8. Разделите текст на смысловые части (микротемы) и составьте план для себя.
9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи. Повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений: порядок слов в предложениях; интонация и др.
Параллельная связь предложений в тексте – предложения, начиная со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым.
Цепная связь предложений в тексте- предложения связаны по смыслу, последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д. Такие предложения могут сцепляться при помощи повторяющихся или однокоренных слов, местоимений и др.
Как соотносятся начало и конец текста?
11. На каком приёме/ приёмах построен текст? Сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена действий, событий, динамичность; неторопливое созерцание).
Отметьте основные образы в тексте. Не забудьте об образе автора.
13. Понаблюдайте над лексикой текста:
- найдите незнакомые слова и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;- найдите опорные слова в каждой части текста;- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;- найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении;- обратите на стилевую принадлежность лексики (употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором);- выделите фразеологизмы и установите их значение по словарю, обратите внимание на правописание этих слов;- найдите опорные слова в каждой части текста;- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;- найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении; - обратите на стилевую принадлежность лексики;- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они употребляются автором: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи (красная девица, добрый молодец, очи светлые, матушка-Волга, ветер-бордяга, сыра земля).
Метафора – переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём может использоваться и сходство, и различие (костёр рябины красной, ручка двери, подошва горы, хвост очереди).
Особый вид метафоры – олицетворение – уподобление неживого предмета живому существу (воют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).
Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим (луна, словно репа; небо, как колокол; месяц – язык).
Понаблюдайте над фонетическими средствами языка.
Чего достигает автор их употреблением.
Повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков – ассонанс)
Какими морфологическими средствами пользуется автор.
Обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или динамичного описания чего-либо изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)