Лекция 2. «Система общего исторического образования в условиях федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и профессионального стандарта педагога».
План
1. Система общего исторического образования как социально-педагогический феномен.
Историческое образование в условиях ФГОС, закона «Об образовании в Российской Федерации», Историко-культурного стандарта.
Список источников и литературы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Система общего исторического образования как социально-педагогический феномен.
Школьное историческое образование как система
Школьное историческое образование представляет собой социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное явление, целостную открытую многофакторную и многоуровневую образовательную систему, включающую ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации компонентов системы, критерии эффективности и др.[1]
Систему школьного исторического образования можно представить как сочетание трех подсистем, для каждой из которых характерны свои приоритетные цели и задачи (схема 1).
Первый уровень – предметный (история как школьный учебный предмет), представляет собой «ядро» системы школьного исторического образования, его дидактико-методическую подсистему.
Второй уровень – институционально-образовательная среда исторического образования, динамичная подсистема, определяющая взаимосвязи и влияние на систему школьного исторического образования «внутренних» по отношению к системе образования факторов.
Третий уровень – «внешняя» по отношению к историческому образованию среда, подсистема условий и факторов внешнего образовательного контекста, являющихся важным ресурсом непрерывного исторического образования. Эта подсистема определяет воздействия на систему исторического образования внешних факторов, которые по своему характеру подразделяются на факторы российские и международные.[2]
Схема №1
Структура системы школьного исторического образования
В структурно-содержательном плане система школьного исторического образования включает в себя следующие компоненты:
1) комплекс социально обусловленных целей – функций школьного исторического образования – образовательных, воспитательных и развивающих, формируемых с учетом возрастных познавательных возможностей учащихся (вместе с тем возрастные познавательные возможности учащихся являются относительно самостоятельным фактором процесса обучения и могут быть названы в качестве компонента системы);
2) содержание исторического образования (образовательного процесса), которое является основой для усвоения школьниками общечеловеческих и российских исторических идей, ценностей, знаний, опыта их применения;
3) формы, методы, приемы и средства (способы) преподавания и изучения истории (совместной учебной работы учителя и учащихся);
4) результаты обучения, воспитания и развития учащихся, а также критерии их диагностики, позволяющие судить об эффективности всей системы исторического образования.
Система школьного исторического образования как целостная, органичная и значимая часть системы общего образования призвана обеспечить:
· историческую преемственность поколений;
· сохранение, распространение и развитие российской культуры и культуры народов России;
· воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России как фундаментальной части мировой культуры;
· формирование российской национально-гражданской идентичности личности школьников, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, национальной и религиозной терпимостью, уважительным отношением к культуре своего и других народов.
1.2. Система исторического образования в контексте вызовов глобализации, информационной революции и
социальной модернизации
В начале XXI века мир вступил в период громадных цивилизационных изменений общепланетарного масштаба, охватывающих по существу все страны. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новым императивом становится готовность молодых людей к жизни в условиях поликультурного (многокультурного) глобального общества, что предполагает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов.
Существенным ускорителем этих глубинных общественных процессов стала информационная революция, принципиально меняющая возможности коммуникации, условия доступа к информации и возможности принятия решений.
Изменился и характер общественного труда. Бурное развитие новых технологий, увеличение наукоемкой составляющей производства, необходимость перехода к инновационной экономике, потребовали, с одной стороны, подготовки компетентных, высокопрофессиональных кадров. С другой стороны, в условиях новых технологий все больший объем общественного производства выполняет все меньшее число людей, обладающих необходимой квалификацией. В результате изменяется социальная структура общества, обостряются проблемы занятости населения, ситуация на рынке труда, стремительно увеличивается доля населения, занятого в сфере обслуживания.
Признаком времени является высокая профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости, осваивать новые компетенции. Это приводит к тому, что на смену базового приоритета ХХ в. - «образование для жизни» в качестве ведущего ориентира при построении и развитии современных образовательных систем приходит концепция непрерывного образования ЮНЕСКО - «образование через всю жизнь». С другой стороны, частая смена сфер деятельности порождает маргинализацию части населения, не подготовленного к новым условиям жизни и труда, чувство неудовлетворенности и социального протеста.
Названные выше процессы характерны и для постсоветской России. В нашей стране они происходят на фоне революционных по своим масштабам политических, экономических и социальных преобразований последнего времени, разрушивших сложившуюся в ХХ в. систему общественных отношений и привычный социальный уклад.
Мировой тенденцией и ведущим фактором мирового развития с конца ХХ века стал переход к постиндустриальному обществу. Этот переход ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию, разделение труда, массовую миграцию. Новым образовательным императивом для развитых стран становится готовность молодых людей к жизни в условиях поликультурного общества, что предполагает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и к толерантности его членов.
Основными направлениями социально-экономической модернизации в мировом масштабе мы считаем создание мирового рынка, интернационализацию национальных экономик и их взаимосвязь в рамках мирового сообщества, формирование открытого информационного и образовательного пространства наднационального характера.
В настоящее время система образования в России сталкивается с новыми вызовами, которые обусловлены глобализацией, новой геополитической ситуацией в мире, интеграцией российской системы образования в мировое образовательное пространство. В российских университетах сегодня по приглашению российской стороны работают ведущие ученые из зарубежных научных центров. Конечно, система общего образования в России в отличие от высшего профессионального образования менее подвержена вызовам глобализации, информационной революции. Тем не менее и она претерпевает ценностно-целевые, структурно-содержательные и технологические изменения.
Система школьного исторического образования в России как наиболее мобильный компонент общего образования в условиях ХХ1 века должна изменяться в соответствии с геополитическими, информационными вызовами современности, адаптироваться к этим вызовам. Эти вызовы формируются под влиянием геополитических факторов, процессов глобализации, социальной модернизации, интеграции российского образования в мировое образовательное пространство.
В условиях ХХ1 века содержательно изменились социальные требования и запросы общества к системе исторического образования. Приоритетным требованием государства и общества к системе исторического образования стала её направленность на формирование российской гражданской идентичности личности молодых россиян, гражданской и патриотической позиции. Реализация этого требования в современной России, как говорилось выше, рассматривается как миссия общего образования.
Система исторического образования должна соответствовать требованиям информационного общества. В условиях информационной революции система исторического образования должна сформировать у школьников способность к историческому мышлению, способность критически анализировать социальную информацию, иммунитет к процессам мифологизации и фальсификации истории. Для оказания педагогам России помощи в осмыслении феномена фальсификации истории нами опубликовано научно-методическое пособие «Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников».[3] Рекомендуем его к использованию в образовательном процессе.
Относительно новым фактором стало изменение статуса семьи, которая становится субъектом образовательного процесса, что предполагает возможность влияния на организацию и содержание общего образования.
В современном мире происходит углубление противоречий между запросами общества на формирование компетентной мобильной личности, способной к анализу социальной (в том числе исторической) информации, и общественной нестабильностью, социальной незащищенностью личности. Школьное историческое образование как открытая социальная система должно реагировать на эти изменения. Одним из ответов на этот глобальный вызов стало повышенное внимание не только к вопросам содержания образования, но и к способам обучения, интерактивным образовательным технологиям, адекватным новой социальной реальности в эпоху массовых коммуникаций, интернета. Интерактивные образовательные технологии рассматриваются сегодня как перспективная инновация в условиях насыщенной информационно-образовательной среды.
Мировой тенденцией в демократических странах во второе десятилетие ХХ1 века стало повышенное внимание к вопросам методологии и методики преподавания, к личностно-ценностному и процессуальному компонентам исторического образования, к новым информационным технологиям в сфере образования.
Одним из направлений совершенствования российской системы исторического образования может стать личностная ориентация образовательного процесса, индивидуализация процесса обучение, освоение интерактивных образовательных технологий, развитие дистантного образования.