Знания могут быть рациональными и упорядоченными

а) Рациональные знания представляют концептуальные связи, создан­ные из поступков, правил, законов и принципов, и отвечают на вопрос: что? В процессе оценивания ученику предлагается восстановить одну или больше информации, собранных в его памяти.

б) Упорядоченные знания представляют схемы действий и отвечают на вопрос: как? (Например: Как правильно пишется слово «оценивание» и его производные? Как вносятся данные в компьютер?), ответ на который не обнаруживается в познавательном перечне ученика, но в этом состоит подразумеваемое правило, которое помогает ученику
разгадать нужный ответ и которое напрашивается косвенно, через предложенный вопрос или задачу. Упорядоченные знания распреде­лены через связь результат - формы реализации.

Рациональные знания и упорядоченные знания имеют общую характе­ристику:

- не перемещаются к ситуации, отличающейся от выученной;

- не являются взаимоперемещенными;

- однажды основанные, они становятся автоматизированными.

в) Когнитивные процессы относятся к мышлению, которое накапливает рациональные и упорядоченные знания: индукция или обобщение, дедукция или выделение, аналогия от эффекта, аналогия от середины; определяет условия реализации рациональных или упорядоченных знаний, которые употребляют подходящим образом, отвечая на вопрос: когда?

Комплексные знания, которые синтезируют несколько/много типов зна­ний, называются метазнания, т. е. их оценивание можно делать через комплекс­ные действия, требуя от учеников исследования/освоения некоторых повседневных жизненных ситуаций и употребления больших накопленных знаний.

г) Познавательные стратегии представляют «план употребления немедленного когнитива» (J. Piajet), являются различными у разных личностей; управляют знаниями прежнего уровня, т. е. совокупностью неиспользованных познавательных процессов, включаются в сложную деятельность, для которой не существует свободных знаний предшествующего уровня.

Способности (знать, что делать) представляют собой межпредметную умственную деятельность, которая мобилизует возможности; являются непостоянным «действием», предметом накопления знаний; это интеллектуальный ста­бильный и поливалентный процесс, воспроизведенный в разных познавательных действиях (критике, анализе, запоминании, нахождении информации и т. д.).

Способности оцениваются косвенно, посредством измерения своих дей­ствий в определенных контекстах.

Отношения (знать, как им быть) представляет интеллектуально-духов­ное состояние индивидуума, в соотношении с феноменами и ценностями объ­ективного мира (личность, предмет, ситуация, случай и т. д.) и/или в соотноше­нии с ним самим, с его внутренним миром, который формирует определенную манеру поведения и оказывает благоприятное или неблагоприятное влияние на совершение каких-либо поступков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: