5) «А вот помидор покраснел. Посылает знак, что спелый? Горло красное, лоб горячий, температура поднялась… Знак простуды? Нет, это природные проявления, естественные признаки. Не знаки. Часто говорят, например, так: гортань покраснела – знак простуды. Вольное употребление слов – право бытовой речи. Однако, чтобы разобраться в сути дела, нужно понимать точное значение терминов» (Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык, 1998).
8. Насколько удачными вам кажутся иллюстрации к некоторым общеязыковым терминам, предлагаемым школьникам 5-го класса общеообразовательных школ. В каких случаях объяснения и иллюстрации могут привести к ошибочному пониманию термина или к закреплению неверного правописания:
1) Место в слове, где можно использовать несколько вариантов написания, называется орфограммой:
2) Звуковой состав слова передаётся на письме с помощью букв: карандаш, бумага, клей. Различают два вида написания: по произношению – пишу то, что слышу (например, дом, пар, стол, туман), и не по произношению – пишу не то, что слышу (например, слышу [вада], а пишу вода.
Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называется орфограммами.
Орфограмма (от греч. orthos – правильный и gramma – буква) |
3) Части речи
Часть речи | Значение | Вопрос | Пример |
Имя существительное | предмет явление | кто? что? | дом дождь |
Имя прилагательное | признак предмета | какой? чей? | высокий сильный |
Имя числительное | количество, порядок при счете | сколько? который? | десять, десятый |
Местоимение | указывает на предмет, признак, предмета, количество | кто? что? какой? чей? сколько? который? | я, ты, мы, они, этот, мой, несколько |
Глагол | действие предмета | что делать? что сделать? | строить, идти |
Наречие | признак действия | где? когда? как? | высоко, сильно |