Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2008 года. Проблемы российской модернизации на современном этапе

1. Освобождение крестьян от крепостной зависимости вынудило самодержавие провести целую серию либеральных реформ:

1) Земская реформа (1864 г.). В России появилось местное самоуправление. В уездах и губерниях создавались выборные (на 3 года) земские собрания (распорядительные органы) и управы, которые выбирались собраниями (исполнительные органы). Бессословные выборы в уездные земские собрания проводились по 3 избирательным разрядам – «куриям». а) Курия уездных землевладельцев – крупные местные землевладельцы. Курия была по преимуществу дворянской (0,9% населения – 49% «гласных»). б) Курия городских избирателей – городская буржуазия (10% населения – 20% «гласных»). в) Курия выборных от сельских обществ – крестьянство (89% населения – 30% «гласных»). Земства занимались лишь вопросами местного хозяйства и благоустройства. Финансовая база земств была крайне ограничена. Земства не располагали собственным аппаратом для реализации своих решений и поэтому полностью зависели от чиновников. Над земствами был установлен мощный бюрократический контроль. Земствам запрещалось взаимодействовать между собой. Гласность их деятельности была ограничена. Общероссийского земского органа создано не было. Несмотря на вышеуказанные недостатки реформы (объясняющиеся нежеланием абсолютизма и дворянства всерьёз поступаться монополией на власть) создание земств имело колоссальное положительное значение. Они способствовали: формированию основ правового государства и гражданского общества, психологии гражданина, развитию местной экономики. Земства стали базой формирующегося либерального движения (либеральное дворянство и «третий элемент» - земские служащие).

2) Городская реформа (1870 г.). Местное самоуправление появилось и в городах. Выборные (на 4 года) городские думы являлись распорядительными органами, а городские управы, выбираемые думами – исполнительными. Правом выбора в думу обладали лишь городские налогоплательщики (около 5 % жителей). Голосование проводилось по 3 разрядам (плательщики первой, второй и третьей трети городских налогов), каждый из которых выбирал одинаковое количество «гласных», что давало преимущество наиболее зажиточным слоям городского населения. Городской голова возглавлял и думу и управу. Городские органы самоуправления так же занимались лишь хозяйственными вопросами. Все недостатки и значение земской реформы можно приписать и городской, за исключением одного – органы городского самоуправления не стали «рассадником либерализма» в силу политической инертности российской буржуазии.

3) Судебная реформа 1864 г. Она заменила принципы средневекового судопроизводства, которые господствовали в России на новые, которые соответствовали потребностям капиталистического общества. Это: 1. Гласность судопроизводства. 2. Состязательность процесса (с обеспечением обвиняемому права на адвокатскую помощь). 3. Равенство всех перед судом. 4. Независимость судей и судебных следователей (в введение которых от полиции было передано расследование преступлений). Учреждались местные и общие суды. 5. Местные суды были представлены: а) волостными судами (для крестьян – применявшими телесные наказания и судившими не на основе законов, а на основе обычаев); б) мировыми судами (в которых единственный судья, разбиравший мелкие уголовные и гражданские дела, выбирался органами самоуправления из лиц, обладавших значительным имущественным цензом, а процесс характеризовался простотой и быстротой). 6. Общие суды – это: а) Окружные суды. В них гражданские и мелкие уголовные дела рассматривались «коронными судьями», а дела о тяжких преступлениях – судьями с участием присяжных заседателей которые должны были обладать крупным имущественным цензом. Присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. б) Судебные палаты. Они рассматривали дела о государственных и должностных преступлениях и апелляции на приговоры, выносимые окружными судами без участия присяжных. В их заседаниях участвовали «сословные представители». в) Сенат. Он рассматривал наиболее важные дела о государственных и должностных преступлениях и кассации на приговоры судебных палат и окружных судов с участием присяжных. 7. Судебная реформа – самая последовательная и радикальная либеральная реформа, способствовавшая формированию основ правового государства и гражданского общества. Однако вскоре либеральные принципы судопроизводства стали ограничиваться самодержавием по делам о политических преступлениях.

Либеральные реформы в 1860 - 1870-е гг. были проведены и в других сферах государственной жизни, нуждавшихся в модернизации.

1) Финансовая реформа. Она заключалась в: 1. Введении единого государственного бюджета. 2. Учреждении государственного контроля для проверки его исполнения. 3. Установлении гласности бюджета (его ежегодная публикация). 4. Отмене государственной кредитной монополии (появлении сети негосударственных, коммерческих банков). 5. Изменении налоговой системы – отмене наиболее архаичных видов налогов (подушной подати, соляного) и винных откупов, а так же установлении всесословного налогообложения.

2) Образовательная реформа. Она заключалась в: 1. Учреждении «Уставом 1863 г.» широкой университетской автономии (самоуправления, выборности руководства и профессорско-преподавательского состава). 2. Установлении принципа всесословности образования. 3. Появлении женского образования (в том числе и высшего). 4. Расширении сети образовательных учреждений. 5. Возможности открытия негосударственных учебных заведений.

3) Военная реформа. Она заключалась в: 1. Замене принципа комплектования армии – вместо рекрутского набора из лиц непривилегированных сословий, которые служили фактически пожизненно, вводилась всеобщая воинская повинность. Служба в армии теперь составляла 6 лет и 9 лет в запасе (сухопутные силы) или 7 лет и 9 лет в запасе (флот). Это позволяло быстро увеличить численность армии в случае начала войны. 2. Расширении сети военных учебных заведений, ставших всесословными. 3. Улучшении материально-технического комплектования армии. 4. Реформировании системы управления армией (подчинении её военному министру, учреждении 15 военных округов, отмене телесных наказаний, упорядочении военной юстиции).

2. Реформирование государственного аппарата дало ожидаемый эффект. Социальное и экономическое развитие Росси в XXI столетии характеризовалось преодолением основных тенденций характерных для 1990-х гг. - падения производства, криминализации экономики, снижения жизненного уровня населения. Была наконец создана правовая база реформ. Законодательство было приведено в соответствии с реалиями рыночной экономики. Был легализован рыночный оборот земли, снижены налоги на граждан и бизнес, таможенная политика была сориентирована в первую очередь на поддержку отечественных производителей. Все эти меры в сочетании с ужесточением мер по борьбе с теневой экономикой, откровенным криминалом, а так же с представителями делового мира добивавшимися права опираясь на финансовые ресурсы и личные связи, непосредственно влиять на власть и использовать ее в своих интересах позволили значительно оздоровить ситуацию в экономике и социальной сфере. Уже начиная с 2001 г. начали расти: ВВП, поступления в бюджет и реальные доходы населения. Государство отказалось от внешних заимствований и приступило к ускоренному погашению колоссальной внешней задолженности. Второй срок президентства В. В. Путина характеризовался курсом на повышение эффективности экономики и уровня жизни населения за счет стимуляции конкуренции – минимизации государственного регулирования малого и среднего бизнеса и демонополизации – разукрупнения крупных частных и государственных компаний. Эти меры позволили существенно повысить эффективность производства. В результате удалось добиться значительного роста ВВП, профицитного бюджета, погасить большую часть задолженности России, притока в страну инвестиций и образовать Стабилизационный фонд средства могли прийти на помощь российской экономики в случае кризиса.

Однако главной, глобальной задачей объективно стоящей перед Россией оставалась разумеется ее модернизация – необходимость создания социально-экономических основ информационного общества, вхождения в круг государств соответствующих критериям постиндустриального развития. Однако эта задача во многом оставалась нереализованной. Страна выступала на мировом рынке в основном в качестве экспортера сырья, а не технологий, машин и оборудования. РФ продолжала зависеть от продовольственного и промышленного импорта. Это приводило к зависимости российской экономики от мировых цен на природные ресурсы, технологической отсталости и отрицательно сказывалось на внешнеторговом балансе России.

Развитие высоких, информационных ресурсо- и энергосберегающих технологий, создание роботизированных и полностью автоматизированных производств – все это являлось неотложной потребностью для России. И государство с 2007 г. начало активно проводить в жизнь мероприятия содействующие модернизации производства. С этой целью превращения России начали создаваться корпорации с преобладанием государственного капитала. Именно они должны были стать центр производства высоких технологий. Возросли бюджетные расходы на организацию фундаментальных научных исследований. Часть средств стабилизационного фонда была направлена на создание инфраструктуры без которой немыслимо развитие высоких технологий. Государство переходило к активному регулированию рыночной экономик и с этой целью, в частности перешло с 2008 г. к перспективным планам экономического развития страны создающих оптимальные ориентиры для инвестиционной политики. Однако развитие информационного общества немыслимо без развития интеллектуального и творческого потенциала населения. И с этой точки зрения модернизационные задачи стоящие перед Россией так же упирались в многочисленные препятствия. Россию терзали многочисленные социальные проблемы – низкий уровень качества и продолжительности жизни, здоровья, падение рождаемости и т. д. Это заставило государство приступить и к социальной модернизации, то есть увеличить инвестиции в «человеческий капитал». В 2007 г. началась реализация так называемых «национальных проектов». Проект «Здоровье» содержал мероприятия направленные на сокращение смертности и повышение рождаемости (финансовая помощь учреждениям здравоохранения, материальное стимулирование многодетных семей и т. д.). Проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» ставил целью улучшить обеспечение жильем населения в соответствии с принципами рыночной экономики (государственную поддержку в строительстве доступного жилья, субсидирование ипотечного кредитования, «расселение» живущих в аварийном жилье). Проект «Развитие агропромышленного комплекса» добивался снижения зависимости российского населения от импорта продовольствия (в том числе и поддержкой фермерства и содействия трудоустройства молодых специалистов на селе). Проект «Образование» должен обеспечить образовательную базу для создания информационного общества (информатизация образование, внедрение интерактивных технологий в процесс обучения и т. д.). Реализация этих проектов дала ощутимый эффект уже по итогам первого года их осуществления. Пришедший к власти в качестве нового главы государства Д. А. Медведев – сторонник политической стабилизации и усиления России сохранил модернизационный вектор развития. Дальнейшая политическая, культурная, экономическая и социальная модернизация встретила определенные затруднения. Связаны они были с объективно неблагоприятной мировой экономической ситуацией в период очередного глобального кризиса. Однако благодаря твердой политической воле российского руководства и сохранению преемственности политического курса она неуклонно продолжается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: