а) Рациональные знания представляют концептуальные связи, созданные из поступков, правил, законов и принципов, и отвечают на вопрос: что? В процессе оценивания ученику предлагается восстановить одну или больше информации, собранных в его памяти.
б) Упорядоченные знания представляют схемы действий и отвечают на вопрос: как? (Например: Как правильно пишется слово «оценивание» и его производные? Как вносятся данные в компьютер?), ответ на который не обнаруживается в познавательном перечне ученика, но в этом состоит подразумеваемое правило, которое помогает ученику
разгадать нужный ответ и которое напрашивается косвенно, через предложенный вопрос или задачу. Упорядоченные знания распределены через связь результат - формы реализации.
Рациональные знания и упорядоченные знания имеют общую характеристику:
- не перемещаются к ситуации, отличающейся от выученной;
- не являются взаимоперемещенными;
- однажды основанные, они становятся автоматизированными.
в) Когнитивные процессы относятся к мышлению, которое накапливает рациональные и упорядоченные знания: индукция или обобщение, дедукция или выделение, аналогия от эффекта, аналогия от середины; определяет условия реализации рациональных или упорядоченных знаний, которые употребляют подходящим образом, отвечая на вопрос: когда?
Комплексные знания, которые синтезируют несколько/много типов знаний, называются метазнания, т. е. их оценивание можно делать через комплексные действия, требуя от учеников исследования/освоения некоторых повседневных жизненных ситуаций и употребления больших накопленных знаний.
г) Познавательные стратегии представляют «план употребления немедленного когнитива» (J. Piajet), являются различными у разных личностей; управляют знаниями прежнего уровня, т. е. совокупностью неиспользованных познавательных процессов, включаются в сложную деятельность, для которой не существует свободных знаний предшествующего уровня.
Способности (знать, что делать) представляют собой межпредметную умственную деятельность, которая мобилизует возможности; являются непостоянным «действием», предметом накопления знаний; это интеллектуальный стабильный и поливалентный процесс, воспроизведенный в разных познавательных действиях (критике, анализе, запоминании, нахождении информации и т. д.).
Способности оцениваются косвенно, посредством измерения своих действий в определенных контекстах.
Отношения (знать, как им быть) представляет интеллектуально-духовное состояние индивидуума, в соотношении с феноменами и ценностями объективного мира (личность, предмет, ситуация, случай и т. д.) и/или в соотношении с ним самим, с его внутренним миром, который формирует определенную манеру поведения и оказывает благоприятное или неблагоприятное влияние на совершение каких-либо поступков.