Показатели состояния рынка

Для качественного анализа состояния того или иного рынка ре­комендуется иметь его обзор, т.е. данные по следующим основным показателям его развития, причем в абсолютном и относительном (в форме индексов) выражениях:

1. Показатели сферы материального производства:

• прямые:

объем производства данного товара;

объем затрат на его производство;

объем производства оборудования для выпуска данного товара;

степень загрузки мощностей по производству данного товара;

объем ввода новых мощностей;

соотношение между выручкой от продаж и прибылью;

• косвенные:

количество занятых на данном производстве; фонд заработной платы; продолжительность рабочей недели.

2. Показатели внутреннего товарооборота, характеризующие спрос и предложение на данном рынке по данному товару:

• объемы розничного и оптового товарооборота;

• платежеспособный спрос населения:

ставки заработной платы, индекс и «корзина» стоимости жизни;

объем потребительского кредита; движение товарных запасов; объем внутренних перевозок грузов.

3. Показатели внешней торговли:

• объем экспорта;

• объем импорта;

• объем реэкспорта;

• объем реимпорта.

4. Показатели денежно-кредитной и финансовой сферы:

• курс акций предприятий, выпускающих данный товар, и пред­приятий, закупающих данный товар;

• ставка учетного процента центрального банка страны;

• процент и динамика инфляции;

• соотношение курсов валют;

• налоговая политика;

• количество банкротств.

5. Показатели объема капиталовложений:

• объем национальных инвестиций;

• объем иностранных инвестиций;

• общий объем инвестиций в отрасль, производящую данный товар;

• общий объем инвестиций в отрасли, потребляющие данный товар;

1 объем инвестиций в сопряженные отрасли и конкурирующие отрасли.

6. Показатели по заказам:

• портфель заказов на дату;

• поступления заказов за определенный период (нарастающим итогом).

7. Показатели по ценам:

• цены производителей;

• оптовые цены;

• розничные цены;

• экспортные цены: контрактные; биржевые котировки; справочные цены;

цены прейскурантов и ценников; цены предложений;

индексы цен (относительные показатели, отражающие дина­мику цен, но не дающие представления об их уровне).

Требования к исследованиям

При изучении рынка и сборе материалов по рынку следует учи­тывать требования, которые позволят обеспечить высокий уровень исследований.

Во-первых, изучать рыночные явления и показатели необхо­димо в определенной последовательности с использованием методи­ки системного анализа, выделяя наиболее главные, приоритетные на­правления.

Во-вторых, осуществлять сбор данных по рынку и наблюдение за развитием рыночных явлений следует постоянно и непрерывно.

В-третьих, анализируя рыночные явления, необходимо обяза­тельно учитывать всеобщую взаимозависимость экономических яв­лений и особенности их взаимовлияния.

В-четвертых, во избежание возникновения грубейших оши­бок в результатах рыночного анализа не следует чисто механически переносить тенденции, выявленные на одних рынках, на другие, по­скольку те имеют свои закономерности и особенности развития.

В-пятых, рекомендуется при изучении рынка проводить сопо­ставления одних показателей с другими во времени и в зависимости от характера решаемых вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: