Антропология как фундаментальная философская наука

Человек - уникальное и неповторимое существо во Вселенной. Проблема человека относится к числу фундаментальных проблем философии. Исследование сущности природы человека и закономерностей его существования - основания задача философской антропологии. Философская антропология отвечает на вопрос: что такое человек. Каков смысл его жизни.

Проблема человека была актуальной для философии начиная с античности. В античной философии человек трактуется как микрокосм. Представители Милетской школы () утверждали, что человек выступает носителем основных стихий космоса. Согласно Демокриту, Вселенная как макрокосм устроена так, что человек существующий в ней - микрокосм. Софисты утверждали, что человек составляет часть природы. Однако, особенность человека в том, что является носителем сознания. Сознание формируется только в условиях социальной, общественной жизни. Известный тезис Протагора: «Человек - мера всех вещей» означал, что сознание - точка отсчета в познании окружающего мира. Вслед за софистами проблему человека разрабатывал Сократ. Сократ высказал мысль, согласно которой главной темой философии должна стать этика. Сократ поставил проблему человека в центр всей философии, отождествляя истину с добродетелью.

По мысли Сократа сущностью философии является нормативное знание. Такое знание формируется в условиях общества, имеет идеальную (идеационную, сознательную) основу. Ученик Сократа Платон, считал, что в человеке существует два измерения: бессмертная душа (идеальное) и тело (проявление временного, непостоянного, суетного). Аристотель дал следующее определение человеку: «человек- это политическое животное». Жизнь человека составляет основу общества. Основанием жизни человека является отношение «господства – подчинения». Если Платон отрицал ведущее значение телесного начала в жизни человека, то Аристотель, высказывал мысль о том, что в стремлениях человека, человеческим поведением руководит телесное начало – страсть. Задача человека контролировать телесные порывы и в своих действиях придерживаться золотой середины.

В Средние века теология учила, что сущность человека заключена в его божественном происхождении. Августин Блаженный утверждал, что окружающий нас мир в качестве иерархии, на вершине которой находится Бог. Человек должен заслужить спасение. Спасение христианство понимает как путь греховной личности к очищению, как путь к Богу. Августин Блаженный, впервые в теологии, дает определение личности. Личность – персона (persona), или сам Бог. Личностью так же является человек, созданный по образу и подобию Бога. Согласно, Августину, человек являющийся личностью, должен обладать волей, интеллектом. Благодаря воли и интеллекту, человек способен совершенствовать свою душу и дух, для того чтобы соединиться с Богом. Человек обладает свободой действий. Однако вне веры в Бога, эта свобода является мнимой. Бог избрал одних людей для спасения, другим же предопределил греховную жизнь, которая приведет их к погибели.

В эпоху Возрождения влияние религии ослабевает. Жизнь общества секуляризуется. Секуляризация - (от лат. saecularis – мирской, светский). Освобождение общества от влияния религии. От влияния религии освобождаются практически все сферы жизни общества. В процессе секуляризации церковь отделяется от государства, религиозные представления заменяются светскими взглядами и ценностями. В эпоху Возрождения, зарождающее научное знание доказало, что жизнь человека и общества подчиняется особым законам. Это не божественные законы, а законы исторического развития. Природа так же развивается не по божественным законам, а согласно естественным закономерностям. Человек провозглашается свободной, автономной и самодостаточной личностью. На место философа, мудреца приходит художник, творец окружающего мира.

В философии Нового времени провозглашается разум как основанная руководящая и направляющая сила человеческой деятельности. Разум составляет коренное отличие человека, выделяет его из окружающего мира. С помощью разума человек способен выйти за пределы конечности мира, постичь законы мира, найти его безусловные и абсолютные основания. Рене Декарт утверждал, что человек – мыслящее существо. Его выражение: «мыслю, следовательно существую», указывает на то что сущность человека - это его мышление. Согласно христианским догматам, мышление и самодостаточная воля человека является одним из проявлений его греховности. Т. Гоббс полагал, что пониманию человека доступна материальная, телесная субстанция, а не божественная. Он писал: «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, ибо хотя мы наблюдаем иногда, что один человек физически сильнее или умнее другого, однако, если рассмотреть все вместе, то окажется, что разница между ними не настолько велика, чтобы один человек, основываясь на ней, мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, на которое другой не мог претендовать с таким же правом.

В эпоху Просвещения разрабатываются философско-антропологические воззрения. Французские материалисты формулируют идею «естественного человека» и «естественного общества», опирающегося на законы природы. Согласно Гельвецию, в человеке коренятся страсти, которые делятся на естественные, присущие человеку от природы, и искусственные, формирующиеся в обществе. Первоначально, облик человека обусловлен случайными впечатлениями. Это эгоистическое состояние человека. Однако, в общество способствует увеличению общественного блага. Средством искоренения эгоизма служит воспитание. Общество, согласно Гельвецию, существует для того, чтобы исправлять эгоизм отдельного человека. В противоположность эгоистическим интересам, общество развивает в человеке чувство чести. По мнению Гельвеция чувство чести представляет наибольшую ценность для общества. В науке и философии эталон исследования берется механика. Человек рассматривается как механизм, который может быть познан с помощью науки.

Механический идеал познания природы, общества и человека был опровергнут Кантом. Цель человеческого разума - решение конструктивной задачи формирования понятий и их реализации. Такую силу разуму человека дает сфера нравственности. Предметом практического разума выступает высшее благо. Высшее благо - осуществление свободы человека. Согласно Канту практический разум обладает приоритетом над чистым разумом. Основная задача жизни человека, это его нравственное поведение, в результате которого формируется истинное знание. Философия решает жизненно важные проблемы, помогает человеку найти свое место в обществе. Нравственные понятия не выводятся из опыта. Нравственные ценности априорно заложены в разуме человека. Моральный поступок человека представляет собой результат внутреннего императива (нравственного повеления). Моральный поступок может идти вразрез с «аморальной практикой» окружающей действительности.

Антропологический поворот в философии, родоначальником которого стал И. Кант был продолжен А. Шопенгауэром, С. Кьеркегором, Ф. Ницше. Экзистенциалисты поставили человека в центр всей философии. Экзистенциализм - (от лат. exsistentia – существование) – философия существования. Экзистенциализм возникает в канун первой мировой войны и продолжает развиваться в период второй мировой войны. Главным представителем экзистенциализма является Ж.-П. Сартр. Согласно Сартру, философия - онтология человеческого существования. Существование человека напрямую связано с осознанием своей свободы. Свобода - основа человеческого бытия. У человека «существование предшествует сущности». Это - важнейший философский тезис. «Нельзя утверждать, что человек рождается, чтобы быть свободным: нет никакой разницы между выражениями «быть человеком» и «быть свободным человеком». Бытие сознание человека - то же самое, что и сознание свободы.

Проблема человека становится главной темой философских исследований. Макс Шелер (1874-1928) утверждал, что философская антропология - наука о сущности человека, о его отношении к природе, о его происхождении, о развитии человека. Шелер исследует причины кризиса современной ему европейской культуры. Выход из данной ситуации Шелер видел в формировании и развитии нравственных ценностей в сознании человека. Человек, в ходе жизни, опирается на абсолютные ценности. Абсолютные ценности, по мысли Шелера, неуничтожимы. Они лишь в некоторой мере изменяются в ходе исторических событий. С помощью чувств человек способен увидеть высшую ценность.

В современной философии сформировалось три подхода в исследовании сущности человека:

Первый подход - биологизаторский. Согласно этому подходу, человек - природное, биологическое существо. Жизнь и поведение человека, его жизнь в обществе обусловлены природными факторами. Его составляющими являются следующие подходы:.

- психологический. Сущностью человека, его руководящей и направляющей силой является психика. С этой точки зрения сущность человека вне культурно-исторической системы отношений. Один из представителей этого направления – А. Щюц, считал, что память является источником общественной деятельности. Сознание человека завершает работу по переработке опыта, которая начиналась еще в памяти. Таким образом, память и сознание человека создают социальную реальность.

- натуралистический. Объясняет сущность человека с помощью законов природы. Одним из направлений современного натурализма выступает социобиологизм. Социобиологизм сформировался на стыке биологии и социологии. Представители этого направления Ж. Моно, Б.Скиннер, К. Лоренц утверждают, что источником развития и совершенствование человека является его наследственность (генетические особенности). Один из разделов генетики – неоевгеника представляет собой планируемые и контролируемые исследования, направленные на гуманное отношение к человеку, заботы о нем, на культурный прогресс.

- волюнтаристический. Основой человеческой деятельности является воля. Последовательную разработку данный подход получил у А. Шопенгауэра. Ф. Ницше развивая поход Шопенгауэра, утверждал, что жизнью человека движет воля к власти. «Воля к власти» - биологический порыв, который обусловил кризис современной культуры.

Второй подход – социологизатоский. Его составляют следующие концепции.

- конвенционализм. Конвенционализм разрабатывался в философии науки и в позитивизме. Представители конвенционализма: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд утверждали, что науки имеет конвенциональный характер. Это означает, что основные научные концепции и понятия вырабатываются в ходе договора. Ученые договариваются о необходимости и значимости того или иного закона, согласовывают его применение на практике. Конвенциональный характер так же носит и наука о человеке - антропология. Поведение человека, его деятельность обусловлены нормами. Нормы представляют собой результат соглашения, договора.

- социологизм. Социологизм абсолютизирует социальную природу человека. При этом, социологизм игнорирует роль духовной сферы в жизни человека, его индивидуальные особенности. Согласно социологизму, путем создание особых социальных условий, можно воспитать совершенного человека. Развитие личности зависит от того, насколько усовершенствовано общество в целом.

- панлогизм. Природой и обществом управляют законы логики. По мысли Гегеля, мировой разум составляет сущность развития природы, общества и человека. Законы логики, это не что иное как законы мышления. Мышление - универсальный закон развития мира и человека. Человек выступает проводником, посредником в реализации законов мирового разума.

Третий подход - спиритуалистический (от лат. spiritualis – духовный). Спиритуализм – подход, согласно которому, дух, духовное является основой действительности. Духовная сфера существует независимо от материальной сферы. Сущность человека составляет его внутренний, духовный мир (морально-нравственный выбор, эстетическое восприятие мира, творчество). На первое место в учении о человеке выходит его индивидуальное «Я», нравственное познание общества. К этому походу относятся: субъективный антропологизм, антропологический материализм, религиозный антропологизм.

- субъективный антропологизм. К этому подходу следует относить экзистенциализм. Человек может стать личностью и следовать совершенствованию, только в результате собственного выбора ценностей. Человек несет ответственность за собственное нравственное совершенствование и отвечает за то, осуществилось оно или нет. Человек представляет собой проект. Его устремления направлены в будущее. Формирование человеческой сущности продолжается на всем протяжении жизни человека. Этот процесс сопровождается кризисами и противоречиями. Совершая свободный выбор человек выбирает судьбу и встает на путь ответственности.

- антропологический материализм. Сущность человека трактуется как чувственное восприятие, воля, разум. Этими качествами человек отличается от животного мира. Главным представителем этого течения является Л. Фейербах. Человек - существо, которое связано с жизнью себе подобных. Человек живет развивается благодаря общению, благодаря единству с другим человеком. Согласно Фейербаху, человеческая жизнь строиться на нравственном отношении «Я»-«Ты». Общественные отношения строятся на межличностном общении. Человек стремиться к счастью, осознавая при этом нравственный долг в отношении «Я»-«Ты».

- религиозный антропологизм. Согласно религиозному антропологизму человек представляет собой существо-двойник. Человек содержит в себе два противоречивых начала. Ни одно из этих начал не определяет человека полностью. Божественное начало способствует свободе человека от природной зависимости. Природа способствует освобождению человека от божества. Человек может получить свободу полностью приняв религиозные ценности. Совершенствование человека невозможно без веры в бога. Задача человека - в реальной жизни пройти путь духовного совершенствования.

Вопрос о происхождении человека является открытым. Существует три гипотезы происхождения человека: религиозная, космическая, эволюционная.

Религиозная гипотеза. Теологическая гипотеза, основанная на положениях из Священного писания. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Кн. Быт.2,7).Бог одновременно совершил два действия: создание тела и оживотворение его. Согласно книге Бытия, Бог творит тело человека из готовых уже земных и стихийных начал. Бог творит человека своим прямым действием. Бог вдунул в лицо в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Получивший дыхание жизни, из уст самого Бога, человек живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного. Тело должно служить спутником, органом и сотрудником души. В зависимости от души тело может представить из себя сосуд греха, но может сделаться и храмом Божиим, участвовать в прославлении Бога.

Космическая гипотеза. Жизньзанесенана Землю из Космоса. Жизнь на Землю могла быть занесена космической пыльючерез атмосферу. В благоприятных условиях нашей планеты космическая пыль превратилась в формы жизни. Одной из космических гипотез является гипотеза происхождении жизни из внеземной цивилизации, развитие которых позволяет преодолеть пространство и время. Практического и экспериментального подтверждения эта гипотеза не имеет.

Эволюционная гипотеза. Появилась в биологии во второй половине CIC века. Ч. Дарвин (1809-1882) сформулировал концепцию биологической предыстории человека, на основе которой вывел теории естественного отбора. Согласно этой теории, из-за потребности в адаптации, под давлением естественных факторов отбора возникает человек разумный (Homo sapiens). Homo sapiens - результат эволюционного развития живых существ. Эволюционная гипотеза впервые поставила под сомнение традиционную, религиозную концепцию происхождения человека. Согласно Ч.Дарвину человек несет в себе генетическую связь с высшими животными. Идеи Дарвина о всеобщей изменчивости всего живого, об эволюции и естественном отборе способствовали бурному развитию естественных наук о человеке.

Современные научные исследования нашли эмпирические факты, противоречащие теории Дарвина. Так, Дарвин придавал большое значение половому отбору. В силу этого он смог до конца оценить значение «инстинктивного ума» животных, а так же интеллекта человека. В середине CIC века, в Германии, ученые нашли останки древнего человека – неандертальца – жившего в эпоху раннего и среднего палеолита. Во второй половине CC века в Африке была найдены останки другого древнего человека, которые заставили ученых пересмотреть прежние гипотезы о происхождении человека.

Антропологи, с помощью современных экспериментальных исследований, вывели новую модель эволюции. Около пяти миллионов лет назад появились существа новой породы - австралопитеки (человекообразные обезьяны). Одна из разновидностей австралопитеков постепенно трансформировалась в «человека умелого» (Homo habilis). Homo habilis имел развитый головной мозг, умел пользоваться каменными орудиями. От «человека умелого» произошел «человек прямоходящий» (Homo erectus). Неандертальцы появились намного позднее. Данная гипотеза, предложенная палеонтологами подверглась критики антиэволюционистами. Антиэволюционисты утверждают, что эволюция человека не была постепенной. Австралопитеки являлись разновидностью обезьян и не могли быть предком человека.

Формирование человека шло на протяжении длительного исторического периода (около 3,5 млн. лет), в нем происходили качественные скачки, которые способствовали выделению человека из животного мира. Результатом этого процесса стал - антропогенез. Наряду с антропогенезом происходил и социогенез. Социогенез – процесс становления общества. Антропогенез и социогенез составляют единый процесс - антропосоциогенеза. Антропосоциогенез содерджит следующие факторы:

§ приспособление организма человека к условиям внешней среды;

§ развитие языка и других видов общения (онтогенез и филогенез);

§ формирование первобытно-родовой общины;

§ контроль и регулирование брачных отношений;

§ формирование нравственных установок и норм, социокультурное единение людей на основе удовлетворения материальных интересов.

В результате развития факторов антропосоциогенеза начался переход от древних форм человека к собственно человеческому существованию. Это означает, что формируется социальная сфера, а так же сфера культуры, которые по своему существу являются надбиологическими сферами жизни человека. Историческое развитие культуры способствовало окончательному отделению человека от животного (природного) мира.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: