Материал для практических занятий

Задание 1. Расставьте знаки препинания, начертите схемы однородных членов.

Степи привольные горы крутые воды глубоких морей и озер все ты вместила родная Россия в свой необъятный простор. Он был единственным посвященным в мой план и содействовал по мере сил. Генкин шалаш устроен из досок и веток и листьев, меж трех деревьев, на высоте полутора – двух саженей. Он тут все от края до края знает и землю и самые малые мостики. Ладьи ферзи слоны вдруг сразу подскочили и посыпались под стол. Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный вздор мох вату перья пух тряпочки солому сухие травинки.

Задание 2. Исправьте ошибки в построении предложений с однородными членами.

Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском. Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой. Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время сходить на каток. Для правильного письма не сколько важно значение формулировки правила, сколько умение его применять.

Задание 3. Определяемое слово заключите в рамку, а распространенное определение подчеркните волнистой линией. Стрелкой укажите связь определяемого слова с определением. Поставьте вопрос. Объясните постановку знаков препинания.

Образец: Была весна. И плыл горячий запах еще не распустившихся

акаций и влажной пыли. каких?

       
   
 

 


Он все еще стоял на месте, а она уже уходила в заросший густой зеленью переулок. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку, темную и прохладную. Поросшие лесом берега томили своим однообразием. Вывороченные с пластами земли корни упавших деревьев стояли, как пирамиды. Весенний мутный поток с выступавшими из него склизкими валунами с ревом преграждал дорогу. Солнце катилось уже к закату, и два окна с западной стороны бросали красноватые отблески на стены, выбеленные известью. Поезд мчался, подгоняемый Алешиным нетерпением. У двух ракит, напоминавших мне крепость на Фанагорийке, стоял караул.

Задание 4. Расставьте при списывании знаки препинания.

Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались. Страж рыбаков и друг их неизменный маяк горит бессменно на посту. Отступник бурных наслаждений Онегин дома заперся зевая за перо взялся. Я читал что алоэ применяют как лекарство. Лютикова как депутата горсовета хорошо знали все жители города. Первобытные люди представляли себе солнце как огромный костер или гигантский раскаленный камень. Базунов славен в городе как знаток старины.

Задание 5. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания; вставьте пропущенные буквы.

Здорово Чацкий брат! Шуми, взволнуйся непогода: Он был о море твой певец. О сам..любие ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар! Эй борода а как проехать к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома? Кудряш вот ты братец пятьдесят лет я каждый день гляжу не Волгу и все наглядет..ся не могу. Да разве ты не для нее сюда приехал из города птенчик? О матушка родина Не о себе печал..мся, Тебя родная жаль. Брат брат что ты это говориш..! О смелый сокол в бою с врагами истек ты кровью… Полевая Россия Довольно волочит..ся сохой по полям. Слав..те молот и стих землю молодости. Нет, братец ты мой так дело у нас с тобой не пойдет!

Задание 6. Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните сочинительные союзы, укажите их разряд и функцию в предложении.

В саду было тихо и тепло. Пахло резедой табаком и гелиотропом, которые еще не успели отцвести на клумбах. Промежутки между кустами и стволами деревьев были полны тумана негустого нежного пропитанного насквозь лунным светом и что надолго осталось в памяти Огнева клочья тумана похожие на приведения тихо но заметно для глаз ходили друг за дружкой поперек аллей. Луна стояла высоко над садом а ниже ее куда-то на восток неслись прозрачные туманные пятна. Весь мир казалось состоял только из черных силуэтов и бродивших белых теней и Огнев наблюдавший туман в лунный августовский вечер, чуть ли не первый раз в жизни думал, что он видит не природу, а декорацию.

Задание 7. Выполнить синтаксический разбор предложений, составить их схемы. Расставить знаки препинания.

1. Облака клубятся в безднах зеленых лучезарных пустынь восхода и сбегают тени с гор обнаженных цвета роз и меда. 2. На ручей рябой и пестрый за листком летит листок и струей сухой и острой набегает холодок. 3. В лесу было тихо и пахло сыростью. 4. К вечеру на горизонте показалась знакомая церковь и забелели амбары.

Задание 8. Расставьте знаки препинания при списывании, объясните их постановку, соотнося со значениями частей в ССП и СПП.

Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного. Так, значит, верно говорят солдат – всегда солдат. Посмотрит рублем подарит. Я за свечку свечка в печку, я за книжку та бежать. Вы раздвинете мокрый куст вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи. Я был скромен меня обвинили в лукавстве. Я говорил правду мне не верили. Это известие меня очень обрадовало оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить свое имя над чужим произведением. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело, звезды то мигали синим светом, то исчезали. Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле. Хвалы приманчивы как их не пожелать? Пашню пашут руками не машут.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: