Распределение участников в классе по рангу авторитета

 

    № п/п Фамилия Оценки членов группы и их шифры Средняя оценка Ранг
                                 
                    - -          
      Иванов               6,17  
      Петрова               6,57  
      Сидоров               6,33  
      Долина               6,50  
      Котова               7,14  
      Жукова               6,43  
      Бовин               7,33  
    Средняя 7,00 6,33 6,40 6,83 7,83 6,50 5,60    

 

 

Лидирующее положение по шкале «Мое отношение» показывает авторитетность школьника в данном коллективе. Это человек, к которому отношение в группе самое высокое. Индивидуальный средний балл данного ученика может быть высоким, но может быть и недостаточно высоким, но в данной группе более высоких общих оценок не будет. Соответственно, школьник с самым низким средним баллом является наименее авторитетным членом класса по данному модулю.

Максимальные по сравнению с другими баллы, полученные по шкале «Отношение ко мне», показывают степень

 

коммуникабельности ученика, его хороший эмоциональный контакт с одноклассниками. Напротив, низкий ранг по данному модулю свидетельствует о слабом эмоциональном контакте школьников с остальными членами коллектива, негативном отношении его к остальным либо неумении или нежелании показывать одноклассникам свое нейтральное или положительное отношение. Это тем более значимо, чем сильнее выражен отрыв от ближайших членов группы.

Ученики, получившие высокий средний балл по шкале «Качество учебы», являются лидерами в классе по части учебы. Одноклассники дают высокие оценки школьнику и рассчитывают на его помощь при возникновении затруднений в учебе. Чем ниже оценки ученика, тем меньше, по мнению класса, его способности к учебе.

Максимальные баллы, полученные по шкале «Нравственные качества», позволяют выявить тех, кто пользуется наибольшим авторитетом в коллективе благодаря нравственным достоинствам. Данные ученики являются ориентиром для остальных при оценке различных неоднозначных событий, в том числе в сложных и трудных ситуациях межличностного взаимодействия. Они могут выступать в роли авторитетных посредников при разрешении конфликтов между членами коллектива.

Ранговое распределение школьников по остальным шкалам, используемым школьными психологами, показывает их положение в коллективе по другим модулям. Далеко не всегда высшие ранги по отдельным модулям занимают одни и те же ученики. Чем больше аспектов отношений в коллективе изучает исследователь, тем ярче проявляются разнообразные позиции каждого члена коллектива.

С помощью модульного социотеста можно выявить статус каждого члена коллектива. Определив среднее арифметическое значение всех индивидуальных средних оценок, полученных по рассматриваемым модулям, можно вывести «итоговую среднюю оценку» каждого и на ее основе определить абсолютных лидеров и учеников, психологически отвергаемых в классе.

При опросе по четырем модулям обобщение оценок, полученных по каждой шкале, дает возможность оценить общее статусное положение в классе ученика по формуле:

 

Диагностика взаимоотношений и конфликтов в школе с помощью модульного социотеста

 

где:

А. — итоговая средняя оценка i-му по списку учащемуся;

МОi — индивидуальная средняя оценка i-му ученику по модулю «Мое отношение»;

ОМi — статус по модулю «Отношение ко мне»;

КУi — статус по модулю «Качество учебы»;

НКi — статус по модулю «Нравственные качества».

В качестве примера приведем таблицу результатов (табл. 14), полученных в одном из изученных классов (все фамилии изменены).

Таблица 14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: