Проблема соотношения культуры и природы

Понимание культуры коренится в ее сопоставлении с природой. Природа рассматривается как условие, которое способствует выявлению особенностей культуры. Культура - (от лат. cultura - возделывание, образование, развитие). Особый способ развития человеческой деятельности, который выражается в материальных и духовных продуктах деятельности. Культура так же представлена в системе социальных норм и учреждений. Культура представлена в духовных ценностях, а так же в отношениях людей между собой. Общественная жизнь не существует независимо от жизни человека. В этом и состоит отличие социального процесса от природы. Об этом говорили уже античные философы, когда определяли культуру как нечто рукотворное, возделанное от природы как естественного, необработанного, стихийного.

С точки зрения социальной философии, культура представляет собой эволюцию форм, с помощью которых люди обновляют социальное бытие, общественную жизнь. На ранних этапах человеческого развития, главной формой общественной жизни выступала традиция. Она способствовала сохранению социальной организации. На более поздних и современных этапах ведущей формой обновления общества становится инновация.

Рассматривая культуру в ее отношении к природе, необходимо выделить ее структурность и упорядоченность. Природа содержит два определения:

§ Весь окружающий мир в многообразии его форм и проявлений - все сущее. Природа тождественна здесь понятиям материи и универсума;

§ Природа – объект изучения науки. В частности - естествознания. Естествознание называется наукой о природе. Природа представляет собой общее понятие об объекте. Оно содержит совокупность естественных условий существование природы и человека.

Сложность и многогранность человеческих взаимоотношений обнаруживается на фоне стихийных и враждебных человеку сил природы. Силы, действующие в природе представляются как лишенные меры, вступающие в конфликт с человеком. Человек с помощью своей деятельности упорядочивает силы природы и придает им форму. Формируя в окружающем природном мире полезные свойства, чело создает инструментарий своей деятельности. Таким образом, человек создает культуру в качестве созданного им самим вещей, инструментов.

Разделение на мир природный – естественный и мир культуры как мир упорядоченный переносится на общество. Наряду с народами – носителями культуры, существуют «дикие» народы, «варвары», живущие согласно природе. «Диким» народам не свойственно соблюдение норм и законов. Такое понимание общества формируется в античности и сохраняется на всем протяжении Средних веков. Определяющим было неприятие и непонимание другого образа жизни. Эпоха Возрождения проявляла большой интерес к философии и культуре античности. Возрождение античных ценностей было связано с другим отношением к природе, с другим подходом и логикой понимания природы. В эпоху Возрождения природа уже не трактуется как дикий, неупорядоченный мир. Философы Возрождения находят в природе меру порядка, которой нужно подражать. Этот порядок соразмерен человеческому опыту. Природа становится масштабом для оценки культуры. Природа теперь трактуется как ориентир культуры, идеей формирования морали, прикладной науки, философии общества и человека. Природа понимается как естественный порядок вещей. Изучение естественного порядка вещей преобладает в и сфере науки и в сфере исследования общества. В середине CIC ученые приходят к выводу, что естественный порядок природы отражает практические и теоретические потребности человека, его различные формы деятельности. Природа, по сути, является внешним фоном человеческой деятельности.

Представление о природе содержит в себе два измерения: искусственное и естественное. Образ культуры так же содержал два измерения: «культура стандартов и норм» и природа творческая, не укладывающаяся в стандарты. Такая двойственность культуры противополагала ее природе. В социальной философии и в философии культуры ведущее темой становится тема соотношения культуры и природы. Природа представляется упорядоченной и законосообразной, а культура как сфера человеческого творчества и свободы - как сфера преодоления природы. Тема соотношения природы и культуры получила свое завершение в философии Канта. По мысли Канта, природу и культура составляют единого целое…….

В немецкой классической философии, у Шеллинга и у Гегеля, делается попытка иного решения данного вопроса. Культура рассматривается с точки зрения ее исторического развития, то есть объективно. Такой поворот угла зрения максимально сближает природу с культурой. Природа имеет так же историю своего развития. Однако вопрос об историзме природы остается открытым. Интерес философов направлен в сторону изучения исторических форм развития культуры. В конце CIC вопрос об отношении природы и культуры становится вопросом методологическим и направлен в сферу логических исследований. Ученые утверждали, что тема отношения природы и культуры представляет собой особую форму мышления. Последовательное изучение этого вопроса принадлежит Г. Риккерту. Риккерт утверждал, что различие в изучении природы и культуры - это на самом деле различие в методах исследования.

Природа - окружающая нас действительность, изучаемая с помощью обобщений. Такие обобщения не включает уникальные и особенные характеристики природы. Ученый использует абстрактные понятия, а действительность развивается исходя из причинно-следственных связей. Такое постижение природы свойственно естествознанию. Культура - действительность, которая наполнена уникальными и неповторимыми явлениями и процессами. Это действительность, которая раскрывается только благодаря своим уникальным проявлениям. Согласно Риккерту возможны два видения культуры и природы. Один и тот же объект может быть рассмотрен и как объект природы и как объект культуры Озеро в Швейцарии, одно из многочисленных озер на планете и в то же время - оно представляет собой уникальное явление. Г. Риккерт пришел к выводу, что образ природы создается самой культурой, зависит от уровня ее развития.

В CC веке подход Г. Риккерта был опробован на практике. Ученые попытались создать образ «природной», натуралистической культуры. В ответ на это возникает явление «контркультуры», которая способствовала освобождению человека от устоявшихся схем и стандартов. Ученые попытались так же представить образ культуры как соединение природоподобного ее функционирования и ее творческих проявлений. Наиболее убедительно такой подход был представлен в концепции О. Шпенглера. Согласно О. Шпенглеру, культура как уникальное проявление творчества человека и культура как механический стандарт представляли собой разные этапы ее развития. На механической стадии развития, культура становится цивилизацией. Развитие культуры как уникального явления на этой стадии приходит к своему завершению.

По мнению Н. Бердяева культура несет в себе два элемента – «организм» и «организацию». На стадии формирования культура представляет собой организм. Организм несет в себе развитие. На стадии расцвета культура превращается в организацию. Организация является враждебной человеку, она противостоит человеку. Механические средства деятельности на стадии организации способствуют отчуждению человека от цивилизации и от культуры. Отчуждение - общественный процесс, в котором результаты деятельности человека превращаются в враждебную для человека силу и порабощают его. Отчуждение получает психологическое отражение в сознании человека. Желания и потребности человека приходят в противоречие с общественными нормами. Родоначальниками концепции отчуждения были Гоббс и Руссо. Последовательное развитие эта идея получила в учении об общественном развитии К.Маркса.

Развитие представление о культуре приводят к усложнению образа природы. С развитием научно-технического прогресса, с созданием сложных технических систем возникает необходимость переосмысления природы. Во второй половине CC века в науке, философии и культуре был накоплен багаж знаний, который способствовал такому переосмыслению. Особенно к этому подвиг кризис, возникший из-за неправильного отношения человека к природе. В формированию нового образа природы большую роль сыграли идеи, получившие развитие в биологии. Это идеи А.А. Богданова, П.К. Анохина, Л. фон Берталанфи. В естествознании сформировались идеи, которые находят свое применение в истории. Это идеи синергетики. Синергетика - (от греч. sunerghtikoz - совместный, согласованно действующий). Концепция, содержанием которой являются междисциплинарные исследования. Основной темой изучения является понятие самоорганизации. Синергетика формируется в качестве физико-математической науки в начале 70-х гг. CC столетия.

Важным вкладом в формировании природы внесла экологическая проблематика. Экология становится решающим научным направлением, которое способствует переосмыслению понятии природы. Экология создала два правила согласно которым изучается отношение природы и культуры:

1) переосмысление прежнего (классического) отношения природы и культуры. Классическое понимание выражалось в противопоставлении естественного и искусственного, первобытного и современного.

2) представление о культуре как одной из систем природы. Культура является сложной системой по отношению к природе. Культура для того чтобы взаимодействовать с природой должна создать инструменты этого взаимодействия.

3) понимание экологии как сферы культуры. Кризис, дисбаланс между природой и культурой - результат неправильного отношения человека к природе.

Главной темой экологии является деятельность человека. Человек благодаря своей деятельности, используя различные инструменты способствует развитию природного процесса, последствия которого он не в силах остановить. Экология вновь поднимает тему отчуждения. Человек создает технические средства, которые являются враждебными силами, поскольку разрушают природу. Экологическая проблематика является темой общественной жизни, темой дальнейшего развития общества. Экологическая проблематика способствует переосмыслению так же и общественной жизни. Соблюдение нравственных и моральных норм способствует правильному, бережливому отношению к природе. В социальной философии формируется новая тема – социальная экология. Социальная экология - направление в социальной философии, изучающее различные формы взаимодействия человека с окружающей средой. Это направление формируется в 60-е годы CC века. В это время значительно обостряются проблемы взаимодействия человека и природы. Представители социальной экологии- Д. Маркович, С.Шварц, М. Будыко)

Учение, занимающие социально-экологическими исследованиями пришли к выводу, что идеи Н. Бердяева несколько искажают представление об отношении культуры и природы. Общество должно создать такую организацию, которая должна быть соизмерима с природой. Общественная организация должна обеспечить возможности для деятельности человека, которая была бы свободна механических и автоматических форм деятельности, разрушающих природу. Социальная (общественная) организация должна быть регламентирована свободной деятельностью человека, личности.

 

Подведем итоги

1. С развитием философского знания формируется социально-философская проблематика. Согласно социальной философии, общество представляет собой систему связей и отношений, которые существуют благодаря деятельности людей и в то же время как нечто существующее «над ними».

2. В обществе действуют общественные законы, которые учитывают все многообразие человеческих отношений.Необходимо говорить о социально-философском понимании общественных законов. Это значит, что общественные процессы функционируют в качестве объективных общественных законов. При этом нельзя исключить важную роль человека.

3. Деятельность человека направлена на реализацию и изменение социальных процессов. Общество представляет собой форму деятельности людей. Жизнь отдельного человека строится на многообразии общественных отношений. Она создает новые социальные качества, новые социальные отношения.

4. Важная тема изучения общественной жизни - проблема отношения культуры и природы. Отношение к природе - критерий оценки культуры. Природа понимается как ориентир культуры, является идеей формирования морали, прикладной науки, философии общества и человека.

 

 

Основные понятия

 

Воспроизводство - понятие характеризующее возникновением новых состояний системы, которые способствуют ее сохранению и развитию. Воспроизводство объясняет развитие экономических и культурных процессов, характеризует устойчивые связи в пространстве и времени. Общество можно трактовать как воспроизводство связей и отношений между людьми. Начиная с CIC века воспроизводство играет большую роль в экономической, биологической и общественных науках важную роль.

Гражданское общество - социальная система, которая характеризуется взаимодействием индивидов в качестве индивидуальностей, в качестве личностей - граждан. Гражданское общество в полной мере учитывает права и обязанности, предоставляет человеку пространство для всесторонней реализации его возможностей. Гражданское общество формируется в ходе социальной эволюции.

Деятельность - способ воплощения общественной жизни, общественных процессов. Деятельность включает активное отношение человека к окружающему миру и к другому человеку. Деятельность охватывает разные формы активности человека - экономической, культурной, политической. Благодаря понятию деятельности исследуется различные аспекты жизни человека.

Законы общественные - связи и зависимости между системами (подсистемами) общества. Общественные законы так же отражают связи и зависимости между людьми. Социальная философия как наука направлена на определение и изучение общественных законов. Впервые анализ общественных законов был предприняли: Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Э. Дюркгейм. Последовательное развитие общественные законы получили в работах: К. Гемпеля, К. Поппера, И. Пригожина.

Идеографический метод - способ изучения предметов окружающего мира, согласно которому в предметах окружающего мира выявляется индивидуальные: уникальные и неповторимые характеристики. Идеографический метод является одним из основных методов в гуманитарных науках. Он используется особенно при изучении культуры и истории.

Идеология - система взглядов, идей, в которой осознаются и получают оценку отношения людей к действительности, а так же друг к другу. Идеология выражает интересы различных общественных групп.

Индивид - (от лат. individuum – неделимый). Представление о человеке как неразложимом элементе общественной жизни.

Индивидуальное и коллективное - характеристики общества с точки зрения отдельного конкретного человека, а так же контактах людьми между собой. Индивидуальное и коллективное показывают взаимозависимость и общность отношений между людьми. Разные варианты коллективов и групп в обществе предполагают так же разные формы индивидуальности человека. Индивидуальное и коллективное влияют на функционирование общества, на общественные процессы.

Индивидуальность - понятие, которое указывает на неповторимость и уникальность индивида, на его способность реализовать свои возможности.

Коммуникация - взаимодействие между людьми, которое характеризуется обменом информацией. Обмен информацией осуществляется с помощью кодирования и декодирования информации. Кодирование - адекватная передача информации от человека к человеку. Декодирование - восприятие и понимание информации исходя из личности получателя этой информации.

Культура - форма деятельности людей, которая способствует обновлению общественной жизни. Существование общества напрямую зависит от деятельности людей. Человек возделывает, преображает окружающий мир и общество. Культура выражается в продуктах материальной и духовной деятельности человека.

Личность - человек как субъект деятельности и общения - как субъект общественной жизни. Личность называется так же человек, который является субъектом своих потребностей, способностей и интересов. В понятии «личность» преодолевается противоположность между индивидуальным и общественным. Личность характеризуется способностью человека к самореализации.

Номотетический метод - способ представления, согласно которому в вещах и предметах окружающего мира фиксируется универсальные связи, вырабатываются универсальные законы. Номотетический метод использует обобщения. Он применяется в естествознании. Философы занимавшиеся разработкой идеографического и номотетического методов:. В. Виндельбанд и Г. Риккерт.

Норма - понятие, которое обозначает общие ценности, способствующие реализации и воспроизводству деятельности человека. Нормы находят свое выражение правилах и предписаниях, а так же в образцах поведения.

Общение - взаимодействие между людьми. Общение - форма реализации общественных отношений. Общение способствует накоплению человеческого опыта. Термин «общение» используется для характеристики взаимодействий между различными группами, коллективами, а так же межличностному взаимодействию. Основной структурой общения является межличностное общение.

Общественные отношения - система связей и отношений человека и общества, в целом. Общественные отношения, это опосредованные связи между людьми, создающие условия для взаимодействия в обществе, в истории, в культуре. С одной стороны, общественные отношения выстраиваются благодаря предметам и средствам деятельности, с другой - благодаря желаниям и установкам людей. Желания и установки направляют человека к тем или иным предметам деятельности.

Общество - система отношений, возникающая в результате совместной жизни людей. Общество выстраивается из непосредственной жизнедеятельности людей. В то же время, общество обусловлено объективными связями и отношениями, существующими «над» людьми. Современное общество – система многообразных человеческих отношений, в которых акцент ставиться на развитии сил и способностей личности, возможности ее реализации в современной государственной и политической жизни.

Обычай - форма деятельности людей, которая является стереотипной, обладает повторяемостью и передается из поколение в поколение. Обычай способствует закреплению в памяти коллектива значимые события, способствует их воспроизводству и трансляции (передачи) последующим поколениям. В отличии от традиции обычай не допускает обновления и инновации его форм, образцов. Обычай способствует жестской регламентации повседневной жизни человека.

Отчуждение - общественный процесс, в условиях которого предметы, инструменты и результаты деятельности становятся враждебными силами по отношению к человеку, как их создателю. В результате процесса отчуждения, человек становится чужд свой деятельности и ее результатов. Определение отчуждения впервые было дано Г. Гегелем. Наиболее последовательно, процесс отчуждения был исследован К. Марксом.

Практика - (от греч. praktikoz - деятельный, активный). Способ реализации человеческой деятельности в различных формах. Практика связывает воедино предметы деятельности, индивидуальные усилия, а так же совместный, общественный характер деятельности. Практика особо акцентирует общественную жизнь людей как многообразное проявления их деятельности, как многообразие различных форм опыта. Практика способствует реализации человека. Практика способствует эволюции человека, вырабатывает средства взаимодействия с природой, а так же друг с другом.

Природа - весь окружающий мир в многообразии его свойств и проявлений. Впервые философское значение природы было дано в античной философии. Природа обозначалась термином «jusiz» (physis) - изменение, рост. В социальной философии под природой понимается совокупность естественных условий существования общества. В ходе развития культуры и цивилизации появляется еще одно определение природы как «второй природы». «Вторая природа - рукотворная сфера обитания человека - культура, техника, технология.

Развитие - характеристика изменений предметов (объектов) окружающего мира. Развитие предполагает преобразование внешних связей, а так же внутренней структуры предмета. Термин «развитие» позволяет описать возникновение природных и биологических форм, преобразования различных обществ, изменение человека. Зачастую, в обыденном языке развитие отождествляют с понятием прогресса. В научном употреблении понятия развития выражается изменение какого-либо предмета, системы как в сторону прогресса, так и регресса (развития вспять, деградации).

Социальное - пространство отношений между людьми, которые являются обусловленными совместной жизнедеятельностью и ее результатами.

Социальное взаимодействие – понятие, отображающее связи и отношения людей в обществе. Сюда относятся обмен информацией, формы кооперации, сотрудничество. Социальное взаимодействие так же включает непосредственное общение людей.

Социальное познание - форма описания и объяснения совместной жизни и деятельности людей. Социальное познание направлено на выявление общих закономерностей в совместной деятельности людей. Социальное познание в полной мере учитывает общество как живой организм, как многообразие различных форм деятельности человека.

Социальные классы - объединения людей с целью выполнения какой-либо деятельности. Связи и отношения людей внутри класса зависят от условий и средств производства. Люди образуют классы независимо от их воли. Деление на классы есть не что иное как классификация людей в обществе. На основе классов формируются различия в обществе.

Социальные процессы - система человеческих действий, способствующая развитию общества. Социальные процессы направлены как на сохранение и устойчивость общества, так и на его трансформацию и развитие. Источником социальных процессов, их причиной является деятельность самого человека. Деятельность является как индивидуальной формой реализации человека, личности, так и общества в целом. Эти две составляющие деятельности являются взаимообусловленными.

Традиция - (от лат. tradition – передача, предание). Способ передачи социального и культурного наследия, передающийся от поколения к поколению. Традиция способствует устойчивости общественной жизни в изменяющемся мире. В качестве традиции выступают нормы поведения, ценности, обычаи, обряды, общественные установления. Традиция выступает образцом поведения и мышления.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит специфика философского осмысления общества?

2. Что такое социальная философия?

3. В чем суть проблемы описания социальной реальности?

4. Перечислите компоненты философского анализа общества.

5. Какие философы являются родоначальниками социальной философии? Раскройте основное содержание их концепций.

6. Дайте развернутую характеристику понятию «общество».

7. Дайте сравнительную характеристику таких понятий как «общность», «народ», «народность», «нация», «государство». Сравните данные понятия с понятием «общество».

8. Дайте краткую характеристику основным историческим формам общества.

9. Опишите основные концепции, раскрывающие сущность понятия «общества».

10. На чем основано понимание общественных законов?

11. Дайте определение общественному закону?

12. Какова роль традиции в развитии общества?

13. Общественный закон должен учитывать многообразие социальных форм взаимодействия. Поясните данное положение.

14. Какова структура общества как социальной системы?

15. Дайте характеристику понятия деятельности.

16. Какой социальный процесс характеризуется понятием «отчуждение»? Кто стоял у истоков данного понятия?

17. Почему философский анализ общества должен учитывать конкретную деятельность человека?

 

 

Литература

1. Гобозов И.А. Социальная философия. Учебник. М.,2010.

2. Голубева Г.А. Философия. М.,2011.

3. Дюркгейм Э. Что такое социальный факт?// Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,1991. С.411-421).

4. Ивин А.А. Основы социальной философии. М.,2005.

5. Кемеров В.Е. Деятельность// Социальная философия. Словарь.(под ред. В.Е. Кемерова). М.,2006. С. 126-130.

6. Кемеров В.Е. Личность// Социальная философия. Словарь.(под ред. В.Е. Кемерова). М.,2006. С. 238-239.

7. Кемеров В.Е. Социальная философия// Социальная философия. Словарь.(под ред. В.Е. Кемерова). М.,2006. С. 469-470.

8. Маркс К. Немецкая идеология// Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. С.388-473. М.,2010.

9. Маркс К. Развитие машин (Каптал Т.1.Гл.13. пар.1)// Маркс К. Энгельс Ф. сочинения. Т. 23. С. 382-397. М.,1974.

10. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года// Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. С.303-359. М.,2010.

11. Маркс К.Тезисы о Фейрбахе// Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. С.385-388. М.,2010.

12. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.,2005.

13. Парсонс Т. Очерк социальной системы// Парсонс Т. О социальных системах. М.,2002. С. 543-565.

14. Парсонс Т. Социальная система и культура// Парсонс Т. О социальных системах. М.,2002. С. 693-720/

15. Сорокин П.А Социальная и культурная динамика. М.,2006.

16. Флоренский П. Время и пространство// Социологические исследования. 1988.№ 1.

17. Шпенглер О. Закат Европы. М.,1993. (Введение).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: