Вопросы для обсуждения:
1. Японская модель менеджмента: особенности, характерные черты.
2. Американская модель менеджмента: сущность, характерные черты, основные этапы формирования.
3. Западноевропейская модель менеджмента.
4. Сущность и основные принципы маркетинговой модели менеджмента.
5. Российская модель менеджмента.
6. Тенденции и перспективы развития менеджмента в XXI веке.
7. Модели национального менеджмента и особенности подготовки менеджеров.
Темы докладов и сообщений:
1. «Японское чудо» управления.
2. Немецкая модель менеджмента.
3. Особенности и тенденции развития современного менеджмента.
4. Особенности российской модели менеджмента.
Контрольные вопросы для повторения:
1. Перечислите и охарактеризуйте особенности японской модели менеджмента.
2. В чем заключается сущность маркетинговой модели менеджмента.
3. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают существенной влияние на формирование российской модели менеджмента?
4. Перечислите и охарактеризуйте основные тенденции развития менеджмента в XXI веке.
5. Как влияет национальная культура на организационную, которая в свою очередь влияет на управленческую
6. В чем различие российской и американской моделей участия в управлении
Ситуационная задача самостоятельного изучения.
Ниже представлены отрывки из из статьи «Трудности перевода» Екатерина Данилова, «Огонек» №36, 2005г. и «Китай: мифы и реальность» Эрин Майер, Элизабет и Шэнь, «HARVARD BUSINESS REVIEW», май 2010
«Трудности перевода»
….Совместных с китайцами предприятий в России много не будет. Китайцам трудно: работать с русскими, а русским—с китайцами.
С точки зрения русских, китайцы — хитрые и закрытые. А мы для них - ленивые и безответственные. В компании, где работает Никита Шпагин, две головы. Одна—его, Никиты, русая и кудрявая. А вторая — китайца Чжана, с волосами как вороново крыло. Компания привозит в Россию специи для китайских ресторанов. И я нашла офис, разместившийся на московской обойной фабрике, по запаху —шлейф нездешнего одуряющего аромата возник в раскаленном московском воздухе и повел за собой—на высокую лестницу, увешанную веерами и китайскими фонариками. Их российско-китайская компания — во-первых, старейшая в России. Никита и Чжан дружат с 1986 года, а совместное дело ведут с 1989-ro. Когда-то на заре перестройки Чжан в числе 150 китайцев приехал учиться в Москву А Никита увлекся Китаем. Так и встретились. Во-вторых, их компания—одна из редких в Москве. Во всяком случае, Шпагин не знает других примеров такого долгого и тесного сотрудничества русских и китайцев.
— Почему так? — спрашиваю.
— Русские и китайцы очень разные. Русские китайцам не комплиментарны, если пользоваться терминологией Льва Гумилева. То, что мы простим другому народу, не простим китайцу.
А китайцы традиционно не доверяют русским. Кстати, и не только русским. Есть элемент такой закрытости. Вот в Китае более 50 национальностей, но в политбюро только хани. То есть собственно китайцы. И во всем Китае время пекинское. Все встают и ложатся спать по пекинскому времени.
— Что такое вести бизнес с китайскими партнерами?
— Мы с Чжаном — редкий случай сотрудничества. Друг друга давно и хорошо знаем. Наша дружба — это уже капитал. Я покупал коляску ребенку Чжана, когда в Китае детских колясок еще не было. Есть такая китайская пословица о дружбе. «Мы с тобой познакомились детьми. Потом я женился, а ты вышла замуж. Потом наши дети познакомились. И вот они — друзья». Китайцы тяжело сходятся. Но надежно. Мы с Чжаном теряли деньги, мы их зарабатывали. Самое тяжелое с китайскими партнерами — найти доверие.
Китайцы думают и принимают решения по-другому. Проблема, если ее разложить, найдет одно решение. Но пути к решению—разные. Китайцы предлагают свои ходы, свою тактику, свою манеру. -
—Какую?
— Более осторожную, более долгую и гибкую. «Да и так ясно, что делать», —скажет русский. «Да нет, —скажет китаец.— А ежели так? Или так?» Они более многопланово и многообразно подходят к проблеме. Я считаю китайский подход более мощным и основательным. Но в решении быстрой проблемы это может помешать. У китайцев очень хорошая память. Те, которые занимаются бизнесом, очень осторожные. Китайцы хорошо готовятся к вопросам, которые будут обсуждаться. Они хороши на длинной дистанции, на постоянной, регулярной работе. А русские могут собраться на какой-то короткий момент. Они хорошо справляются с авральной работой. В сложных ситуациях очень помогает китайский подход. Неторопливость, чувство собственного достоинства полезны и при переговорах, и в бытовых ситуациях
—С точки зрения русских, китайцы—хитрые. А какие мы — на их, взгляд?
—Ленивые. Безответственные. И опрометчивые.
—Трудно ли руководить китайцами?
— Одна из самых больших проблем в компании — кадры. Найти китайца, который устраивает нас, трудно. Образованный, квалифицированный китаец постарается уехать или в Штаты, или в Европу. А сюда попадет китаец через дырки на Дальнем Востоке, интеллектуальный потолок его — калькулятор. Сюда едут авантюристы, относящиеся к России, как к игре в рулетку: повезет—не повезет. Мы считаем, что китайцы очень трудолюбивые, исполнительные. Есть такие, но есть другие — играют в карты, курят.
—Если сотрудник-китаец плохо работает, что ты будешь делать—ругать, штрафовать?
—Этого не может быть. Это в России берут просто по объявлению. А здесь начинаем выяснять — кто ты, из какой провинции, где учился. Вот тебе пример китайской логики. Китайцы, которые работают у нас, имеют русские имена. И каждый день, приходя на работу, отмечаются. Один раз приходит ко мне Сяо, жена Чжана, и говорит: «Никита, вот смотри—Вася приходит в течение месяца на пять минут раньше. А Миша на десять минут раньше. А вот Боря... Несколько раз он пришел за две минуты. Три-четыре раза он пришел за одну минуту. И один раз видела, как он бежал от метро. Он мог опоздать в тот день». «Он опоздал?» —спрашиваю. «Нет, не опоздал». —«Так какие проблемы?» — «Понимаешь, он приходит всегда минута в минуту. Наверное, он не очень дорожит своей работой». А я, как всегда, подумал: насколько тяжело в такой атмосфере работать русским работникам. Ведь условия для всех должны быть одинаковы. И именно поэтому у нас никогда не будет много российско-китайских предприятий.
—А какие проблемы у китайского бизнеса в России?
—У меня лично — таможня. Мы работаем «в белую» и все вопросы решаем официально. Но пока контейнер 45 дней идет сюда из Китая, могут измениться какие-то законы и инструкции.
—И что делать в этой ситуации?
— Вешаться,
—Ну ты же пока жив.
— Мы очень часто терпим убытки. У меня есть бумажка от ветеринарных врачей, которые не выпускают медузу...
—Какую такую медузу?
— Соленую. Салатик очень вкусный получается из нее. Так вот у меня бумажка от ветеринаров: «В связи с неясной эпидемиологической обстановкой в Китае существует возможность заболевания медузы ящуром». Ящур, напомню, заболевание коров. Месяц стоит контейнер, я оплачиваю простои.
— Что отличает бизнес по-китайски? — Корейцы, японцы — командные народы. Китайцы—индивидуалисты. Китайцы говорят: «Когда китаец один — он самый сильный. Когда два китайца—это полкитайца. А три китайца—они проиграют. Когда один японец — он слабый, два японца —это сила, три японца—непобедимы».
—Как ты думаешь, какие перспективы у создающихся сейчас китайских кварталов в Питере и Москве?
— Вот тебе два примера. Около метро «Новослободская» построили торговый комплекс «Дружба». Предполагалось, что китайские товарищи будут там продавать свою продукцию. Что там сейчас? Хозяин-китаец сдал все площади в аренду. Там продаются европейские товары. Китайцы не смогли консолидироваться и «удержать» проект, выгоднее было пересдать площади, они это и сделали. Возьмем более старый пример — был в Москве другой магазин, «Тянь Кун Лун». Затея та же — продавать китайские вещи. Большие деньги в него вложили. Хозяева разорились. Понимаешь, китайцы не ходят по проторенным дорожкам и не играют в команде. Китаец сам знает, что ему нужно. Советовать и помогать ему не надо.