Стратегии, опирающиеся на качественные изменения

1. Стратегия «индивидуализации» обучения. Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем образовательном конвейере всё более осознаётся и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче.

2. Стратегия «Обучение мышлению». Таким словосочетанием обычно обозначается популярное в современной педагогике направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способностей ребёнка. Оно рассматривается как составляющая диагностики и коррекции индивидуально-творческих способностей. Специальные учебные курсы называются по-разному: уроки творческого мышления, сократовские уроки и т.д. Были разработаны специальные программы для домашнего обучения развитию творческого мышления (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер). Используются надпредметные развивающие учебные технологии (Технология развития критического мышления через чтение и письмо).

В приложении 1 мы предлагаем читателям фрагмент учебного пособия для школьников «Знакомьтесь, ТРИЗ», в котором представлено ознакомление школьников с основными идеями и приёмами теории решения изобретательских задач.

3. Стратегия «Социальная компетенция». Часто одарённый ребёнок, опережая сверстников по уровню развития мышления, отстаёт от них (либо находится на среднем уровне) в психосоциальном развитии. С целью преодоления этих проблем создаются программы специальных интегрированных курсов, направленных на развитие эмоциональной сферы, коррекцию межличностных отношений в коллективе, самопознание.

Многие специалисты в области обучения одарённых детей считают, что обсуждение социальных проблем для детей особенно важно. Как показали исследования, проведённые Е.Л.Фокиной, такие занятия помогают ребёнку верно оценивать и совершенствовать свой образ жизни, стиль поведения, характер общения, что положительно сказывается на самооценке ребёнка, на межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, активно содействует пониманию детьми самих себя, познанию своих способностей.

4. Стратегия «Исследовательское обучение». Главная задача здесь - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, следовательно, передать учащемуся инициативу в организации познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей всегда рассматривалась как важный фактор развития творческих способностей.

5. Стратегия проблематизации. В данном виде качественного изменения предполагается ориентация на постановку перед детьми учебной проблемы. В зарубежной литературе это рассматривается как основная часть «исследовательского» обучения.

Содержание образования, смоделированного по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их нужно обучать видеть проблему, но в процессе обучения это не самоцель, а лишь одно из средств. Для того чтобы процесс обучения выполнил свою обучающую функцию, нужно, чтобы проблема содержала в себе определённый познавательный заряд, а возможно это лишь тогда, когда эта программа прежде проработана учителем, т.е. программа учебной деятельности представляет собой стройный логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых проблем.

6. Стратегия вовлечения в творчество. В данном виде изменения затрагивает технологию обучения и направлены на вовлечение учащихся в продуктивную творческую деятельность. Для этой цели используются игровые технологии, технология французских мастерских (она представлена для ознакомления в приложении 2), коллективные творческие дела познавательного характера (методика И.П. Иванова), творческие проекты, творческие конкурсы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: