Методика ознакомления с цифрами (задача 8)

Предварительная работа

После выработки счетной деятельности можно учить соотно­сить множеству не только число, но и цифру. Иногда это делают раньше, предлагая запомнить визуально числовую фигуру и со­ответствующую ей цифру, но лучше не спешить, учитывая абст­рактность математических понятий.

Особенности наглядного материала

Любые множества, числовые и цифровые карточки.

Методика обучения

Необходимо научить детей различать понятия:

• количество (свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов);

• число (абстрактное математическое понятие, характеризую­щее общее свойство конечных равномощных множеств);

• цифра (знак для записи чисел).

На одном занятии знакомим с одной цифрой, рассматривая множества с соответствующим количеством элементов. Предва­рительно закрепляем знание предыдущих цифр. Необходимо создать поисковую ситуацию, чтобы дети поняли смысл обозна­чения числа цифрой. Начинаем знакомство с цифры 1, затем по порядку до 9, потом с нулем и записью числа 10. Дети часто пу­тают цифры 4 и 7, 5 и 2, 6 и 9. Эта проблема решается в процес­се многократных упражнений.

Фрагмент 1:

Программная задача: познакомить с цифрой 1.

Наглядный материал: коробка с цифрой 1 на крышке, в ней спрятана одна игрушка.

Ход:

—Я не знаю, что лежит в коробке, но могу точно сказать, что только один предмет. Давайте проверим, права ли я?

—Что это? Сколько?

—Как вы думаете, как я догадалась?

—Здесь написана цифра. Что она обозначает?

—Люди придумали цифры, чтобы записывать числа.

—Цифра 1 обозначает число один, она показывает, что в ко­робке только один предмет.

—На что похожа цифра 1?

—Нарисуйте пальцем в воздухе цифру, как я.

—Найдите у себя на столе карточку с цифрой 1.

—Ответьте на вопрос молча, показав карточку.

—Сколько у человека носов?

—На сколько шесть больше пяти?

Фрагмент 2:

Программная задана: познакомить с цифрой 0 и записью чис­ла 10.

Наглядный материал: материал, используемый для обратного счета (10 предметов).

Ход:

Воспитатель убирает предметы, а дети называют, сколько оста­лось. Звучит обратный счет. Затем убирается последний предмет.

—Сколько?

—Ни одного обозначает число ноль, которое записывается цифрой ноль.

—Нарисуйте пальцем в воздухе. На что похож?

—Число десять записывают с помощью двух цифр 1 и 0.
Цифра 1 пишется слева, а ноль справа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: