Тема №5 Зарубежный опыт управления

Вопросы для обсуждения:

1. Японская модель менеджмента: особенности, характерные черты.

2. Американская модель менеджмента: сущность, характерные черты, основные этапы формирования.

3. Западноевропейская модель менеджмента.

4. Сущность и основные принципы маркетинговой модели менеджмента.

5. Российская модель менеджмента.

6. Тенденции и перспективы развития менеджмента в XXI веке.

7. Модели национального менеджмента и особенности подготовки менеджеров.

Темы докладов и сообщений:

1. «Японское чудо» управления.

2. Немецкая модель менеджмента.

3. Особенности и тенденции развития современного менеджмента.

4. Особенности российской модели менеджмента.

Контрольные вопросы для повторения:

1. Перечислите и охарактеризуйте особенности японской модели менеджмента.

2. В чем заключается сущность маркетинговой модели менеджмента.

3. Какие факторы, по вашему мнению, оказывают существенной влияние на формирование российской модели менеджмента?

4. Перечислите и охарактеризуйте основные тенденции развития менеджмента в XXI веке.

5. Как влияет национальная культура на организационную, которая в свою очередь влияет на управленческую

6. В чем различие российской и американской моделей участия в управлении

Ситуационная задача самостоятельного изучения.

Ниже представлены отрывки из из статьи «Трудности перевода» Екатерина Данилова, «Огонек» №36, 2005г. и «Китай: мифы и реальность» Эрин Майер, Элизабет и Шэнь, «HARVARD BUSINESS REVIEW», май 2010

«Трудности перевода»

….Совместных с китайцами предприятий в России много не будет. Китайцам трудно: работать с русскими, а русским—с китайцами.

С точки зрения русских, китайцы — хитрые и закрытые. А мы для них - ленивые и безответственные. В компании, где работает Ни­кита Шпагин, две головы. Одна—его, Никиты, русая и кудря­вая. А вторая — китайца Чжана, с волосами как вороново кры­ло. Компания привозит в Россию специи для китайских ресто­ранов. И я нашла офис, разместившийся на московской обой­ной фабрике, по запаху —шлейф нездешнего одуряющего аро­мата возник в раскаленном московском воздухе и повел за со­бой—на высокую лестницу, увешанную веерами и китайски­ми фонариками. Их российско-китайская компания — во-пер­вых, старейшая в России. Никита и Чжан дружат с 1986 года, а совместное дело ведут с 1989-ro. Когда-то на заре перестрой­ки Чжан в числе 150 китайцев приехал учиться в Москву А Ни­кита увлекся Китаем. Так и встретились. Во-вторых, их компа­ния—одна из редких в Москве. Во всяком случае, Шпагин не знает других примеров такого долгого и тесного сотрудниче­ства русских и китайцев.

— Почему так? — спрашиваю.

— Русские и китайцы очень разные. Русские китайцам не комплиментарны, если пользоваться терминологией Льва Гуми­лева. То, что мы простим другому народу, не простим китайцу.

А китайцы традиционно не дове­ряют русским. Кстати, и не толь­ко русским. Есть элемент такой закрытости. Вот в Китае более 50 национальностей, но в политбюро только хани. То есть соб­ственно китайцы. И во всем Китае время пекинское. Все вста­ют и ложатся спать по пекинскому времени.

— Что такое вести бизнес с китайскими партнерами?

— Мы с Чжаном — редкий случай сотрудничества. Друг друга давно и хорошо знаем. Наша дружба — это уже капитал. Я по­купал коляску ребенку Чжана, когда в Китае детских колясок еще не было. Есть такая китайская пословица о дружбе. «Мы с тобой познакомились детьми. Потом я женился, а ты вышла замуж. Потом наши дети познакомились. И вот они — друзья». Китайцы тяжело сходятся. Но надежно. Мы с Чжаном теряли деньги, мы их зарабатывали. Самое тяжелое с китайскими партнерами — найти доверие.

Китайцы думают и принимают решения по-другому. Пробле­ма, если ее разложить, найдет одно решение. Но пути к реше­нию—разные. Китайцы предлагают свои ходы, свою тактику, свою манеру. -

—Какую?

— Более осторожную, более долгую и гибкую. «Да и так ясно, что делать», —скажет русский. «Да нет, —скажет китаец.— А ежели так? Или так?» Они более многопланово и многооб­разно подходят к проблеме. Я считаю китайский подход более мощным и основательным. Но в решении быстрой проблемы это может помешать. У китайцев очень хорошая память. Те, которые занимаются бизнесом, очень ос­торожные. Китайцы хорошо готовят­ся к вопросам, которые будут обсуж­даться. Они хороши на длинной дис­танции, на постоянной, регулярной работе. А русские могут собраться на какой-то короткий момент. Они хорошо справляются с авральной работой. В сложных ситуациях очень помогает китайский подход. Неторопливость, чувство собственного достоинства полезны и при переговорах, и в бытовых ситуациях

—С точки зрения русских, китайцы—хитрые. А какие мы — на их, взгляд?

—Ленивые. Безответственные. И опрометчивые.

—Трудно ли руководить китайцами?

— Одна из самых больших проблем в компании — кадры. Найти китайца, который устраивает нас, трудно. Об­разованный, квалифицированный китаец постарается уехать или в Штаты, или в Европу. А сюда попадет китаец через дырки на Дальнем Востоке, интеллек­туальный потолок его — калькулятор. Сюда едут авантюри­сты, относящиеся к России, как к игре в рулетку: повезет—не повезет. Мы считаем, что китайцы очень трудолюбивые, исполнитель­ные. Есть такие, но есть другие — играют в карты, курят.

—Если сотрудник-китаец плохо работает, что ты будешь делать—ругать, штрафовать?

—Этого не может быть. Это в России берут просто по объяв­лению. А здесь начинаем выяснять — кто ты, из какой провин­ции, где учился. Вот тебе пример китайской логики. Китайцы, которые рабо­тают у нас, имеют русские имена. И каждый день, приходя на работу, отмечаются. Один раз приходит ко мне Сяо, жена Чжана, и говорит: «Никита, вот смотри—Вася приходит в те­чение месяца на пять минут раньше. А Миша на десять минут раньше. А вот Боря... Несколько раз он пришел за две минуты. Три-четыре раза он пришел за одну минуту. И один раз виде­ла, как он бежал от метро. Он мог опоздать в тот день». «Он опоздал?» —спрашиваю. «Нет, не опоздал». —«Так какие про­блемы?» — «Понимаешь, он приходит всегда минута в минуту. Наверное, он не очень дорожит своей работой». А я, как все­гда, подумал: насколько тяжело в такой атмосфере работать русским работникам. Ведь условия для всех должны быть одинаковы. И именно поэтому у нас никогда не будет много российско-китайских предприятий.

—А какие проблемы у китайского бизнеса в России?

—У меня лично — таможня. Мы работаем «в белую» и все воп­росы решаем официально. Но пока контейнер 45 дней идет сю­да из Китая, могут измениться какие-то законы и инструкции.

—И что делать в этой ситуации?

— Вешаться,

—Ну ты же пока жив.

— Мы очень часто терпим убытки. У меня есть бумажка от ве­теринарных врачей, которые не выпускают медузу...

—Какую такую медузу?

— Соленую. Салатик очень вкусный получается из нее. Так вот у меня бумажка от ветеринаров: «В связи с неясной эпиде­миологической обстановкой в Китае существует возможность заболевания медузы ящуром». Ящур, напомню, заболевание коров. Месяц стоит контейнер, я оплачиваю простои.

— Что отличает бизнес по-китайски? — Корейцы, японцы — командные народы. Китайцы—инди­видуалисты. Китайцы говорят: «Когда китаец один — он са­мый сильный. Когда два китайца—это полкитайца. А три ки­тайца—они проиграют. Когда один японец — он слабый, два японца —это сила, три японца—непобедимы».

—Как ты думаешь, какие перспективы у создающихся сейчас китайских кварталов в Питере и Москве?

— Вот тебе два примера. Около метро «Новослободская» построили торговый комплекс «Дружба». Предполагалось, что китайские товарищи будут там продавать свою продук­цию. Что там сейчас? Хозяин-китаец сдал все площади в аренду. Там продаются европейские товары. Китайцы не смогли консолидироваться и «удержать» проект, выгоднее было пересдать площади, они это и сделали. Возьмем более старый пример — был в Москве другой магазин, «Тянь Кун Лун». Затея та же — продавать китайские вещи. Большие деньги в него вложили. Хозяева разорились. Понимаешь, китайцы не ходят по проторенным дорожкам и не играют в команде. Китаец сам знает, что ему нужно. Советовать и помогать ему не надо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: