Кто был автором слова?

Множество гипотез.

 

ñ автор мог быть сторонником Игоря

ñ мог быть сторонником Святослава

ñ мог быть дружинником (знает то, что знает очевидец)

ñ не защищает местные интересы, человек книжной культуры, знает фольклор, человек христианской культуры, но знает язычество

 

Лихачев «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве и культура его времени»

 

 

Октября 2011

Пр о логи — сборники смешанного содержания, где находились молитвы, различные назидательные произведения, расположенные по церковному календарю.

 

«Киево-печерский патерик»

Создан в Киеве, в Киево-печерском монастыре. Создавался с начала 13 века по начало 15 века.

Патерик — сборник рассказов о жизни монахов того или иного монастыря. Это не рассказ о жизни монахов от рождения до смерти (как житие), патерики — рассказы об отдельных эпизодов из жизни монахов.

Это древнейший из древнерусских патериков.

ñ 1051 год — в «ПВЛ» сообщается об основании киево-печерского монастыря.

ñ 1071 год — в «ПВЛ» сообщено о подвижниках (монахах) этого монастыря.

Этот монастырь был рассадником культуры. В 10 веке из него вышло 50 епискофов.

 

Монастыри кроме деления на женские и мужские делились на:

ñ общежительные (монахи не имели частной собственности)

ñ особножительные (монахи сами должны были зарабатывать)

 

В Киево-печерского монастыре был устав Федора Студита (из Константинополя прислали этот устав). Федор Студит — византийский монах, который прославился своими разговорами с еретиками. Его устав очень прост и очень строг. В нем речь идет о том, что:

ñ Соборная молитва выше чем личная. Нужно молиться в церкви (соборное единение).

ñ В церкви была особая дисциплина поведения: нельзя было ходить, переминаться с ноги на ногу, вести разговоры. Во время трапезы разговаривать нельзя, монахи на трапезу идут строем. Подавалось только три блюда, не больше. Вне трапезы нельзя ни есть, ни пить, ни держать питье и пищу в келье, без разрешения игумена нельзя даже съесть ягоду в лесу, покидать монастырь, ходить в чужие кельи.

 

С 14 века был новый устав — Иерусалимский. Он был чуть помягче.

 

Патерик был создан в стенах киево-печерского монастыря.

В основе патерика — переписка двух монахов этого монастыря — Симона и Поликарпа

ñ Симон - в 1214 году был сделан Суздальским и Владимирским епископом, переехал во Владимир. Умер в 1226 году. Перед смертью принял схину — высшую степень монашества, для которой нужно было вести самый аскетический образ жизни (еда 1 раз в день, спать без подушки и так далее)

ñ Поликарп — монах-черновифец. Он не достиг такой высоты, как Симон. В письме жаловался, что игумен не отличает среди других и ноков. В ответном письме Симон не одобрил честолюбивых стремлений своего товарища, писал, что ничего хорошего нет в этой северной земле.

 

Части патерика:

1. К своему письму Поликарп прикладывает 9 патериковых легенд — первая часть.

2. Вторая часть патерика - письмо к игумену Панкендину, к которому приложено 11 патериковых легенд.

3. Дополнен «Ж итием Феодосия Печерского» и «Словом о создании церкви святой богородицы Печерской» (Словом о создании Печерской церкви)

 

На этом памятнике — черты постепенности создания, на нем несколько слоев.

 

Есть еще одно слово о создании этой церкви. Рассказывается, что из Царьграда пришли 4 мастера градостроителя, увидела ангела и Богородицу, которая велела им строить церкви.

 

Патерик интересен соединением церковного быта с фантастикой. Фантастические коллизии происходят на фоне монашеского быта.

 

Постепенно появляются сюжетные повествования, которые к 17 веку приводят к созданию первой русской повести - «Житие протопопа Аввакума».

Киевская Русь имела своих святых, но Московская Русь не признавала киевско-печерских монахов за святых. И только в 1762 году монахов киево-печерской лавры внесли в московские месяцесловы и разрешили им печатать службы в месячных минеях.

 

Учебник:«Художественная проза Киевской Руси 11-13 веков» Москва, 1957

 

«Моление Даниила Заточника»

Идея сильной княжеской власти — один из центральных вопросов в русской литературе 11-13 веков, от этого вопроса зависела судьба Родины. Понимали, что нужна сильная княжеская власть. Это идея также была в «Слове о полку Игореве».

Произведение утверждает превосходство власти князя над боярами.

Даниил Заточник — автор двух произведений, очень близких по тексту, в близких редакциях. Одна называется «слово...», а другая - «моление..».

Даниил Заточник — один из самых загадочных авторов в русской литературе средних веков. Даниил — имя, Заточник — возможно, прозвище, обозначающее «заключенный». Из текста произведения узнаем, что он был сослан на озеро Лач, за какую вину — неизвестно. Он бедствует, жалуется на свое положение князю. Неизвестным образом письмо доходит до князя, который решает его судьбу — освобождает Даниила.

По тексту нельзя понять, духовное ли он лицо или светское. Скорее всего светское, потому что идти в монастырь — путь для него не приемлемый. Ясно одно — он не принадлежит господствующему классу. Буслаев (ученый 19 века) считал, что Заточник — сын княжеской рабыни. «Не отрини раба скорбящего, не лиши живота своего. Я раб твой и сын рабыни твоей».

Неизвестно, когда это произведения создано, неизвестно, к какому князю обращено это произведени. Называется Ярослав. Какой Ярослав имеется ввиду? Сын ли Владимира Мономаха (тогда произведение написано в 12 веку) или Ярослав Всеволодович, сын Владимира Большое гнездо (тогда произведение создано к 13 веку)?

Даниил Заточник написал памфлет на богатых людей. Дает смелые советы князю, пишет о его дурных советниках, которые могут его погубить. Утверждает, что покровительствовать надо умным людям, а не дуракам. Описывает пути, которыми можно выбраться из бедности (для мужчины — жуниться на богатой, например), тут же отступление о злых женах, что делает его участником средневекового спора о сущности женшин. «Что есть жена зла — купина бесовская, поборница греху?». Другой путь выбраться из бедности — пойти в монастырь. Но для Заточника это не лучший путь, он говорит, что для него лучше умереть, чем пойти в монастырь ради выгоды. Критика русской церкви, порядков, которые царили в то время в церкви. Заточник предвосхищает все произведения по этой теме, которые будут написаны в 18 веке.

Надо обратить внимание на 2 стихии, которые вроде бы не сопоставимы.

ñ Высокая книжность произведения (необыкновенная начитанность автора, он цитирует множество книг)

ñ Скоморошность (скоморохи — артисты-странники. У автора сниженный язык, острословие, некая фамильярность в разговоре с князем).

Это произведение интересно тем, что здесь есть личность автора, как правило в произведениях того времени отсутствовавшая. Впервые нарушается средневековая иерархия, которая рассматрвиает человека с точки зрения нахождения его на этой иерархической лестнице. В центре произведения — внесословный человек, внутренние качества которого (например, ум) являются единственной его мерой ценности. Это некоторый интеллигент своего времени, который стремится пробиться в жизни исключительно благодаря своим способностям.

 

Литература этапа феодальной раздробленности

13-14 века

 

Резкая граница отделяет произведения, созданные ло 13 века от произведения, созданный в 13-14 века. Феодальные войны раздробили Русь. Если бы не разобщенность русских князей, не было бы татарского нашествия.

Культурная жизни переместилась из Киева на северо-восток во Владимирское и Суздальское княжество — подальше от татар. Тараты стали известны русским в 12 веке, это название обозначало кочующие скотоводческие племена, которые объединил Чингисхан. Ему удалось создать раннефеодальное государство, завоевал Китай, создал в 1219-1221 государство в Средней Азии, пошел на другие страны, разбил половцев, половцы побежали к русским за помощью. Южные князья откликнулись на эту просьбу (не было новгородского, половского, рязанского и еще какого-то князя). Русские не представляли, с каким врагом им предстояло сразиться. Первая встреча русских и татар произошла в 1223 году на реке Калке, в этом рассказывается в «Повести о битве на реке Калке», которая создана с 1223 о 1228 года. Это произведение изображает приход татар как ужас, как космическую катастрофу. Половцы потерпели поражение, русские князья претерпели мучительную и позорную казнь (они были задавлены заживо).

Русские князья дрались храбро, но не дружно, потому что три Мстислава — Киевский, Козельский и Галицкий — ненавидели друг друга. Также у русских было недостаточно военного потенциала. У татар была отличная дисциплина, а также хорошая организация, хорошее вооружение, они славились умением переходить реки на лошади. Они были знакомы с тактикой биться отступным боем — татары делали вид, что они отступали, а на сами обходили русских с тыла.

Внук Чингисхана Батый в 1237 году подошел к России. На пути Батыя к северовосточной Руси лежала Рязанская земля, которая первой приняла татар. Есть «Повесть о походе Батыя на Рязань», которая рассказывает о событиях, когда город Рязань был полностью уничтожен и в городе не осталось ни одного живого жителя. После взятия Рязани Батый завоевал северовосток и юго-запад. Татарское нашествие — это сожженные города и большие людские потери, уничтожение ремесел. Но движение татар на запад не было безостановочным, они откатывались назад, но новая волна была всякий раз мощнее.

Нашествие поразило страхом всю Европу. Татары прошли через Польшу, Хорватию, их остановили только болота около Пешта (это в Хорватии). Огромные пространства от Волги до Адриатики были завоеваны. Пушкин считал, что мы спасли мир и спасли просвящение. А в культурном отношении татары были несравнимы с русским народом.

Татары больше ста лет воевали между собой за Азербайджан. Узнав о распрях между татарами, русские поднимали мятеж. В 1259 году был мятеж в Новгороде, в 1262 году поднялись Ростов, Суздал и Ярославль. Но татары были не побеждены. Более 100 лет потребовалось на перестройку военной и социальной структуры и вынашивании идеи о необходимости объединения, которая нашла отражение в искусстве.

 

«Повесть о походе Батыя на Рязань»

Была создана не позднее середины 14 века.

 

Начало выдержано в летописной манере. Когда Батый подошел к Рязани, Рязань обращается за помощью к Владимирскому князю, но он не поддержал его, и поплатился за это — разгромив Рязань, батый пошел на север и разгромил Суздальскую и Владимирскую землю. В части «посольство князя Федора» рязанский князь посылает сына с дарами Батыю, но Батый потребовал у него жену, Федор отказывает. Всех убили:(А жена Федора спрыгнула вместе с сыном с дерева и умерла, узнав о смерти мужа.

Вторая часть этой повести — рассказ об уничтожении Рязани. Битва сперва идет под стенами города. Поскольку это воинская повесть, то у нее есть свои особенности:

ñ подробности не описываются. Просто сказано, Что «сеча была зла и ужасна» и длилась 5 дней, потом Рязань была уничтожена

ñ Рязанский князь обращается к воинам: «лучше умереть, чем покориться Батыю»

ñ Автор оплакивает рязанцев, но при этом гордиться воинами, которые оказали отпор врагу.

ñ Праобраз русской партизанской войны. Якобы спасся Евпатий Коловрат и с малой дружиною в 1700 человек пришел в Рязань, увидел что произошло с городом, погнался за войском Батыя, погнался за войском Батыя. Сила гиперболизированна (это тоже особенность воинской повести). Коловрат побежден, но до этого происходит его битва с татарским воином-богатырем, который не смог его убить.

В этой части появляются лирические мотивы. Показано страшное лицо войны, смерть (но смерть благородная). Эта часть — фантастическая, ничего этого на самом деле не было (это вставка из народной исторической песни про Евпатия Коловрата).

Заканчивается повесть оптимистически: восстановлением Рязани. Рязань восстанавливает князь Ингвар Ингваривич, который, увидев что случилось в Рязани, «упал яко мертв», занялся похоронами, восстанавливает город. Заканчивается повесть похвалою рязанским кнзям, которые изображены защитниками родины. В этой вещи тоже проявилось сюжетное начало, читатель следит за событиями повести, сочувствует героям.

 

 

«Слово о погибели русской земли»

Найдено было в 90-е годы 19 века, второй список - в 1947 году.

Это небольшое произведение, найденный отрывок из него — всего 45 слов. Это лирический отклик на нашествие слов. Содержит описание богатств русской земли, ее просторах, могуществе. Центральная тема — тема скорби. О чем идет речь в ненайденной части произведения, можно догадаться по его названии — слово о погибели русской земли.

Ученые считали, что это предисловие к биографии Александра Невского.

 

«Житие Александра Невского»

13 век

Александра Ярославович назван Невским за победу над шведами. Это князь Новгородский, Киевский и Владимирский. Победил в битвах: в 1240 году на Неве, в 1242 году на Чудском озере. Заболел по пути от Золотой Орды и умер, не доехав до Владимира.

Произведение не только житие, но и воинская повесть.

 

Элементы жития:

ñ Произведение начинается, как начинается житие: есть дистанция между автором и героем. Автор пишет, что он грешный и неостойный, и будет писать о великом человеке. Автор жил в то же время, что и Александр.

ñ Рассказывается, что герой был рожден от благочестивых родителей, он идеализируется: говорится, что он был очень высокий, прекрасный, крайне сильный.

 

Элементы воинской повести:

ñ В центре — 2 сражения, рассказывается даже о подвигах отдельных людей.

ñ Повествование развертывается не как житие, потому что в житие герой должен уйти в монастырь, а Александр Невский не ушел.

ñ Идейное содержание заключалось в том, чтобы возвеличить Александра Невского и показать, что на Руси есть сила, чтобы противостоять врагам.

 

Ноября 2011

Литература периода образования Московского государства

Века

в 13-34 веках Московские князья, как и прежде, боролись за свое первенство среди других князей, и нередко случалось, что причиной гибели какого-то князья являлся его соотечественник, то есть князья зачастую строили против друг друга козни.

В северо-восточной Руси Московское княжества особо не выделялась ни по силе, ни по размеру. Дальнейшему возвышению Москвы немало способствовало географическое положение Москвы: она находилась в центре Русских земель, был отток населения с южных частей Руси. При Даниле Александровиче в 13 веке началась каменная застройка Москвы: в районе Даниловской заставы строились храмы, заставы, башни. Но важнейшую роль в возвышении руси сыграл сын Даниила — Иван Калита (что в переводе значит «денежный мешок»). Это было очень мудрый и дальновидный правитель, получивший ярлык на владимирское на правление у татар. При Иване Калите княжество стало более населенным, потому что появлялись новые города и отстраивались старые, в Москву была перенесена резиденция метрополита, что выделило Москву среди других княжеств. Если оценивать его объективно, то Иван Калита был весьма неразборчивый в средствах политик, но его деятельность способствовала возвеличиванию Руси. При его правлении было сорокалетнее затишье: он откупался от татар и много еще чего делал.

В 1562 году Дмитрий Иванович (1350-1389), сын Калиты, которому при смерти отца было всего 9 лет, получил ярлык Золотой орды. В том же году в летописях появилась запись о Мамае, будущем татарском лидере. В будущем Дмитрий Иванович объединит всю Русь и будет противостоять Мамаю, который в свою очередь пытался защитить свое государство. При Дмитрии Ивановиче продолжалось градостроительство: в 1366-1367 году была возведена каменная стена московского Кремля, а также при нем развивалось книжное дело, возобновились контакты с другими государствами, паломничество в Константинополь, Иерусалим, а внешнеполитические отношения были сложными только с Ордой и Литвой. В 1372 году на реке Воже московский князь Дмитрий Иванович одержал первую победу над татарами. Через два года произошла Куликовская битва.

Дмитрий Иванович в 1380 году начал собирать русские войска, отправлял гонцов другим князьям, они ловили гонцов и узнавали информацию о наступлении Мамая. Мамай выступал при поддерже Литвы и рязанского князя.

Куликовская битва нашла отражение в огромном количестве памятников, но не во всех из них описываются события, предшествующие битве. Одно из произведений - «сказание о мамаевском побоище».

 

«Сказание о мамаевом побоище»

Это самое обширное произведение из цикла произведений о куликовской битве. В нем рассказывается, как происходили события, как собирались московские войска. Сбор был в районе теперешней площади Ногина, потом они двинулись к Коломне, куда пришли 20 августа, переправились через оку, подошли к Дону 6 сентября. Мамай медлил, потому что ожидал помощи союзников. Дмитрий Иванович созвал военный совет, на котором решался вопрос — переходить или не переходить Дон? Решили, что переходить, и что сражение будет на поле Куликовом. Соорудили переправы, нашли броды. Существует легенда, что переправочные средства были уничтожены, чтобы биться насмерть. 8 сентября 1380 года утро выдалось туманное, неприятель не видел6 как русские переправляются, как были расставлены войска. Когда туман рассеялся, татары увидели необозримые русские воцска. Битва началась с 6 утра, к 9 часу некоторые части русских войск были повержены. Но в 9 часу вырвалось из засады войско, ударившее татар и повергнувшее их в бегство.

Считается, что сказание было создано во второй половине 90 годов 14 века.

Рассказано о том, как накануне сражения Дмитрий Иванович снял княжеские доспехи, передав их любимому боярину, в простой одежде вышел в строй. Был контужен, лежал среди других воинов на поле боя — его еле отыскали.

«Сказание» - это публицистическое произведение, которое призывало к объединению московских князей.

На современников это произведение произвело огромное произведение.

 

«Задонщина»

Это произведение, которое доказывает подлинность «Слова о полку Игореве», но она также имеет самостоятельное значение — это непосредственный отклик на событие 80-х годов 14 века.

Вероятное время создания — 80-е, начало 90-х годов 14 века. Тут сказание о Мамаевом побоище, о событиях до этого и так далее, есть комментарии к тексту, предисловие, послесловие. «Задонщина» дошла до нас в 6 списках.

Автор — рязанец, боярин, который принял постриг, имя его упомянуто в заголовках 3 списков этого произведения — Сафоний Рязанец, но в тексте его имя употребляется так, что можно подумать, что он не автор «задонщины», а автор какого-то другого произведения по мотивам «слова о полку игореве».

Автор использует старую форму слова. Образы русских князей, женщин, бояр, и сравнения как в «слове», есть даже текстовые совпадения. Печать вторичности лежит на этом произведении, нет и тене гениальности — считают, что эти 2 произведения нельзя сравнивать. В «задонщине» больше религиозного налета, потмоу что укреплялся союз княжеской власти и церкви. Широко использовал фольклор, особенно характерные для него отрицательные сравнения. В «слове» тоже использовался фольклор, но больше было оригинальных образом. В «Задонщине» больше темных мест, больше испорченных кусков. В «слове» ярче выражена политическая идея о сплочении русских сил под властью русского князя. Чтобы провести эту идею в произведении, автору пришлось приукрасить произведение (например, написав, что «все русские князья участвовали в этом походе», что на самом деле было не так — не было, например, рязанского князя и многих других).

Московская тенденция с ее претензией встать во главе выразилась в этом произведении.

 

Тема Куликовской битвы прошла через русскую литературу. Самый первый литературный отклик — у Ломоносова о мамаевском побоище.

Полное изображение Куликовской битвы было в трагедии Владислава Озерого «Дмитрий Донской», которая была поставлена на петербургской сцене в 1807 году. Зрители были одушевлены патриотическим подъемом (шла война с Наполеоном). У Блока есть целый цикл «На поле Куликовом», хоть там и нету описания битвы, действие — накануне боя, весь цикл пронизан оущщением смертельного поединка.

 

В 70-е годы прошлого века академик Лихачев высказил мысль о задержанном, несостоявшемся возрождении в России 14-15 веков. В чем проявились эти тенденции?

ñ Во внимании к психологии человека, человеческой личности

ñ в усилении контакта с южными государствами. В Русь приезжали ученые, переводчики и так далее

 

«Житие Степана Пермского»

Автором этого произведения является Епифаний (умер в 1420 году), за свой талант илитературные способности прозванный Премудрым. Епифаний Премудрый был из Ростова Великого, очень неодобрительно относился к Московской политике, хоть и получил там образование. Дружил с Сергием Радонежским, жил в троицко-сергиевой лавре. Умер, как считают ученые, в 1420 году — во всяком случае, не позже.

Но житие Епифания сохранилось не в очень хорошем виде. Лучше сохранилось «Житие Степана Пермского». Как и полагалось, автор говорит в начале о своем невежестве (это дань традиции). Стефан пермский умер в 1396 году. Епифаний говорит, что у Стефана были хорошие, набожные радотели, родился он в Устюге — это двинская земля, отец был дичком (пролетарием), учить начали его в 7 лет по традициям того времени. Уже год спустя он помогал отцу в церкви: читал молитвы, каноны, хоть за год и трудно было овладеть грамотой. Интересы Стефана Пермского определились еще в детстве: это церковь и книжная культура. У него был вопрос: куда пойти? Постригся в монахе. Младшим товарищем у него был как раз Епифаний Премудрый, они очень подружились. Стефан не только читал книги, но и писал их, переплетал. Он говорил по-гречески, по ново-гречески, владел разговорным греческим языком, отправлен был в зырянскую (?) землю миссионером, назван был Стефаном Пермским — но не по названию современной Перми (Пермь возникла в 17 веке), имелась ввиду Зырянская земля (или земля Коми, или Пермь великая, которую сейчас называют Черднью).

Стефан был настоящим филологом, выучил безо всякого труда зырянский язык. Но у зырян не было книг и даже христиан не было. Стефан проанализировал зырянскую фонетику, придумал буквы для звуков, стал переводит для зырян книги — таким образом присоединив зырян к общеевропейской культуре. Решил принять священство 9как раз во время Куликовой битвы). Авторитет Стефана пермского возрос после спора с зырянским шаманом Павом о том, у кого правая вера. Вести спор на уровне слов с зырянским шаманом совершенно нельзя было, потмоу что противники были не на равных условиях. Решили разрешить спор при помощи божьего суда: Стефан предложил Паву испытание — взойти в горящий костер. Кто поколеблется — у того вера неправая. Время спора — очевидно зимнее, потому что второе испытание связано с прорубью: войти в реку в одну прорубь, пройти по дну и выйти из другой, но Пан и на это отказывается. Зыряне рассердились и даже хотели его казнить, но Стефан заступается за него и его с семьей просто ссылают в Сибирь.

Стефан — 18 по счету епископ в русской земле. Это обозначало присоединение зырян к Российской земле. В Зырянской земле Стефан строил храмы, больницы и так далее.

Житие заканчивается тем, что в 1396 году Стефан Пермский поехал в Москву, там заболел и умер. Похоронен был в Москве, в монастыре Спаса на Бору, в усыпальнице рюриковичей, что было неслыханной честью.

Затем в житие начинается риторика: плач людей, земли, и похвала самого Епифания Премудрого. В 1933 году собор, построенный в его память, был снесен. А еще раньше снесли Кремлевскую церковь Спаса на Бору, вытащены были все захоронения, развезены все останки, и существует предание, что Стефана похоронили под Успенским собором.

Он был своим не только в Пермской земле, но и в Вятской, которая находится по соседству.

 

Свой стиль Епифаний Премудрый охарактеризовал как «Стиль плетения словес» - это витиеватый стиль, эмоционально-экспрессивный, который характеризуется нагнетанием однокоренных слов. Для этого стиля характерны амплификации — это цепочки синонимов.

 

Эти предвозрожденческие тенденции определеннее всего проявились в географической литературе ив произведениях, где требовалось восхваление.

Столетие битвы за Доном ознаменовано событием, которое вошло в историю как Стояние на Угре в 1480 году. Угра — это приток Оки, небольшая речка, текущая в Калужской губернии. Может быть, она было очень полноводной в то время. События происходит при великом князе Иване 3. Хан Ахмат, узнав, что на Угре стоят русские силы, пришел с войсками и стал с другого берега. Так они и стояли, не двигаясь. Ахмат медлил, ожидая помощи от Литвы, что было его большим просчетом. Русские решили, что битва начнется, когда Угра встала — а встала она в ноябре, но хан не двинулся. Татары ушли, не дав сражение, так что считается, что Угру оберегает пояс Богородицы, потому что севернее Угры татаре не прошли. 11 ноября 1480 год — день ухода татар от Угры — считается днем полного освобождения от татар.

После этого события русские князья отказались платить дань. Изменилось соотношение сил между русскими и татарами, начался распад золотой Орды, и никогда после 1480 года русские не испытывали длительного господства иноземцев.

 

29 мая 1453 год — пал Константинополь. Это событие оказало влияние на русскую историю, русскую литературу, об этом событии идет речь в нескольких произведениях. Константинополь (или Царьград) захватили турки. Русские считали, что это наказание грекам за отпадение от православной церкви, ведь в 1439 году греки пошли на соглашение с католической церквью. Правда, Константинополь это не спасло и он пал. Русские посчитали Москву Третьим римом. Эту идею или теорию озвучил старец Филофей, который был приглашен к двору великого князя Василия Ивановича в 1523 году. До него никто так полно и величественно не говорил об историческом призвании Российского государства. Это публицистическое произведение, которое способствовало возвышению Москвы, соединению земель вокруг Московского княжества. Эта идея «третьего рима» отразилась в следующих произвдениях: «Повесть о взятии Царьграда» Нестора Искандера, «Повесть о Вавилонском царстве» и «Сказание о князьях владимирских».

В 1463 году от своей независимости отказались Ярославские князья, потом — Новгородские князья, в начале следующего века присоединен был Смоленск, Псков, а последним присоединенным княжеством стала Рязань. Объединение Москвы было закончено при Иване 3 во второй половине 15 века. Его княжение было отмечено: воссоединение земель вокруг Москвы, Куликовской битвой и изданием Судебника — общерусского кодекса законов.

Новгородские и Куликовские князья были основным центром децентрализации, они были конкурентами с Россией и претендовали на объединение вокруг них. Борьбу возглавляла женщина — Марфа.

Процесс подчинения княжеств был очень тяжелым. Например, московская агрессия на новгород сопровождалась неслыханными грабежами и сбрасыванием колокола.

 

Новгородская областная литература.

Новгород — второй древнейший литературный центр руси, население его было грамотным, о чем свидетельствуют найденные археологами берестяные грамоты, и грамотные были даже женщины.

«Повесть о Новгродском белом клобуке»

Написана примерно в середине 16 века. Публицистическая повесть. Клобук — это убор священника.

В произведении рассказывается, что римский папа Сильвестр увидел ангела во сне, который ему велел передать клобук константинопольскому патриарху. А ему в свою очередь тоже явился ангел и предсказал, что Константинополь будет завоеван турками, и надо передать святыню в другое время. В этом произведение выражены стремления Новгорода отделиться от Москвы, а вторая идея — о том, что белый клобук выше и честнее царского венца. То есть это идея о переходе духовной власти в Новгород. (не знаю, откуда взялась это логическое заключение, я уже не успеваю за речевыми оборотами этой женщины, но раз она говорит так — пусть будет так)

 

 

Муромо-рязанская литература.

«Повесть о петре и Февронии Муромских»

Создана в 16 века

Написана Ермолаем, псиателем и публицистом. Никаких тенденций в этой повести нет. На первом плане — крестьянская девушка Феврония, которая стала княгиней. В этой повести много бытовых описаний, показывается разная социальная среда — и крестьянская, и боярская. Стилистическое своеобразие — в фольклорном влияние. Начало — очень сказочное, например. Феврония — перехитрила Петра, который не собирался на ней жениться, перехитрила бояр, которые незнали, что она хочет забрать с собой (а захотела она забрать супруга своего). Бояре показаны спесивыми и самодовольными, так что тенденции повести — антибоярские. Конец повести романтичный: герои состарились, постригли в монахи, решили умереть в один день. Их похоронили в разных богах, а они как-то оказались в одном, так что тут черты жития. Повесть дошла до нас в 150 списках и 7 редакциях.

 

Тверская литература.

В Твери тоже было развито летописания, особенно в первой половине 15 века при князе Борисе Александровиче.

(тут рассказ о каком-то тверском произведении, но оно необязательно для прочтения, а у меня садится зарядка, так что этот конспект обойдется без него).

 

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

 

Афанасий Никитин совершил свое путешествие с 1466 года по 1472 год и умер до 1476 года. В произведении он описал собственное путешествие в Индию. В отличие от европейцев, которые были в Индии, но не описаны, а он взял и описал. Так-то.

Цели путешествия — торговые и коммерческие. А на обратном пути Афанасий скончался и записки его попали в Москву. Произведение дошло до нас в 7 списках. Жанр произведения — путевые очерки. Их всего 14, 7 из них литературно обработаны, а 7 дошли в необработанном виде, видимо работа была прервана на середине из-за смерти автора.

Афанасий Никитин был первым русским путешественником. Очевидно, что он был небогатым, товары он взял в кредит, а где-то по пути его обокрали, о чем он и написал в отрывке, который я совсем не поняла на древнерусском языке. Бедненький.

Заслуга его в том, что он описал Индию без приукрашений. В этом произведении проявилось личное начало даже сильнее, чем в «Молении Даниила Заточника». Примечателен также язык произведения — нет никаких фольклорных влияний, написано народным лаконичным языком. Это новый этап в развитии жанра — светское путешествие, в отличие от религиозного путешествия. Это рассказ об умном человеке, который приехал из другой страны, но все понял и все аналитически запечатлел.

 

 

Ноября.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: