Утверждена на заседании коллегии Министерства просвещения и молодежи
Решение № 12.2. от 26 октября 2006 г.
Авторы:
профессор, док.-хабилитат Вл. Пыслару; док.-конференциар И. Акирь
Координаторы:
профессор, доктор В. Кабак, конф., доктор-хабилитат А. Болбочану, кон-ференциар, доктор А. Раиляну, конференциар, доктор И. Спиней.
Рецензоры:
Институт Науки и Образования - С. Кицу, доктор педагогики; Бельцский Госуниверситет - Л. Ступаченко, доктор педагогики, конференциар-университар, М Перетятку, доктор педагогики, конференциар-университар, В. Прицкан, доктор психологии, конференциар-университар; Тираспольский Государственный Университет - И. Лупу, доктор-хабилитат педагогики, профессор-универ-ситар, В. Панько, доктор педагогики, конференциар-университар, В. Ботнарь, доктор педагогики, конференциар-университар. Государственный Университет им. И. Крянгэ.
Концепция оценивания школьных результатов представляет собой главную концепцию для установления новой национальной системы школьного оценивания, для разработки законодательных и нормативных документов; для реконцептуализации оценивания по школьным дисциплинам, для разработки/ отбора/комбинирования/использования инструментов, главных и специфических методологий оценивания; как и для различных деятельностей школьного оценивания в общем образовании; предлагает предложения для интеграции национальной системы оценивания в мировой системе школьного оценивания, предлагает ориентиры для начального профессионального образования и усовершенствования дидакт. кадров, для исследований и последующего развития теоретико-экспериментальной области школьного оценивания.
|
|
Введение
Реконцептуализация школьного оценивания, после того, что в куррикулуме, формирование дидактического персонала, как и после составления новых учебников, является четвертым принципом, на котором основывается преобразование воспитания и обучения в Республике Молдова. Введение куррикулума как нормативного документа и дидактически-воспитательного инструмента изменило процесс воспитания от коммуникативного усвоения ценностей к формированию индивидуальных способностей. Цели в куррикулуме сформированы, в большинстве случаев, в отношении коммуникативности. Профессиональное формирование дидактических кадров (как первоначальное, так и продолжительное) призвано отвечать современным воспитательным требованиям на первом этапе воспитания. Новые школьные учебники должны обеспечить выполнение нового воспитательного процесса j на уровне ученика, что признается вторым этапом в воспитании. Школьное оценивание воздействует на конечный результат в образовании, но оно (оценивание) призвано и формировать эти результаты.
|
|
Переход от педагогики «коммуникативных ценностей» к обучению для формирования у учеников индивидуальных способностей, которые считаются ценностями более важными, чем коммуникативные, привел к реконцептуализации в области школьного оценивания. Оценивание не является просто констатирующим и проверочным, но и формирующим, определяющим и предугадывающим, стимулирующим, мотивационным, школьным и профессиональным ориентиром. Оценивание перестает быть приложением к учебно-воспитательному процессу, оно постоянно прогрессирует, переходя в ранг одного из важнейших факторов обучения, способного влиять на сферы и условия обучения и воспитания. Каким образом, современное оценивание, в особенности оценивание школьных результатов, приводит к изменениям в системе целей, в содержании и технологиях обучения, преобразовывает интерактивный инструктивно-обучающий процесс, основанный на соотношении взаимоотношений учитель-ученик и ученик-ученик, добивается модификации концепции начального профессионального образования и дальнейшего усовершенствования дидактических кадров, дает новый смысл понятию «образовательный менеджмент», что в конечном итоге требует переоценки образовательной политики через стремление стать единой в национальном масштабе и путем интеграции оценочной системы современной школы, через вовлечение в обучающий процесс общности - главного социального фактора и т. д.
Современное школьное оценивание отказывается от санкционированной функции, не допускает оценивания только того, что учащемуся преподавалось и того, что выучили, помогает ученику открыть свои возможности обучения, становления и развития, помогает самореализоваться - это главная проблема для современного подростка, таким образом, ему предоставляется возможность самостоятельного обучения.
Разумность составления современной концепции оценивания школьных результатов обоснована и практическим процессом, который безотлагательно делает актуальным ряд проблем в данной области, например,
практика преувеличения важными когнитивной области в ОШР;
необоснованная автоматизация целей из куррикулума и обучающего содержания, которая провоцирует уменьшение комплексного характера целей обучения и знания;
чрезмерное признание конечных результатов легко оцениваемыми;
блокирование процесса оценивания в случае, когда школьные результаты трудноописуемые и тенденция исключения их из практики ОШР; в итоге - удержание и увековечение традиционной практики централизованности оценивания, которая исключает формативное оценивание с проверкой, все это подтверждает практика оценивания вне времени, вне процесса преподавания/обучения, что чуждо образованию и развитию субъектов оценивания - учеников.
Указанные предпосылки требуют необходимости, имея существенные преимущества, реконцептуализация школьного оценивания, как неотъемлемая часть теории и практики современного образования, кратко изложена в Концепции оценивания школьных результатов.
Имея статус концептуального и нормативного документа, а также главного инструмента действия школьного оценивания, концепция ОШР составляет и систематизирует, в оригинальной форме, внедряет теоретические процессы в национальное обучение и мировое, включая и результаты исследований, проводимых в течение последних шести лет в Институте Науки и Образования и в Бельцком Государственном Университете им. А. Руссо, а также опираясь на положительные примеры в данной области, начатые и проведенные Департаментом оценивания Доуниверситетского образования МПМ - эпистемологические ориентиры ОШР, устанавливает и описывает составные компоненты действия ОШР - телеология, содержание и методология ОШР, создает новую национальную систему ОШР, устанавливает финансирование проекта оценивания в школах, предлагает план действия по внедрению новой системы ОШР и взаимодействию данной системы с концепцией и структурой мирового школьного оценивания.
|
|
Концепция ОШР представляет и основной методологический ориентир Для реконцептуализации школьного оценивания для каждой школьной дисциплины, основываясь на специфике знаний. Она будет служить как эпистемологическая основа (фундамент) в разработке средств нормативного оценивания на национальной, региональной, зональной и школьной ступенях, будет участвовать в разработке материалов для текущего формативного оценивания, включенных в учебники и методические пособия, а также в построении собственных систем школьного оценивания дидактических кадров, задействованных непосредственно в дидактический процесс - образование.
Ключевые термины
Оценивание, школьные результаты, объект оценивания, компетентность, успех, прогресс, измерение, оценивание, мыслительная ценность, типы/формы/методы/типы оценивания (способы).
В тексте использованы аббревиатуры:
АОЭ - Агентство оценивания и экзаменации
НКШО - Нац. консилиум по школьному оцениванию
ФО - формативное оценивание
НО - нормативное оценивание
ОШР - оценивание школьных результатов
ШО - школьное оценивание
ПФПДО - Профессиональное формирование (усовершен.) персонала из доуниверситетского образования
ИНВ - Институт науки воспитания
РЯЛ - Румынский язык и литература
МПМ - Министерство просвещения и молодежи
СО - субъекты оценивания
НЦО - Национальный центр оценивания
НСОШР - Национальная система оценивания школьных результатов.
Эпистемологические ориентиры для ОШР
Концепция оценивания школьных результатов (Концепция ОШР) представляет систему идей, принципов и методологических процессов, касающихся ориентации и проведения школьного оценивания.
|
|
1.1 Определение оценивания школьных результатов. Оценивание школьных результатов представляет собой комплексный воспитательный (образовательный) процесс по сбору информации о качестве и динамике школьных результатов по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей, действий оценивания.
ОШР включает:
а) определение/уточнение цели и задачи оценивания;
б) определение целеполагающей информации (каким должен быть предмет оценивания);
в) построение/выбор инструментов оценивания;
г) сбор информации для констатации (имеет место измерение);
д) сопоставление целеполагающей информации и оценивания, толкование полученных данных и формулирование мыслительной деятельности;