Меры по управлению госдолгом

1. Установление допустимых пределов роста долга в планируемом периоде.

2. Усиление валютного контроля:

- увеличение доли обязательной продажи экспортной выручки Центральному банку;

- ужесточение контроля за переводом валюты за рубеж;

- регламентация целей покупки иностранной валюты;

- занижение курса национальной валюты с целью стимулирования экспорта и ограничения импорта.

3. Использование модели формирования оптимального долгового портфеля, способствующих снижению рисков и стоимости обслуживания долга.

4. Осуществление специальных приватизационных программ. Данный инструмент имеет различные схемы применения:

- приватизация предприятий отечественными инвесторами для пополнения бюджетных доходов, которые могут использоваться для погашения внешнего долга;

- приватизация предприятия иностранными инвесторами;

- обмен государственных облигаций на акции приватизируемых предприятий.

5. Привлечение коммерческих финансовых структур для управления госдолгом.

6. Рефинансирование госдолга – погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных под размещение новых займов.

7. Реструктуризация долга – пересмотр графиков и условий платежей по обслуживанию долга. Продление сроков погашения долга часто достигается при условии проведения стабилизационных программ по рекомендациям МВФ.

Новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене исходного обязательства другим обязательством.

Унификация – решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. Облигации старого займа обменивают на облигации нового займа.

Конверсия – изменение доходности займа.

Консолидация – изменение условий обращения займов, части сроков их погашения (дата переносится на более поздний срок).

Аннулирование госдолга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Показатели долгового бремени:

При проведении анализа уровня и динамики (масштабов) внешнего долга важное методологическое значение имеют разработанные международными экономическими организациями общие подходы к его оценке. В частности, используются следующие соотношения:

- отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг (EDT/XGS);

- отношение общей суммы внешнего долга к валовому национальному доходу (EDT/GNI);

- отношение платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг (DTS/XGS);

- отношение платежей процентов к валовому национальному доходу (INT/GNI);

- отношение международных резервов к общей сумме внешнего долга (RES/ EDT);

- отношение международных резервов к импорту товаров и услуг (RES/ MGS);

- доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга (Short term/EDT);

- доля уступки (списание) долга в общей сумме внешнего долга (Concessional/EDT);

- доля долга международным организациям в общей сумме внешнего долга (Multilateral/EDT).

Верхним пределом оптимальности для внешнего государственного и гарантированного государством долга (т.е. в числителе учитывается не весь долг) принято считать соотношение EDT/XGS на уровне не более 200-250% и соотношение DTS/XGS – не более 20–25%. Его размер оценивается не по лицевой стоимости долга на момент подписания кредитного соглашения, а на основе концепции чистой текущей стоимости на определенную дату по текущей процентной ставке. В зависимости от уровня показателей долгового бремени страны, имеющие внешний долг, делятся на несколько групп (табл. 2).

Таблица 2 – Классификация стран по уровню внешней задолженности

1. .

2.

3.

Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).

Для сравнения госдолг других стран-экспортеров углеводородов (МВФ, 2011), % ВВП:

Кувейт — 7,4%

Саудовская Аравия — 7,5%

Узбекистан — 9,1%

Россия — 9,6%

Казахстан — 11%

Азербайджан — 10%

Государственный долг стран с долей, превышающей 0,5 % от общемирового, среднее за 2012 (CIA World Factbook 2013)[5]
Страна Государственный долг (трлн USD) % от ВВП на душу населения (USD) % от общемирового государственного долга
Мир 56,308 64 % 7,936 100.00 %
США 17,607 73.60 % 36,653 20.61 %
Япония 9,872 214.30 % 77,577 17.53 %
КНР 3,894 31.70 % 2,885 6.91 %
Германия 2,592 81.70 % 31,945 4.60 %
Индия 0,995 51.90 %   1.75 %
Италия 2,334 126.10 % 37,956 4.14 %
Франция 2,105 89.90 % 31,915 3.74 %
Великобритания 2,064 88.70 % 32,553 3.67 %
Бразилия 1,324 54.90 % 6,588 2.35 %
Испания 1,228 85.30 % 25,931 2.18 %
Канада 1,206 84.10 % 34,902 2.14 %
Мексика 0,629 35.40 % 5,416 1.12 %
Южная Корея 0,535 33.70 % 10,919 0.95 %
Турция 0,489 40.40 % 6,060 0.87 %
Нидерланды 0,488 68.70 % 29,060 0.87 %
Египет 0,479 85 % 5,610 0.85 %
Греция 0,436 161.30 % 40,486 0.77 %
Польша 0,434 53.80 % 11,298 0.77 %
Бельгия 0,396 99.60 % 37,948 0.70 %
Сингапур 0,370 111.40 % 67,843 0.66 %
Тайвань 0,323 36 % 13,860 0.57 %
Аргентина 0,323 41.60 % 7,571 0.57 %
Индонезия 0,311 24.80 % 1,240 0.55 %
Россия 0,308 12.20 % 2,159 0.55 %
Португалия 0,297 119.70 % 27,531 0.53 %
Тайланд 0,292 43.30 % 4,330 0.52 %
Пакистан 0,283 50.40 % 1,462 0.50 %

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: