На пригорке,
То с грохотом дом Покатился по горке, Запрыгал и в речку
широкую -Хлоп!
Засыпало речку, Случился потоп. И всё потонуло: Долины и горы, Деревья и камни, Трава и заборы.
(Г. Остер.)
I.21. Тема «Части речи»
Прочитайте выразительно. С помощью каких звуков поэту удалось передать шуршание осенних листьев? Спишите. Выделите слова, на которые попадает логическое ударение, условным значком ("). Попробуйте нарисовать на бумаге то, о чём вы прочитали.
Выпишите глаголы, обозначьте время. Произведите фонетический разбор слова «листья».
Сентябрь.
Шум большой
В лесу стоит.
Не медведь ли
К нам спешит?
- Это я! -Бормочет ёж. -
Нынче тихо
Не пройдёшь.
И под лапками Мышат
Листья
Палые шуршат.
(И.Бирюков.)
II. 1. Тема «Однородные члены предложения»
Прочитайте. Вставьте пропущенное слово.
Маленькая точка,
Но с хвостиком она. При перечислении
Нам она нужна,
Члены однородные
Ею разделяем.
Не забудьте же её,
Это...
Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными подлежащими, потом с однородными сказуемыми, затем с однородными второстепенными членами предложения. Ставьте, где нужно, запятые.
1. Капитан корабля затянул пояс потуже влез на мачту посмотрел во все стороны. И вдруг он быстро спустился с мачты сорвал с себя тюрбан начал громко кричать. 2. Принцесса заперлась в своей комнате сбросила ослиную шкуру вымыла лицо и руки надела чистое платье и принялась готовить пирог. (Ш. Перро.) 3. По дороге Элли находит друзей - Страшилу Железного Дровосека Трусливого Льва. (А. Волков.) 4. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. Проказница-Мартышка Осёл Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. (И. Крылов.) 5. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. Тютчев.)