Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Таблица 7.2 Показатели и критерии определения уровня сформированности компетенций (частей компетенций)

Код компетенции (или её части) Показатели оценивания компетенций Уровни сформированности компетенции
Пороговый (удовлетворительный) Продвинутый (хорошо) Высокий (отлично)
         
  ОПК-5 1.Доля освоенных обучающимся знаний, умений, навыков от общего объема ЗУН, установленных в п.1.3РПД   2.Качество освоенных обучающимся знаний, умений, навыков   3.Умение применять знания, умения, навыки в типовых и нестандартных ситуациях Знать:Живые организмы как кибернетические системы. Система «человек-машина». Структурные и функциональные особенности организации биологических систем. Макро- и микроуровни Функциональные основы самоорганизации. Роль обратных связей в живых системах. Нейрофизиологические предпосылки принятия решения. Физиология формирования и развития функциональных состояний оператора. Внутренняя среда организма как кибернетическая система. Нервные механизмы передачи информации. Механизмы памяти. Агробиоценоз. Живые организмы в магнитном поле. Система индивидуального контроля физиологических функций. Развитие двигательной функции в живых системах. Мышечное движение. Биоэнергетика мышечного сокращения. Система регуляции двигательными актами. Трудовая деятельность человека. Теория функциональных систем и системная психофизиология. Субъект деятельности и обратная связь. Реакция сообщества людей в регионе на экологический статус.   Уметь:составлять структурные схемы индивидуального контроля физиологических функций организма, анализировать кибернетику двигательных функций и мышечного сокращения; составлять кибернетические (информационно-аналитические) модели физиологических систем организма и агробиоценоза; использовать методологии самоорганизации и системного анализа в исследовании поведения физиологических и функциональных систем организма; представлять в виде информационно-аналитических моделей различные механизмы памяти. Владеть:средствами электронных таблиц и MathLab для исследования и моделирования систем управления в физиологии (регрессионные модели, построение и исследование передаточных функций на внешние воздействия и устойчивость). Дополнительно к пороговому уровню обучающийся должен: Знать:Устойчивое термодинамическое равновесие. Иерархическая организация. Активность живых систем. Целесообразность саморегуляции. Классификация механизмов саморегуляции. Сущность психической формы отражения действительности. Методы описания функционального состояния. Эволюция рефлекторного управления. Клетка как система целесообразного саморегулирования. Гомеостаз. Поглощение, синтез, выделение вещества и энергии у растений. Влияние биотропных гелиогеофизических факторов на живые системы. Колебания (автоколебания) биологических объектов. Реакция сообщества людей в регионе на экологический статус. Структура и саморегуляция биологических макросистем. Регуляция позы человека. Уметь: анализировать условия гомеостаза физиологических систем; выделять автоколебательные процессы в ходе анализа биомедицинских сигналов, проводить эксперименты по исследованию рефлексов организма. Владеть: средствами MathLab для исследования систем управления кибернетических моделей, отражающих динамику функционирования физиологических систем организма человека, составлять и анализировать компартментальные модели. Дополнительно к продвинутому уровню обучающийся должен: Знать: Механизмы эволюции и саморегуляции жизни. Биокибернетическое определение эволюции. Управление дифференцировкой клеток. Регулирование процесса онтогенеза. Деструктивная форма видовой саморегуляции. Функциональное состояние и окружающая среда. Условно-рефлекторноесамопрограммирование поведения. Нейронная организация центральных нервных механизмов управления и связи. Функциональная организация нейрона.Экзоскелеты – как кибернетические биотехнические системы. Растения: транспорт вещества. Хаос и фракталы в физиологии человеческого организма. Неспецифические реакции живого вещества на изменения в среде. Действия вибрации и звука на биологические объекты. Информационные воздействия на индивидуальное и массовое сознание. Регуляция изображения на сетчатке. Системы регуляции метаболизма у растений. Уметь:синтезировать и анализировать в ходе имитационного моделирования кибернетического представления физиологических процессов у растений, исследовать реакцию биообъекта на физическую среду; моделировать информационное воздействие на сознание; описывать процесс регуляции изображения на сетчатке. Владеть:методами представления и сравнения естественных нейронных и иммунных сетей различными моделями.
ПК-4 1.Доля освоенных обучающимся знаний, умений, навыков от общего объема ЗУН, установленных в п.1.3РПД   2.Качество освоенных обучающимся знаний, умений, навыков   3.Умение применять знания, умения, навыки в типовых и нестандартных ситуациях Знать: Показатели качества диагностики. Концептуальная схема стабилизации функционального состояния оператора системы «человек-машина». Модели и программные средства расчета прироста и регуляции биомассы Уметь: проводить качественный анализ пактов прикладных программ для анализа кибернетических моделей физиологических систем на устойчивость и реакцию на внешнее воздействие; обрабатывать экспериментальные и клинико-диагностические данные, характеризующие поведение физиологического прототипа кибернетических моделей. Владеть: возможностями пакета FuzzyLogicToolbox имитационного моделирования кибернетических структур физиологических систем. Дополнительно к пороговому уровню обучающийся должен: Знать: Человек – как звено эргатической системы. Управление в системе кровообращения. Управление искусственным кровообращением. Регуляция в системе органов дыхания. Регуляция обменом веществ. Терморегуляция. Уметь: ставить задачи на применение ИНС и методов мягких вычислений при моделировании процессов управления кровообращения дыхания, обмена веществ, терморегуляции. Владеть: Дополнительно к продвинутому уровню обучающийся должен: Знать:Синергия оплодотворения. Способность организма к регенерации. Искусственные иммунные сети. Экспериментальные исследования биологического действия электромагнитных полей. Уметь: Анализировать на основе имитационных моделей механизм действия лекарственных веществ (компартментальные модели), выявлять информативные признаки (параметры) кибернетической модели типа «черный ящик»; планировать и осуществлять эксперименты по анализу влияния электромагнитных полей на функционирование отдельных физиологических систем и организма в целом; ставить задачи и определять эксплуатационные характеристики экзоскелетов как кибернетических БТС Владеть: средствами интеллектуального имитационного моделирования (пакеты MatCad, MathLab) для обработки; методами клинико-диагностической информации о функционировании физиологических систем организма в электромагнитном поле.
ПК-8 1.Доля освоенных обучающимся знаний, умений, навыков от общего объема ЗУН, установленных в п.1.3РПД   2.Качество освоенных обучающимся знаний, умений, навыков   3.Умение применять знания, умения, навыки в типовых и нестандартных ситуациях Знать:Знать:Принципы функционирования физиологических систем: целесообразности; эволюционный; регуляции физиологических функций; адаптивности.Системный подход и его значение. Функциональные системы – как аппарат саморегуляции – универсальный принцип изучения уровней биологической организации. Система и результат. Результат как критерий для оценки кибернетической закономерности. Интегративная деятельность мозга. Афферентный синтез, стадии афферентного синтеза. Формирование действия и аппарат предсказания. Обратная афферентация. Результат функционирования акцепторов результата действия. Функциональные системы как логические модели. Классификация функциональных состояний по: уровню адаптированности к условиям внешней среды, критериям надежности и цены деятельности, критерию адекватности формируемого состояния человека требованиям выполняемой деятельности, степени напряженности регуляторных механизмов гомеостаза, активности. Самоорганизация в системе клеточного метаболизма. Гуморальное управление. Эндокринные регуляторы. Многоконтурное регулирование на примере гипофиза. Модели нейронов. Модели прироста и регуляции биомассы. Регуляция фотосинтеза и дыхания растений. Уметь:задавать параметры и ограничения, коэффициенты подобия и правила верификации математических и логических кибернетических моделей, отражающих функционирование физиологических систем организма и в растительном мире; задавать параметры и ограничения, коэффициенты подобия и правила верификации математических и логических кибернетических моделей, отражающих функционирование физиологических систем организма и в растительном мире. Владеть: пакетами прикладных программ, позволяющих моделировать элементы управляющих систем основных физиологических систем организма. Модели дыхательногохемостата на аналоговых вычислительных машинах. Базовые принципы диагностики и контроля функционального состояния. Система искусственного управления движениями (программные и аппаратные средства). Врожденные пороков развития – как лакмус реакции человеческого организма на длительное влияние окружающей среды на социум. Уметь: оптимизировать параметры моделей дыхательного хемостата, синтезировать прогностические кибернетические модели физиологических систем; Информационная микропроцессорная аппаратура регистрации и сигнализации состояний жизненно важных физиологических функций: устройство непрерывного индивидуального слежения за деятельностью сердца, устройство индивидуального самоконтроля эмоционального стресса у человека, устройство контроля фаз сна, устройство автоматического контроля оптимального питания, миниатюрные приборы измерения артериального давления и гигроскопических измерений изменения положения биообъекта; разрабатывать информационно-аналитические модели кибернетического характера функциональных и физиологических систем организма. Владеть:методами моделирования на аналоговых элементах, пакетами статического и анализа данных и моделирования (Excel, MatCad, MathLab); пакетами прикладных программ, позволяющих моделировать элементы управляющих подсистем основных физиологических систем организма. Методами подготовки аннотаций, резюме, реферата докладываемого материала; методами коррекции объема содержания авторского текста в докладываемом материале.   Дополнительно к пороговому уровню обучающийся должен: Знать:Правила анализа физиологических систем: АСС – анализ системы структурный, АСФ – анализ системы функциональный, САС – сравнительный анализ систем, АРР-ВС – анализ различных результатов взаимодействия систем. Моделирование функциональных систем. Функциональные состояния оператора в профессиональной деятельности: оперативный покой, тревожность, монотония, психоэмоциональный стресс, психическая напряженность, утомление. Логическая деятельность мозга. Метаболические осцилляторы и циклы. Нейронная организация проекционных структур анализаторов. Нейронные ансамбли. Модели нейронной организации аналитико-статистических процессов в коре мозга. Моделирование деятельности сердечно-сосудистой системы. Математические модели регуляции дыханием. Информационный эквивалент функциональных систем. Исполнительные механизмы функциональных систем. Системогенез. Искусственные иммунные сети. Моделирование и анализ: управление в системе кровообращения, управление искусственным кровообращением, регуляция в системе органов дыхания, регуляция обменом веществ, терморегуляция. Уметь: осуществлять классификацию функциональных состояний организма, моделировать прирост биомассы, анализировать самоорганизационные модели клеточного метаболизма, гуморального и эндокринного управления, описывать модель гипофиза, планировать и проводить эксперименты по исследованию систем управления искусственного кровообращения, органов дыхания («задержка дыхания»), терморегуляции.анализировать иерархические кибернетические модели саморегуляции биологических макросистем.   Владеть: методами вычислительного моделирования регуляции обмена веществ и терморегуляции; средствами (программным инструментарием) проектирования систем экспериментального исследования характеристик человека как звена эргатической системы; методами оценки значений качественных показателей автоматизированных рабочих мест врачей различной специализации. Дополнительно к продвинутому уровню обучающийся должен: Знать: Синергия оплодотворения. Способность организма к регенерации. Искусственные иммунные сети. Экспериментальные исследования биологического действия электромагнитных полей. Целенаправленный случайный поиск, эвристическое принятие решений и программы поведения. Алгоритм управления системы поддержки врача рефлексотерапевта. Возможности внешнего и внутреннего антропогенного управления региональной заболеваемостью. Проблемы моделирования когнитивной эволюции. Уметь: планировать и осуществлять эксперименты анализа открытых, сложных и живых систем на основе методологий целенаправленного случайного поиска и эвристик. Владеть: навыками оценки качественных характеристик диагностических и прогностических моделей прогнозирования состояния физиологических процессов и систем в норме и патологии; пакетами прикладных программ для решения задач оптимизации терапевтического воздействия на регуляторные механизмы физиологических систем по анализу кибернетических моделей различных иерархических уровней; элементами автоматизации разработки технической документации и основами ТРИЗ (в области проектирования автоматизированных информационных систем различных иерархических уровней).

 

 

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Таблица 7.3 Паспорт комплекта оценочных средств для текущего контроля

 

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Код к-уемой компетенции (или её части) Технология формирования Оценочные средства Описание шкал оценивания
Наименование, (контрольные вопросы к работам) № заданий
             
  Общие проблемы биокибернетики. Введение в физиологическую кибернетику. ОПК-5 Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ПЗ6, ПЗ13 Указаны в МУ Согласно табл.7.2.
  Основные принципы физиологического мышления с позиций кибернетики и системного подхода. ОПК5, ПК-8 Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ЛР2, ЛР4 Указаны в МУ Согласно табл.7.2.
  Основные положения теории функциональных систем. Кибернетическое представление и анализ физиологических систем. ОПК5, ПК-8 Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ПЗ1, ПЗ7, ПЗ10, ПЗ11, ПЗ15, ЛР3, ЛР7 Указаны в МУ Согласно табл.7.2.
  Паттерны функциональных состояний. ОПК5, ПК8, ПК4 Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ЛР1, ЛР5 Указаны в МУ Согласно табл.7.2.
  Информационно-управляющая деятельность мозга. ПК4, ПК-8 Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ПЗ2, ПЗ4,, ПЗ11, ЛР12 Указаны в МУ Согласно табл.7.2.
  Саморегуляция внутренних процессов.   ОПК5, ПК4, ПК8   Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ПЗ3, ПЗ8, ПЗ9, ЛР11 Указаны в МУ Согласно табл.7.2.
7. Саморегуляция вегетативных функций. ОПК5, ПК4, ПК8 Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ПЗ12 Указаны в МУ Согласно табл.7.2.
8. Гуморальный и нервный механизмы управления. Механизмы поддержания внутренней среды.   ОПК5, ПК4, ПК8   Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ПЗ6, ПЗ14, ПЗ16, ЛР10 Указаны в МУ Согласно табл.7.2.
  Регуляция движением. Экзоскелеты как кибернетические БТС.   ОПК5, ПК8   Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ПЗ5 Указаны в МУ Согласно табл.7.2.
  Моделирование физиологических систем (примеры). Моделирование рефлекторной системы человека.   ПК4, ПК8   Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ПЗ16, ЛР6, ЛР8 Указаны в МУ Согласно табл.7.2.
  Физиологическая кибернетика растений.   ОПК5, ПК4, ПК8   Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ПЗ13 Указаны в МУ Согласно табл.7.2.
  Взаимодействие биологических систем с внешними факторами. Региональная заболеваемость – как объект автономной системы управления здоровьем региона.   ОПК5, ПК4, ПК8   Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ПЗ17, ПЗ18, ЛР8, ЛР9 Указаны в МУ Согласно табл.7.2.
13. Перспективы использования физиологической кибернетики: новые микропроцессорные технологии для охраны жизни и здоровья; многомерный образ человека – перспективы создания единой науки о человеке.   ОПК5, ПК4, ПК8   Изучение материалов лекций, лабораторного практикума, СРС – см. п.4 ПЗ17, ПЗ18, ЛР7   Указаны в МУ Согласно табл.7.1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: