Самостоятельная работа слушателей

№ п/п Тема Вопросы Литература Форма контроля
  Общий принцип построения и функционирования сенсорных систем. Классификация рецепторов. Рецепторные клетки как сенсорные преобразователи. Кодирование интенсивности стимула: зависимость между входом и выходом, дробление динамического диапазона. Сенсорные функции таламуса, ствола мозга и коры больших полушарий 1,5,6 опрос
  Ноцицептивная чувствительность Биологическое назначение боли. Виды боли. Нейрофизиологические механизмы боли. Рецепторы. Центры мозга. Антиноцицептивная система. Нейронная опиатная и неопиатная системы. Алгезия. Патологическая боль. Фантомные боли Мигрень 1,5,6,7 тесты
  Кожная чувствительность. Терморецепция. Рецепторы кожной чувствительности: тельца Пачинни, тельца Мейснера, Тельца Руффини, колбочка Краузе, диски Меркеля, свободные нервные окончания. Механорецепция. Холодовые и тепловые рецепторы. Проприорецепция. Барорецепторы 1,5,6,7 тесты
  Двигательная сенсорная система. Периферический отдел двигательной сенсорной системы. Рецепторный аппарат мышц и сухожилий. Проводниковый и корковый отделы двигательной сенсорной системы.   опрос
  Анатомия и патология вестибулярного анализатора. Строение и функции вестибулярной сенсорной системы. Вестибуло-моторные, вестибуло-вегетативные и вестибуло-сенсорные рефлексы, возникающие при возбуждении рецепторов вестибулярной сенсорной системы. Значение вестибулярной сенсорной системы в пространственной ориентации человека. 1,5,6,7 тесты
  Нарушения при обработке информации в коре больших полушарий Функциональная асимметрия мозга. Относительность доминирования левого полушария. Единство мозга. Агнозия. 2,3 опрос
  Организация речи. Нарушение речи. Общая схема строения рече-двигательной сенсорной системы. Физиология органов речи. Основные этапы развития произносительной стороны речи у ребенка. Патология органов речи. Классификация речевых и голосовых расстройств. 1,2,3,4,5,6,7 тесты

III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей

Вопросы к зачету

1. Общие принципы организации, свойства и функции сенсорных систем.

2. Классификация рецепторов и их основные свойства.

3. Механизм возбуждения рецепторов. Рецепторный и (или) генераторный потенциал, их зависимость от силы раздражения.

4. Особенности кодирования и механизмы переработки информации в сенсорных системах. Торможение в сенсорных системах.

5. Методы исследования сенсорных систем.

6. Рецепторы кожной чувствительности: тельца Пачинни, тельца Мейснера, Тельца Руффини, колбочка Краузе, диски Меркеля, свободные нервные окончания. Механорецепция.

7. Холодовые и тепловые рецепторы. Проприорецепция. Барорецепторы

8. Физиологиязрительной системы. Психофизическая характеристика света. Морфофункциональная организация оптического аппарата глаза.

9. Аккомодация, её механизм, диапазон и возрастные особенности.

10. Проявления и природа миопии, гиперметропии, астигматизма, сферической и хроматической аберрации.

11. Структура и функции сетчатки. Фоторецепторы и их пигменты. Молекулярные механизмы фоторецепции. Передача и обработка информации в проводящих путях и центральных отделах зрительной системы.

12. Зрительная адаптация. Яркостный контраст. Последовательные образы и критическая частота мельканий. Цветовое зрение. Теории цветоощущения. Дефекты цветового восприятия. Восприятие пространства. Острота зрения. Поле зрения. Бинокулярное зрение.

13. Физиология слуховой системы. Психофизическая характеристика звука. Морфо-функциональная организация наружного, среднего и внутреннего уха.

14. Механизмы слуховой рецепции. Передача и обработка информации в проводящих путях и центральных отделах слуховой системы. Анализ частоты и интенсивности звука. Слуховая чувствительность и адаптация. Бинауральный слух.

15. Физиология вестибулярной системы. Морфофункпиональная организация вестибулярного аппарата. Передача и обработка информации в проводящих путях и центральных отделах вестибулярной системы.

16. Комплексные рефлексы, связанные с вестибулярной стимуляцией. Кинетоз – морская болезнь.

17. Физиология соматосенсорной системы. Кожные рецепторы, их классификация, механизмы возбуждения и адаптация.

18. Гипотезы организации болевого восприятия. Ноцицепторы. Проектируемые, отраженные и фантомные боли. Виды проприорецепторов и их функция. Передача и обработка информации в проводящих путях и центральных отделах соматосенсорной системы. Медиальная и латеральная системы боли.

19. Антиноцицептивная система.

20. Физиология вкусовой системы. Вкусовая рецепция. Вкусовая чувствительность и адаптация.

21. Классификация вкусовых ощущений. Проводящие пути и центральные отделы вкусовой системы.

22. Физиология обонятельной системы. Рецепция и классификация запахов. Проводящие пути и центральные отделы обонятельной системы. Обонятельная чувствительность и адаптация.

23. Физиология висцеральной системы. Интерорецепция. Механо-, термо-, хемо- и осморецепторы. Особенности ноцицептивной чувствительности внутренних органов. Проводящие пути и центральные отделы висцеральной системы.

24. Роль интерорецепции в поддержании гомеостаза.

25. Особенности мозга – структурной основы мышления. Первая и вторая сигнальные системы.

26. Речь и память. Нарушения памяти.

27. Центры речи. Афазия. Межцентральные взаимодействия речевых центров коры.

28. Механизм образования голоса. Вокализация. Фонация. Артикуляция.

29. Нарушения речи. Формирование речи в онтогенезе.

30. Функциональная асимметрия мозга.

31. Относительность доминирования левого полушария. Единство мозга. Агнозия


IV. Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература

№ п/п Перечень Год издания
  Физиология сенсорных систем. Ч.2 // АН СССР. Под ред. Альтман Я.А. - Л.: Наука- 677 с.  
  Общий курс физиологии человека и животных в 2-х книгах // Под ред. Ноздрачёва А.Д. - М.: Высшая школа, - 1030 с.  
  Введение в физиологию сенсорных систем / Батуев А.С., Куликов Г.А. М.: Высш.школа, - 247 с.  
  Высшая нервная деятельность / Батуев А. С. М.: Высш.школа,- 256 с.  
  Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность, - М.: Академия, 2003, - 304 с.  
  Малах О.Н. Сенсорные и речевые системы и их нарушения у детей. Витебск, 2005, - 150 с.  
  Сборник тестов по анатомо-биологическим дисциплинам: основы невропатологии; сенсорные системы и их нарушения; анатомия, физиология и патология человека /авт. –сост.: И,И, Ефременко, С.В. Лоллини, Н.М. Яцковская. – Витебск: издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 147 с.  

4.2. Дополнительная литература

№ п/п Перечень Год издания
  Нервная система человека: Строение и нарушения: Атлас/ Под ред. Микадзе Ю.В.- М.:ППСИ; ПЕР СЭ, 2003, -80 с.  
  Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность, - М.: Академия, 2003, - 304 с.  
  Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности: - М.: Высшая школа, 1988. – 367 с.  
  Начала физиологии: Учебник для студ. высш. уч. заведений//Под ред. Ноздрачева А.Д., Баженова Ю.И.- 2-е испр. изд.- СПб.: Лань, 2002 – 1088 с.  

Литература для самостоятельного изучения

№ п/п Перечень Год издания
  Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие.- М.:МИА, 2004.-218 с.: ил.  
  Прищепа И.М. Физиология человека и животных: Курс лекций/ Витебск: Изд-во УО «ВГУ им П.М. Машерова», 2006  
  Физиология высшей нервной деятельности / Прищепа И.М., Боброва Е.П. Витебск, Изд-во ВГУ, 2002, 119 с.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: