Формы и методы международной торговли

Международная торговля осуществляется в нескольких формах. Основное место в международной торговле занимают прямые коммерческие экспортно-импортные операции, предполагающие оплату поставок в валюте. Однако порядка 25-30% мировой торговли приходится на встречную торговлю, при которой оплата товара осуществляется встречными поставками товара. Основными разновидностями встречной торговли являются бартерные и компенсационные сделки.

Бартер – это сделка на основе натурального обмена товарами без денежного расчёта. Если бартерная сделка продлевается на долговременный период и включает «корзину» товаров – это клиринговые соглашения. Другие компенсационные сделки называют офсетными.

Компенсационные сделки типа бай-бэк предполагают поставку оборудования на условиях кредита, который погашается поставками продукции, выпущенной на этом оборудовании. Сделки типа толлинг связаны с переработкой сырья за границей с оплатой частью произведённой готовой продукции.

Существуют различные методы международной торговли. Товары поступают зарубежному потребителю как в рамках прямых сделок с экспортёром, так и через посредников (дилеров, дистрибьюторов, комиссионеров, агентов). Значительная часть продаж массовых сырьевых и продовольственных товаров осуществляется на международных товарных биржах.

Объектами международной биржевой торговли являются 70 видов товаров (до 30% товарооборота мировой торговли) это сельскохозяйственные, лесные, топливные товары, драгоценные и цветные металлы. Товары на бирже продаются покупателю согласно установленным стандартам и образцам, на основе типовых контрактов. На бирже совершают 2 основных вида сделок: на реальный товар и срочные (фьючерсные).

Сделки на реальный товар предполагают его поставку немедленно, т.е. в срок от 1 до 15 дней (сделка кэш или спот), или поставку в будущем (сделка форвард). Поставка реального товара в форвардной сделке производится по цене, зафиксированной в контракте на момент его заключения и в срок определённый контрактом (например, через 3 месяца).

Срочные фьючерсные сделки не предусматривают обязательство сторон поставить или принять реальный товар, а предполагают куплю или продажу прав на товар. Результатом таких сделок является уплата или получение разницы между ценой контракта в день его заключения и в день исполнения. С помощью фьючерсной сделки можно застраховаться от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении форвардных сделок на реальный товар. Такое страхование называют хеджированием.

Пример, фермер хочет продать партию пшеницы на бирже через 3 месяца. Текущая цена фьючерсного контракта на поставку партии через 3 месяца составляет 5тыс.дол. его устраивает. Он продаёт контракт на бирже по текущей цене. Если цена на пшеницу за 3 месяца снизится до 4 тыс.дол., то и цена фьючерсного контракта будет 4 тыс.дол.. Фермер продаст пшеницу по 4 тыс.дол., но компенсирует убыток в 1тыс.дол. за счёт прибыли по фьючерсной позиции. Если за 3 месяца цена возрастёт до 6 тыс.дол., то фермер проиграет 1тыс.дол. при ликвидации фьючерсного контракта, но выиграет 1 тыс.дол. при её продаже на рынке.

На мировых рынках строительных услуг, при поставках сложного и дорогостоящего оборудования используются тендерные процедуры (международные торги). Заказ получает фирма, предложившая наилучшие условия его выполнения.

Товары, обладающие в отличие от биржевых, индивидуальными свойствами (пушно-меховые изделия, произведения искусства и т.д.), реализуются на аукционах. Объектами аукционной торговли также являются скоропортящиеся товары (цветы, фрукты, рыба, овощи). Товары, продаваемые с аукциона всегда имеются в наличии и покупатель может оценить их качество.

В условиях глобализации большое значение принимает электронная коммерция. Пример – сбыт энергоносителей на международной нефтяной бирже в Лондоне, Гонконгской и Нью-Йоркской фьючерсных биржах.

3 Хозяйственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью

Внешнеэкономическая деятельность – это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещением материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Все субъекты хозяйственной деятельности, функционирующие в сфе­ре производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внеш­неэкономические операции. С этой целью могут создаваться специали­зированные подразделения в структуре предприятий с правами юриди­ческих лиц или самостоятельные фирмы: внешнеэкономические служ­б. Такие объединения имеют большой опыт в международном экономическом со­трудничестве, квалифицированных специалистов, системы продвижения товаров и услуг на международный рынок. Российские участники ВЭД могут объединяться в союзы, ассоциации делового сотрудничества по отрасле­вому, территориальному и иным принципам для повышения эффектив­ности экспортно-импортных операций, избежания недобросовестной конкуренции, развития и укрепления внешних связей.

Особое место занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП), объединяющая предпринимателей разных форм собст­венности, различные ассоциации и фонды. ТПП содействует прогрессу в деловом сотрудничестве с зарубежными партнерами: представляет интере­сы своих членов в различных международных организациях, патентует изо­бретения, проводит экспертизы, организует выставки, защищает права предпринимателей в международных арбитражных судах, создает единую информационную систему, формирует негосударственный реестр предпри­ятий и предпринимателей и выполняет другие функции.

4 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Свободное развитие внешней торговли(либерализация ВЭД) приносит выгоду всем странам. Однако все страны используют комплекс мер для стимулирования экспорта и защиты национальных и региональных рынков от внешней конкуренции. Протекционизм заключается в защите национальных производителей от иностранной конкуренции путем запрета или жесткого ограничения ввоза (импорта) товаров иностранных государств.

Механизм регулирования ВЭД разработан на законодательном уровне применительно к внешней торговле. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности" предусмотрены таможенно-тарифные и нетарифные методы.

Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирова­ния структурных изменений в экономике России и основаны на Тамо­женном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федера­ции "О таможенном тарифе".

Таможенный тариф — это систематизированный сбор ставок тамо­женных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывози­мые из нее товары. Этот один из старейших и важнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции: фискальную, т. е. обеспечивает пополнение доходной части бюджета; защитную, т. е. предохраняет национальную экономику от чрезмер­ной конкуренции; регулирующую, т. е. оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая другие.

В России используется импортный и экспортный тариф, в то время как в развитых странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен с 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.

Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусмат­ривает 3 уровня ставок таможенных пошлин:

базовый — для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), к числу которых относятся Австрия, Великобри­тания, Греция, Франция и другие страны ЕС (всего 125 стран);

максимальный — для товаров, происходящих из стран или экономи­ческих группировок, с которыми отсутствует режим РНБ (например, Эстония), и товаров, страна происхождения которых не установлена. Эти ставки в 2 раза превышают размер базовых ставок;

минимальный — для товаров из развивающихся стран (Албания, Бра­зилия, Вьетнам, Турция и др. — всего 103 страны). С 15 мая 1996 г. эти ставки составляют 75% от базовых.

Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляет­ся беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран — Афгани­стана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. (всего 47 стран), и из стран СНГ - участниц Таможенного союза.

Разновидностью импортных пошлин являются антидемпинговые пошлины. (Демпинг – это установление искусственно заниженных цен на экспортируемые товары для достижения конкурентоспособности на внешних рынках.)

Нетарифные методы, т. е. различ­ные технические, административные меры, а также мероприятия по за­щите здоровья людей, охране окружающей природы, защите националь­ной безопасности и др., используются в той или иной степени всеми странами мира, ВТО поставила задачу максимально упразднить такие меры и перейти к регулированию внешней торговли только тарифными методами.

Нетарифные методы регулирования предусматривают использование специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров - лицензий. Ли­цензированию подлежат квотируемые товары; специфические товары; товары двойного назначения, монополия на торговлю которых установ­лена государством.

Лицензии бывают разовыми и генеральными (оформляют­ся сроком на 1 календарный год). Количественный контроль — это контроль ввоза или вывоза товара в установленных максимальном объеме или стоимости (квоты).

Квотирование (определение квоты) применяется широко и соответст­вует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ/ВТО. Например, торговля текстилем и одеждой подлежит количественному регулирова­нию на многосторонней основе.

Распределение квот осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, позволяющих обеспечить конкуренцию между участниками ВЭД.

К специфическим товарам относятся дикие животные, растения, кости ископаемых, рога, копыта, кораллы, коллекционные материа­лы по минералогии и палеонтологии, информация о недрах и др. Для получения лицензии на эти товары необходимо получить разрешение от соответствующих министерств и ведомств — например, Министер­ства охраны окружающей среды и природных ресурсов для экспорта животных, кораллов и других аналогичных товаров; Министерства сельского хозяйства —для получения импортной лицензии для хими­ческих средств защиты и т. д.

Государственная монополия установлена на торговлю продукцией, для использования которой требуется специальное разрешение: вооружени­ем, боеприпасами, товарами двойного назначения (ракетное топливо, уран, рентгеновское оборудование, яды, наркотические средства и др.), драгоценными металлами и камнями, результатами научных исследова­ний в области вооружений. Лицензии на торговлю этой группы товаров МВЭС дает на основании заключения Комиссии по экспортному конт­ролю Российской Федерации исключительно государственным унитар­ным предприятиям.

Контроль за качеством товаров, ввозимых на территорию России, дол­жен соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ве­теринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требовани­ям России. Для ряда товаров в соответствии с Законом Российской Феде­рации "О защите прав потребителей" введена обязательная сертификация товаров и услуг, от качества которых зависят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей среды. Перечень товаров, требующих подтвержде­ния качества и безопасности, утверждается Госстандартом совместно с ГТК. В него входят продукты питания, товары для детей, парфюмерно-косметические и туалетные средства, бытовая техника и др.

Запреты и ограничения экспорта и(или) импорта могут вводиться как защитные меры, т. е. отступление от принципов свободной торговли, диктуемое необходимостью избежать экономических потрясений. Они вводятся в тех случаях, когда резко возросший импорт угрожает нацио­нальному производству определенных товаров.

Для стимулирования экспорта применяются государственные субсидии, льготные кредиты экспортёрам и иностранным покупателям, страхование коммерческих рисков, связанных с экспортом, за счёт государства.

Структура органов и механизм управления ВЭД позволяют предпри­ятию оценить свои возможности при выходе на внешний рынок. Однако для реальных шагов необходимо провести огромную работу по марке­тингу, определить свои конкурентные преимущества, оценить возмож­ность привлечения иностранных инвесторов, размещения производства в свободной экономической или оффшорной зоне, сделать технико-экономическое обоснование проекта.

5 Международное регулирование торговли

Регулирование международной торговли на наднациональном уровне осуществляет всемирная торговая организация (ВТО), которая с 1995г. стала приемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле. Членами ВТО являются более 140 государств, обязавшихся соблюдать около 20 договоренностей в её рамках.

Основные принципы ВТО – это либерализация торговли путём постоянного снижения ставок таможенных пошлин на основе многосторонних переговоров, отказ от нетарифных ограничений, недискриминационный характер торговли, т.е. предоставление странами друг другу режима наибольшего благоприятствуемой нации, соблюдение правил торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности. Россия 16 декабря 2011г. присоединилась в ВТО. Получение режима наибольшего благоприятствования в торговле, переход на международные правовые нормы и т.п. должны будут привести к росту экспорта, увеличению валютных резервов, прекращению антидемпинговых процедур против российских товаров, росту иностранных инвестиций, снижению импортных пошлин и, как следствие. Снижению цен на импортные товары. Это должно привести к росту реальных доходов потребителей.

В то же время, вступление в ВТО сопряжено с уменьшение бюджетных поступлений от таможенных пошлин и сборов, снижением субсидий для некоторых важных секторов российской экономики, с ростом конкуренции на внутреннем рынке товаров и услуг. Это может вызвать спад производства и снижение уровня занятости в ряде отраслей экономики России.

6 Валютный рынок

Осуществление международных расчётов предполагает использование валют. Термин «валюта» применяется для обозначения денежных знаков иностранных государств и платёжных средств (переводов, чеков, векселей). Выраженных в тех или иных национальных денежных единицах и используемых в международных расчётах.

Валютный рынок – это система устойчивых отношений, возникающих в связи с куплей-продажей иностранных валют. Валютный рынок существует, поскольку в мире пока нет единых денег, обязательных для приёма во всех государствах. Различают мировые, национальные и региональные валютные рынки. Операторами на международном валютном рынке являются банки, предприятия, государства, частные лица. На национальном рынке Центральный банк устанавливает официальный курс национальной валюты данной страны в отношении валют зарубежных стран. На региональных валютных рынках совершают операции с определённым достаточно ограниченным кругом валют.

Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных расчётных единицах. Т.к. спрос и предложение валют непрерывно меняется, то валютный курс нестабилен. Его фиксация на определённую дату называется котировкой.

К валютным операциям относят:

сделки спот (наличные или кассовые). По ним валюта поставляется покупателю на второй рабочий день со дня совершения сделки по курсу

срочные(форвардные сделки), когда валюта поставляется через определённый срок (1,2,3,6,12 месяцев). Они используются для получения спекулятивной прибыли на разнице курсов и страхования рисков, связанных с возможным нежелательным изменением курса.

Валютная политика – это совокупность экономических, правовых и организационных мер в области урегулирования валютных отношений, принимаемых государственными органами, центральным банком, международными финансовыми организациями.

Валютные интервенции – это деятельность Центрального банка по скупке – продаже иностранной валюты для поддержания курса национальной валюты. (Пример – 2008/2009г. валютный коридор). Девальвация валюты – это официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам (Чёрный вторник 1998г – курс доллара увеличился с 6 до 18 рублей). Ревальвация валюты – официальное повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Курс валют государство может поддерживать фиксированным, свободно плавающим и управляемо плавающим (периодические валютные интервенции.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: