Маркетинг согласно его широкому пониманию – это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем он нуждаются. На современном этапе возрастающее значение приобретает совершенствование экономических методов управления, основанных на принципах маркетинга. С переходом на рыночные отношения создание эффективных систем управления становится актуальной научно-практической проблемой. Поэтому сегодня методологией маркетинговых решений в области управления выступает системный подход. В системе управления такими элементами являются: цели и задачи, функции. Структура, методы, кадры и техническое обеспечение управления.
Управление маркетингом представляет собой сложный процесс воздействия субъекта управления (в качестве которого выступает руководство организации, монополий, государственных органов) на объект управления, в качестве которого выступают процессы и субъекты в системе маркетинга.
|
|
Управление маркетингом на предприятии нужно рассматривать как целевую подсистему управления производством. Управление производством направлено на осуществление определенных целей. Реализация каждой из этих целей осуществляется с помощью целевого управления, которое по отношению к общему управлению производством выступает как целевая подсистема.
Управление маркетингом как подсистема целевого характера должна решать следующие задачи:
· служить достижению общей цели управления производством и вместе с тем иметь собственные задачи;
· предусматривать определенные формы планирования, организации, стимулирования, учета и т.п.;
· ориентировать деятельность органов управления и исполнителей на повышение эффективности маркетинговой деятельности;
· служить одним из критериев оценки эффективности управления производством.
Следовательно, эффективность управления маркетингом в значительной мере зависит о трех основных составляющих любого процесса управления: планирования, организации и системы контроля на предприятии рисунок 1.1.):
Рисунок 1.1. Взаимосвязь между планированием, организацией и контролем в системе управления маркетингом
Кроме того, выделяют такие функции управления, как мотивация, регулирование и учет, а также прогнозирование и анализ.
Система управления маркетингом требует создания организационно-экономического механизма, быстро адаптирующегося в условиях внешней среды. А это, в свою очередь, требует создания открытой системы управления.