Солнце, звёзды и луна

Эту чудную картину

Я увидел из окна!

Замечательно

В мороз погремучий

Вдруг задать себе

Вопрос почемучий:

Вот - труба, над нею - дым,

Интересно, что над ним?

(Ю. Мориц.)

I. 15. Тема «Части речи»

Прочитайте выразительно. В этом стихотворении есть слово, которое поэт придумал сам - шишкопад. Вспомните и запишите как можно больше слов, которые в русском языке образовались таким же способом. Укажите способ словообразования.

Осень шагает

В жёлтом пальтишке,

С кедров сбивает Бурые шишки.

Тр-рах! - на опушку, Бух! - на кукушку, Хлоп! - на зайчишку Падают шишки. Глупые козы,

Прячьте козлят:

По лесу грозно

Идёт шишкопад!

В ветках зелёных Чёрные вспышки.

Это со звоном

Падают шишки.

(Г. Граубин.)

I.16. Тема «Части речи»

Прочитайте. Как приготовить щи? Выпишите имена существительные, разберите их по составу.

Чищу овощи для щей, Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки, Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

(М. Бородицкая.)

I. 17. Тема «Части речи»

Подумайте. Ответы запишите.

Какой овощ едят незрелым?

Какой овощ получил свое название от слова «голова»?

Какой овощ крестьяне долго называли «чёртово яблоко»?

Золотое яблоко» - это название какого овоща?

5. Название этой ягоды переводится весело и запоминающе - ослиный огурец!

Это слово буквально значит «скороспелый».

Что называли «китайскими яблоками»?

Какой ягоде название дала земля?

Название какой ягоды связано с ее цветом?

Слова для справок: з..мл..ника,..брикос, п..м..дор, к..ртофель,..гурец,..рбуз, м.лина,..пельсин, к..пуста.

I. 18. Тема «Части речи»

Прочитайте. Дайте толкование слова «мглистый», выделите морфемы. Спишите. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Выделите окончания.

День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом.

(А. Н. Толстой)

I. 19. Тема «Части речи»

Спишите. Какой вопрос содержится в тексте? Ответьте на него. Придумайте несколько слов на это правило.

Родной, далёкий, близкий,

Чужой, знакомый, низкий.

Плохой, хороший, милый, славный, весёлый, ласковый, забавный.

Кто смог слова все прочитать,

Тот скажет, как их называть.

I.20. Тема «Части речи»

Прочитайте. Выпишите глаголы, обозначьте время. Какой суффикс является общим для всех этих глаголов? На примере глаголов расскажите о правописании гласных и согласных в приставках.

Однажды паук Поскользнулся на стенке

И на пол свалился,

Задев табурет.

Упал табурет –

Раскололся паркет.

И пол провалился,

И дом развалился.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: