Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

Нормативная база для разработки программ профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, включая лиц с различными формами умственной отсталости

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

  Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  
Статья 2. 13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);  
  16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;  
  23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;  
  28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;  
Глава 6. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 55. См. пояснения * 7. При приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности.  
7. При приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности.  
  Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении   10. Документ о квалификации подтверждает: 2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).  
11. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.  
13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.  
  Глава 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ  
Статья 73. Организация профессионального обучения   1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.  
2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.  
8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией,осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. (часть 8 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ) См. пояснения **  
Статья 74. Квалификационный экзамен 1. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.  
2. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.  
3. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.  
Глава 11. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья   1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.  
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.  
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.  
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.  
11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.  
Глава 15. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  
Статья 108. Заключительные положения   1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: 13) образовательные программы профессиональной подготовки - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;  

*Целесообразно в Адаптированных образовательных программах профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих) – АОППП по профессиям, должностям служащих в разделе требования к абитуриенту прописать:

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на Адаптированную образовательную программу профессиональной подготовки должны предоставить:

- свидетельство об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида;

- заключение Психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендацией об обучении по данной профессии, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения (Приказ

от 20 сентября 2013 г. n 1082 Министерство образования и науки Российской Федерации об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии);

- Индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) с рекомендацией об обучении по данной профессии, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения, а так же сведения относительно рекомендованных видов и условий труда, основания:

- (Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида);

- Приказ Минтруда России от 13.06.2017 N 486н

"Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"

(Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2017 N 47579) (п.14 – в)

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 года N 36 Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования - относится только к СПО - не ссылаемся при разработке программ.

Нормативки о правилах приёма на профессиональное обучения нет, поэтому целесообразно создать локальный акт в образовательном учреждении о приёме на программы профессиональной подготовки.

** Часто встречающиеся ошибки при разработке программ профессиональной подготовки (обучения):

– разработка программ профессиональной подготовки по ФГОС СПО, ссылки в программах на ФГОС,

- на Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (ред. от 15.12.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования",

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 года N 36 Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.

2. При разработке программ профессиональной подготовки мы работаем на основании:

- Приказа Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292
(ред. от 27.10.2015)
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2013 N 28395)

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).
4. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. (в ред. Приказа Минобрнауки России от 27.10.2015 N 1224)
6. К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости). (п. 6 в ред. Приказа Минобрнауки России от 26.05.2015 N 524)
8. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.

- Приказа Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 (ред. от 03.02.2017) "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение"(Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2013 N 29322)

- Приказа МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

От 4 августа 2014 г. N 515 Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

- Письма> Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281 "О направлении Требований" (вместе с "Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса", утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: