Для качественного анализа состояния того или иного рынка рекомендуется иметь его обзор, т.е. данные по следующим основным показателям его развития, причем в абсолютном и относительном (в форме индексов) выражениях:
1. Показатели сферы материального производства:
• прямые:
объем производства данного товара;
объем затрат на его производство;
объем производства оборудования для выпуска данного товара;
степень загрузки мощностей по производству данного товара;
объем ввода новых мощностей;
соотношение между выручкой от продаж и прибылью;
• косвенные:
количество занятых на данном производстве; фонд заработной платы; продолжительность рабочей недели.
2. Показатели внутреннего товарооборота, характеризующие спрос и предложение на данном рынке по данному товару:
• объемы розничного и оптового товарооборота;
• платежеспособный спрос населения:
ставки заработной платы, индекс и «корзина» стоимости жизни;
объем потребительского кредита; движение товарных запасов; объем внутренних перевозок грузов.
|
|
3. Показатели внешней торговли:
• объем экспорта;
• объем импорта;
• объем реэкспорта;
• объем реимпорта.
4. Показатели денежно-кредитной и финансовой сферы:
• курс акций предприятий, выпускающих данный товар, и предприятий, закупающих данный товар;
• ставка учетного процента центрального банка страны;
• процент и динамика инфляции;
• соотношение курсов валют;
• налоговая политика;
• количество банкротств.
5. Показатели объема капиталовложений:
• объем национальных инвестиций;
• объем иностранных инвестиций;
• общий объем инвестиций в отрасль, производящую данный товар;
• общий объем инвестиций в отрасли, потребляющие данный товар;
1 объем инвестиций в сопряженные отрасли и конкурирующие отрасли.
6. Показатели по заказам:
• портфель заказов на дату;
• поступления заказов за определенный период (нарастающим итогом).
7. Показатели по ценам:
• цены производителей;
• оптовые цены;
• розничные цены;
• экспортные цены: контрактные; биржевые котировки; справочные цены;
цены прейскурантов и ценников; цены предложений;
индексы цен (относительные показатели, отражающие динамику цен, но не дающие представления об их уровне).
Требования к исследованиям
При изучении рынка и сборе материалов по рынку следует учитывать требования, которые позволят обеспечить высокий уровень исследований.
Во-первых, изучать рыночные явления и показатели необходимо в определенной последовательности с использованием методики системного анализа, выделяя наиболее главные, приоритетные направления.
|
|
Во-вторых, осуществлять сбор данных по рынку и наблюдение за развитием рыночных явлений следует постоянно и непрерывно.
В-третьих, анализируя рыночные явления, необходимо обязательно учитывать всеобщую взаимозависимость экономических явлений и особенности их взаимовлияния.
В-четвертых, во избежание возникновения грубейших ошибок в результатах рыночного анализа не следует чисто механически переносить тенденции, выявленные на одних рынках, на другие, поскольку те имеют свои закономерности и особенности развития.
В-пятых, рекомендуется при изучении рынка проводить сопоставления одних показателей с другими во времени и в зависимости от характера решаемых вопросов.