого класса стимулов и обнаружение законов, связывающих эти свойства.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗАКРЕПЛЕННОСТЬ (functional fixedness)— склонность видеть вещи соответственно их привычному употреблению; из-за этого труднее увидеть новые перспекти­вы, что важно, например, при решении проблем.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ (characteristic features) — случайные или искусственные осо­бенности некоторого понятия (напр., "ест червяков"-это характерный признак понятия "ма­линовка" (птица)).

ШУМ (noise) — всякая помеха — внешняя (напр., стимульный фон) либо внутренняя (напр., спонтанная нервная активность),— снижающая качество полезного сигнала.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (egocentrism) — тенденция рассматривать мир со своей собственной точки зрения (Пиаже).

ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ (episodic memory) — содержит информацию о датированных по времени эпизодах и событиях и о взаимосвязях между этими событиями (Тульвинг).

Словарь терминов

ЭФФЕКТ СХВАТЫВАНИЯ СЛОВА, ЭСС (word apprehension effect, WAE)- слова легче опознавать, чем неслова, и буквы легче воспринимаются, когда они составляют слово, а не произвольное сочетание.

ЭХОИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ (echoic memory) — сохранность слуховых ощущений в течение короткого интервала времени, обеспечивающая их дальнейшую обработку.

ЯРКОЕ ВОСПОМИНАНИЕ (flashbulb memory) — неожиданное и кратковременное событие, сохраняющееся в памяти очень живо и с фотографической детальностью.

* Примечания редактора

1. Данный словарь следует использовать только в контексте данной книги. Расши-

рение сферы применения этих толкований может привести к недоразумениям.

2. В течение длительного времени в отечественной психологии господствовало монистическое понимание сознания, основанное на марксистской философии. Различные состояния сознания и его переходные формы изучались лишь в контексте тех или иных психических заболеваний. Отсюда — скудность той отечественной терминологии, которая относится к понятию "сознание".

3. В русском термине "восприятие" содержится два аспекта: объективный (воз­действие предмета на органы чувств) и субъективный (переживаемое субъек­том ощущение, внутреннее состояние, вызванное воздействием предмета или какими-либо внутренними причинами). В английском языке первому аспекту соответствует термин "perception", второму — "experience", причем последний имеет и дополнительные значения — прошлый (внутренний) опыт субъекта.

4. Термин "pattern" часто переводится как "паттерн", хотя он имеет русские экви-

валенты: изображение (visual pattern), структура, строение, картинка. Однако, эти эквиваленты очень контекстуальны. В русском языке нет термина, который был бы общим для указанных частных значений.

Словарь терминов

Предметный указатель

АГТ 9/5 — структура  
/\\_il £1О DOCTOR 5/7 ELINOR 215, 239 ELIZA 517 — хранение Долговременное хранилище (ДВХ) Дооперациональная стадия 194 157 389
PARRY 518    
SHRDLU 522-524    
STRIPS 534 Естественный  
  — языки  
  — организация  
Абстрагирование зрительной информации 93 Ж  
Адресуемая по содержанию память (ИИ) 514    
Аккомодация 386-398 Активной памяти система 514 "Жесткая позиция" в ИИ, см. "Китайская комната" 497
Амнезия 151    
Ассимиляция 386-398    
Ассоциативная память человека (АПЧ) 215.    
235-237, 239, 28U Ассоциирования принцип 428 Забывание 176, — ситуативное 201-210 206
  — затухания теория  
  — интерференция как фактор  
Бессознательное 114 Брауна-Петерсона методика 176,189 Затенение Затухания теория Знакомости эффект 116 201 323
  Знания  
В — у детей 411-412
Внимание, определение; 108 см. также Теория внимания как узкого места, Пропускная способность канала, Контроль и внимание, Фильтрационная модель внимания — репрезентация — и понимание текста Зрения острота Зрительное смазывание Зрительные коды 37-41 335 314-315 315 182-188
Возбуждение и внимание 132-135 Зрительные сигналы  
- в деятельности 132-135 — модель делителя  
"Война призраков" 364-367 — модель с фильтрацией  
Восприятие 32, 55-59 Зрительных паттернов распознавание 80-104
— и ИИ 457-512    
— объем 64-66 И  
Воспроизведение свободное 2/7    
Воспроизведение Избирательное внимание  
— имен 259-260 — модели  
— слов 260-262 — слуховые сигналы  
— чисел 257-259 — у детей  
Воспроизведения уровень (УВ) 160 Избирательное чтение  
Выготский и Пиаже 400 Изоморфизм 42, 289
Выдающиеся мнемонисты 264-272 Высшего порядка познание 78, 422 Изоморфизм второго порядка Иконическое хранение 291 66
— у детей 4 10 — затухания свойства  
  — объем  
Г Иконография  
  Иконы и иконоборцы  
Гештальт-психология 40, 80-83, 461 Имитация, игра в  
— спонтанная организация 81 Индуктивное мышление  
— сходства принцип 82 Интеллект  
Гипотез проверка 429 — искусственный  
Глаз движения 318, 333 — человеческий  
Глубинная структура 352 Интеллект человека  
Грамматика 370, 411 — когнитивные теории  
— преобразований 35/ — общие знания, связь с  
Групповая модель 2/5, 222-226 — определение  
  — рассуждение и решение  
Д задач  
  — факторный анализ  
Данными управляемая обработка 78 Двойного кодирования гипотеза 250 Интериоризированные преобразования Интерноризация речи 392 401
Дихотического слушания методика 116 Интерференция  
Долговременная память (ДВП) 176, 177, 485 Информации теория 63, 322
— • длительность хранения 197 .Искусственный интеллект (ИИ)  
— забывание 201 — истоки  
— коды 194 — и решение задач  
— объем 197 Йеркса-Додсона закон  
— организация 195    

"Китайская комната"

Классификация в теории Пиаже

Кластерная модель

Клинопись

Ключевых слов метод

Когнитивная психология, определение

Когнитивное развитие

Когнитивные карты

Кодирование, 54 см также

Долговременная память,

Кратковременная память Компьютеризованное познание, 501 см также

Компьютерная наука, 42 см также ИИ

Компьютерные шахматы

Конкретных операций стадия

Консервативное сосредоточение

Консервация

Концептуально управляемый, 78 см также

Сверхувниз" обработка Концептуально-пропозициональная гипотеза^

Концептуальные правила

Кратковременная память (КВП) 34, 176-193

— воспроизведение информации в

— зрительные коды

— и интеллект

— и укрупнение

— мысленное вращение

— объем

— семантические коды

— слуховые коды

— у детей

— цветовые отношения Кратковременное хранилище (КВХ)

Л

Лингвистика

— иерархия

— ограничения

— относительности теория Линейный анализ Логика

Лого ген

"Людоеды и миссионеры",задача

M

Метафорическое мышление у детей

Метод размещения

Мнемоника

— выдающиеся мнемонисты

— ключевых слов метод

— размещения метод

— слов-вешалок система

— схемы организации Морфемы

Моторные прототипы Моторный синтаксис Музыка, синтаксис Мысленное вращение Мысленные образы

— когнитивный подход

— количественный анализ

— мысленная проверка Мышление

— развитие

Мюллера-Лайера иллюзия "Мягкая позиция" в ИИ

H

Навыков приобретение

Надпороговый Невербальные абстракции

58 373

  Недавности эффект /52
   
   
   
  Обнаружение сигналов 55
  Обнаружения сигналов теория 60
  Обработка информации
  — модель 31
  — у детей 404
  — уровень (УО) 161
к также Обработки уровни (УО) 161 — обработка информации 161
ИИ — повторение 167
  Образов теория радикальная 292
  Образы
  — и метод размещения 248
  — мысленные 276
также — у детей 412 Обучаемый интерпретатор языка (TLC) 2/5
ютеза Общее утверждение 225
288 426 Ограниченная поопускная способ-ность, 121 см также Теория внимания как узкого
176-193 191 места Одновременное сканирование 430
  Окно в тексте 320
485 180 Опосредование 263 Определяющие признаки 222, 227
  Организации схемы 255
173 188 Организация информации у детей 409 Организующих связей теория 255
  Орфография 330
4П7 Отнесения к себе эффект /65
tit i 184-185 Ощущение 55
  П
лл о>7 Памяти постоянство, 204 см также Забывание, Память
4z, ö4/ Память
  — аналоги 149
or о — ассоциативная 171
г л с — вторичная 147, 148, 155, 156
ÖUÖ — двойственная концепция 144, 150-153
431 326 — затухание /55 - и ИИ 5/2
  — интерференция /55
  — как побочный продукт 161
  — метафоры 149, 150
  — множественная 170
  — модели 154
248 248-273 264 — непроизвольная 160 — первичная 147, 148, 155, 156
  — процедурная 169
  — семантическая 169
  — структура 150
  — управляющие процессы 157-158
14 Q — хранилища /57
ОтУ — эпизодическая, концепция 169
  — яркие воспоминания 196
376 373 186-187 276 279 см также Воспроизведения уровень, Обработки уровни, Долговременная память (ДЕЛ). Отнесения к себе эффект, Сверхдолговременная память Парадокс аналитический 83
  Параллельная обработка 508
  Парафовеальное зрение 314-315
35, 422 Пассивная система памяти (ИИ) 514
'401 Паттернов распознавание 33,77,505
  — в шахматах 100
  — движения глаз при 90
  — сложных форм 509
  — "квалифицированное" опознавание (ИИ) 510
  Первичности эффект /52
  Петерсонов методика, см Брауна-Петерсона методика

Предметный указатель

Пиаже критика 396

Пиктография 309-311

Письменность иероглифическая 310

Письменность, ранние системы 308

Подетальный анализ 80, 87

Подпороговый 55

Полушарий специфичность 113

Понятий усвоение 35, 424

Понятий формирование 35, 424

Порог 58

— критерий наблюдателя 62 Последовательная обработка 508-509 Последовательное сканирование 430 Понимание 332

— модель по Кинчу 336 Прегнантность 82 Преобразование 54 Преобразований грамматика 351 Преобразований правила 351 Признаков частоты теория 99 Пропозиции 234 Пропозициональная репрезентация 340 Пропозициональные сети 234 Пропускная способность канала, 110,130 см

также Теория вни-мания как узкого места, Про-пускная способность обработки

Пропускная способность обработки 115

Прототипы

— зрительная информация и 93

— лиц 96

— опознание 80

— паттерны 94-95

— сравнение с 90

— теория 99

— формирование у детей 414 Псевдо-память 97 Психолингвистика 354 Психомоторные реакции 377 Психофизика 55

Развития психология 355

Размещения метод 248

Разум и общество 399

Репрезентативность 446

Рефлексия проговариваемая 461

Решатель Задач Универсальный 530

Решение задач 460

— внутренняя репрезентация 470 - и ИИ 527

— модели памяти 470 Решений принятие 442-454

— Байеса теорема 447

— и рациональность 450

— индуктивное мышление и 442

— межкультурные особенности 450

— оценка вероятностей 443

— рамки решения 445

— рациональность 450

— репрезентативность 446 Решения рамки 445 Роботы 532

Саккадические движения 6*5

Саккады 3/2, 3/5

Сверхдолговременная память 198

"Сверху-вниз" обработка по принципу 80, 83. 336, 337, 338

Свидетелей надежность 204

Связи теория 42, 63

Предметный указатель

Связующее мышление 390

Семантическая организация 2/5

— когнитивные модели 2/5, 22/

— переменные организации 2/9

— теории 214 Семантические коды 188 Сенсомоторная стадия 355 Сенсорные регистры /57, 405 Сенсорные сигналы 54 Сенсорных хранилищ функции 73 Сериация 393 Сетевые модели 2/5, 216, 222, 230 Силлогизм 432

— и эффект атмосферы 434

— индивидуальные и культурные особенности

— межкультурные особенности 451

— модель поэтапного анализа 440

— содержание 439 - форма 433, 434 Синестезия 265 Синтаксис 350 Скрипты 237, 525 Слов-вешалок система 250 Слуховые коды 181 Снизу-вверх обработка 50, 53, 336, 338 Сознание ///

— автоноэтичное 112

— аноэтичное 112

— неэтичное 112

— специфичность полушарий 113 Сознания уровни 113 Сосредоточение рискованное 430 Социальные взаимодействия 403 Спектрография 350 Спонтанная организация 52 Сравнение с эталоном 50, 55

— в компьютерах 57 Сравнение семантических признаков, модель

Средство-результат анализ 465

Стернберга парадигма 191-193

Странные образы 253, 257

Структура 37, 35

Существенные признаки ^ 222 Схватывания слова эффект (ЭСС) 316-317 Схема 3/6, 377, 355, см также

прототипы

Схема целевая 337, 335

Сходство 52

— и направление 52

— общая судьба 52

— объективная установка 52

Творчество 475(

— анализ 477

— культурные блоки 475

— обучение творчеству 450

— процесс 475

— этапы 475-476 Текста обработка 318-321 Теория внимания как узкого места 115 Транзитивность 393 Тюринга тест 495

Уместности модель /26"

— оценка /29

Уорфа гипотеза 355

Управление и внимание /35

Усвоение правил 426

г

ф

Фильтрационная модель нимания

Фовеа

Фонематический анализ

Фонемы

Формальное мышление

Формальных операция стадия

Формы восприятие; 79 ел

Восприятие паттернов Функциональная

— психология

— закрепленность

— эквивалентность образов

Характерные признаки Хоббитов и Орков, задача про

ц

Цветовые ассоциации Центральной тенденции модель

Частное утверждение Частотность слова "Четырехухий человек" Чтение

  Ш  
     
314, 315 Шахматы  
  -и ИИ  
348 433, 451 394 Шейки (робот) ШРДЛУ 533 522-524
икже    
     
  Эвристика  
  Эгоцентризм  
  Этнографическое мышление  
  Эхоическое хранение  
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow