1. Установление допустимых пределов роста долга в планируемом периоде.
2. Усиление валютного контроля:
- увеличение доли обязательной продажи экспортной выручки Центральному банку;
- ужесточение контроля за переводом валюты за рубеж;
- регламентация целей покупки иностранной валюты;
- занижение курса национальной валюты с целью стимулирования экспорта и ограничения импорта.
3. Использование модели формирования оптимального долгового портфеля, способствующих снижению рисков и стоимости обслуживания долга.
4. Осуществление специальных приватизационных программ. Данный инструмент имеет различные схемы применения:
- приватизация предприятий отечественными инвесторами для пополнения бюджетных доходов, которые могут использоваться для погашения внешнего долга;
- приватизация предприятия иностранными инвесторами;
- обмен государственных облигаций на акции приватизируемых предприятий.
5. Привлечение коммерческих финансовых структур для управления госдолгом.
|
|
6. Рефинансирование госдолга – погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных под размещение новых займов.
7. Реструктуризация долга – пересмотр графиков и условий платежей по обслуживанию долга. Продление сроков погашения долга часто достигается при условии проведения стабилизационных программ по рекомендациям МВФ.
Новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене исходного обязательства другим обязательством.
Унификация – решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. Облигации старого займа обменивают на облигации нового займа.
Конверсия – изменение доходности займа.
Консолидация – изменение условий обращения займов, части сроков их погашения (дата переносится на более поздний срок).
Аннулирование госдолга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Показатели долгового бремени:
При проведении анализа уровня и динамики (масштабов) внешнего долга важное методологическое значение имеют разработанные международными экономическими организациями общие подходы к его оценке. В частности, используются следующие соотношения:
- отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг (EDT/XGS);
- отношение общей суммы внешнего долга к валовому национальному доходу (EDT/GNI);
- отношение платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг (DTS/XGS);
- отношение платежей процентов к валовому национальному доходу (INT/GNI);
- отношение международных резервов к общей сумме внешнего долга (RES/ EDT);
- отношение международных резервов к импорту товаров и услуг (RES/ MGS);
|
|
- доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга (Short term/EDT);
- доля уступки (списание) долга в общей сумме внешнего долга (Concessional/EDT);
- доля долга международным организациям в общей сумме внешнего долга (Multilateral/EDT).
Верхним пределом оптимальности для внешнего государственного и гарантированного государством долга (т.е. в числителе учитывается не весь долг) принято считать соотношение EDT/XGS на уровне не более 200-250% и соотношение DTS/XGS – не более 20–25%. Его размер оценивается не по лицевой стоимости долга на момент подписания кредитного соглашения, а на основе концепции чистой текущей стоимости на определенную дату по текущей процентной ставке. В зависимости от уровня показателей долгового бремени страны, имеющие внешний долг, делятся на несколько групп (табл. 2).
Таблица 2 – Классификация стран по уровню внешней задолженности
1. .
2.
3.
Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).
Для сравнения госдолг других стран-экспортеров углеводородов (МВФ, 2011), % ВВП:
Кувейт — 7,4%
Саудовская Аравия — 7,5%
Узбекистан — 9,1%
Россия — 9,6%
Казахстан — 11%
Азербайджан — 10%
Государственный долг стран с долей, превышающей 0,5 % от общемирового, среднее за 2012 (CIA World Factbook 2013)[5] | ||||
Страна | Государственный долг (трлн USD) | % от ВВП | на душу населения (USD) | % от общемирового государственного долга |
Мир | 56,308 | 64 % | 7,936 | 100.00 % |
США | 17,607 | 73.60 % | 36,653 | 20.61 % |
Япония | 9,872 | 214.30 % | 77,577 | 17.53 % |
КНР | 3,894 | 31.70 % | 2,885 | 6.91 % |
Германия | 2,592 | 81.70 % | 31,945 | 4.60 % |
Индия | 0,995 | 51.90 % | 1.75 % | |
Италия | 2,334 | 126.10 % | 37,956 | 4.14 % |
Франция | 2,105 | 89.90 % | 31,915 | 3.74 % |
Великобритания | 2,064 | 88.70 % | 32,553 | 3.67 % |
Бразилия | 1,324 | 54.90 % | 6,588 | 2.35 % |
Испания | 1,228 | 85.30 % | 25,931 | 2.18 % |
Канада | 1,206 | 84.10 % | 34,902 | 2.14 % |
Мексика | 0,629 | 35.40 % | 5,416 | 1.12 % |
Южная Корея | 0,535 | 33.70 % | 10,919 | 0.95 % |
Турция | 0,489 | 40.40 % | 6,060 | 0.87 % |
Нидерланды | 0,488 | 68.70 % | 29,060 | 0.87 % |
Египет | 0,479 | 85 % | 5,610 | 0.85 % |
Греция | 0,436 | 161.30 % | 40,486 | 0.77 % |
Польша | 0,434 | 53.80 % | 11,298 | 0.77 % |
Бельгия | 0,396 | 99.60 % | 37,948 | 0.70 % |
Сингапур | 0,370 | 111.40 % | 67,843 | 0.66 % |
Тайвань | 0,323 | 36 % | 13,860 | 0.57 % |
Аргентина | 0,323 | 41.60 % | 7,571 | 0.57 % |
Индонезия | 0,311 | 24.80 % | 1,240 | 0.55 % |
Россия | 0,308 | 12.20 % | 2,159 | 0.55 % |
Португалия | 0,297 | 119.70 % | 27,531 | 0.53 % |
Тайланд | 0,292 | 43.30 % | 4,330 | 0.52 % |
Пакистан | 0,283 | 50.40 % | 1,462 | 0.50 % |