ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ
Муниципальный этап 2014-2015
Класс
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить несколько видов заданий, которые отличаются по уровню сложности. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению отдельных заданий, ознакомьтесь со всей работой и правильно распределите свои силы.
Длительность теоретического тура – 2 урока.
Заполните «рубашку» конкурсной работы (в матрице ответов ФИО шифрует жюри).
- Внимательно читайте конкурсные задания.
- Задание № 1 предполагает выбор правильного ответа из четырех предложенных. Выбор правильного ответа – 1 балл, выбранную Вами букву занесите в матрицу ответов.
Задания 2-4 и ТРИЗ задание Вы выполняете на отдельных листах, в матрицу ответов баллы за выполненное Вами задание будут внесены жюри.
- Задание № 2 предполагает выбор и обоснование правильного ответа. Выбор правильного ответа – 2 балла, обоснование ответа – до 2 баллов (максимально 4 балла за каждый тест).
|
|
- Задание № 3 предполагает выбор и обоснование правильного ответа, а также обоснование ошибочности других ответов. Выбор правильного ответа – 2 балла, обоснование каждого ответа– до 2-х баллов (максимально 10 баллов за тест).
- Задание №4 состоит из отдельных задач.
- После выполнения всех заданий еще раз удостоверьтесь в правильности выбранных Вами ответов и написанных обоснований.
- Работа считается выполненной, если Вы вовремя сдаете её членам жюри.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Задание 1. Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных Ответы занесите в матрицу. | |
1. | Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют: а) оптимальным; б) биотическим; в) сигнальным; г) ограничивающим. |
2. | В целом на Земле в наибольшей степени подвержен колебаниям следующий экологический фактор: а) газовый состав атмосферы; б) солевой состав морской воды; в) радиационный фон Земли; г) освещённость. |
3. | Способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамически относительное постоянство состава и свойств называется: а) гомеостаз; б) мутагенез; в) комменсализм; г) функциональное дублирование. |
4. | Целостная система – совокупность живых организмов, которые обитают на определенном месте и зависят друг от друга и от окружающей среды – называется: а) биотоп; б) экосистема; в) биоценоз; г) вид. |
5. | Совокупность организмов и неорганических компонентов, в которых может поддерживаться круговорот веществ, называется: а) биотоп; б) экосистема; в) биоценоз; г) вид. |
6. | Организмы, способные производить органическое вещество из неорганического, используя энергию света, называются: а) продуценты; б) фототрофы; в) консументы; г) гетеротрофы. |
7. | Самая низкая продуктивность и биомасса растений наблюдается: а) в степях; б) в тайге; в) в тропиках; г) в тундре. |
8. | Основная роль в круговороте серы принадлежит: а) высшим растениям; б) прокариотам; в) грибам; г) беспозвоночным. |
9. | Растения, предпочитающие влажные места обитания и с высокой влажностью воздуха а) гидатофиты; б) гидрофиты в) гигрофиты; г) склерофиты |
10. | Определенный тип внешнего строения организмов, который отражает способ взаимодействия со средой обитания, называют: а) средой жизни; б) фактором среды; в) жизненной формой; г) метаморфозом. |
11. | Характерным признаком древесных растений, произрастающих в зоне повышенного проявления пирогенного фактора, считают: а) уходящие на большую глубину ветвящиеся корни; б) толстую кору, особенно в нижней части ствола; в) покрытые толстой кутикулой, опушенные листья; г) мелкие, невзрачные цветки, собранные в соцветия. |
12. | Не является характеристикой высокой гетерогенности почвы как среды обитания: а) трёхфазность; б) отсутствие света; в) резкие градиенты отдельных факторов; г) насыщенность энергетическим материалом – мертвым органическим веществом. |
13. | Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют: а) стенобионтами; б) олигобионтами; в) комменсалами; г) эврибионтами. |
14. | Под экологическим кризисом понимается такое состояние, при котором: а) развитие производительных сил и производственных отношений не соответствует возможностям ресурсного потенциала природы; б) загрязнения присутствуют во всех важнейших сферах жизнедеятельности человека; в) имеется недостаток тех или иных природных ресурсов, которые приходится закупать за рубежом; г) нагрузка на природу вызывает сопротивление общественных экологических организаций. |
15. | К концентрационной функции живого вещества биосферы относят: а) образование озонового экрана; б) накопление СО2 в атмосфере; в) образование кислорода при фотосинтезе; г) способность хвощей накапливать кремний. |
Задание 2. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно, на отдельном листе указав номер задачи, обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным | |
16. | Пространство превращается в потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда: а) Еще какой-либо ресурс находится в недостатке; б) Плотность вида превышает некий лимитированный уровень; в) При избытке пищи организмы в своих возможностях ограничены; г) Численность особей превышает допустимую величину в данных условиях. |
17. | Некорректным определением устойчивого развития является: а) устойчивое развитие – такое развитие, при котором возможны стабильный неограниченный рост финансового и промышленного капитала, увеличение валового внутреннего продукта, и как следствие, рост благосостояния людей; б) устойчивое развитие – такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности; в) устойчивое развитие – это улучшение жизни людей в условиях устойчивости, т.е. когда хозяйственная деятельность не порождает превышение допустимого порога возмущения биосферы; г) устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы, при котором улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы. |
Задание 3. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также в чём заключается ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа | |
18. | Что мешает внедрению в городах России технологии раздельного сбора мусора? а) Проблема утилизации бытовых отходов путём раздельного сбора мусора не является актуальной для городов России. б) Отсутствие стратегии и реализуемой государством политики в области рационального ресурсопользования, включая превращение отходов во вторичное сырьё путём раздельного сбора мусора. в) Раздельный сбор мусора невозможно организовать в городах России из-за низкого уровня экологической культуры населения. г) Вместо сложной организации раздельного сбора бытовых отходов надо строить мусоросортировочные заводы, совмещая их с цехами для переработки вторсырья. |
Задание 4. Решите и письменно обоснуйте свою точку зрения, сделайте необходимые расчёты | |
19. | Задача (4 балла) Известно, что общая сравнительная биомасса простейших организмов сравнительно невелика. Однако простейшие вносят гораздо больший вклад в общий круговорот веществ на планете, чем это можно было бы предположить. Поясните этот феномен, подкрепив его аргументами. |
20. | Задача (3 балла). Осенью каждая самка нерки (рыба семейства лососевых) откладывает 3200 икринок. Следующей весной 640 мальков, выведшихся из отложенной икры, выходят в озеро вблизи отмели. Уцелевшие 64 серебрянки (мальки постарше) живут в озере 1 год, а затем мигрируют в море. 2 взрослых рыбы (уцелевшие из числа серебрянок) возвращаются к местам нереста спустя 2,5 года; они нерестятся и умирают. Подсчитайте % смертности для нерки в каждый период. |
|
|
|
|