Интенсификация процессов развития образования

Изменения в образовании в Древнем мире и в Средневековье происходили в основном эволюционным путем. Темпы этих изменений были относительно небольшими. Но начиная с Нового времени, ситуация кардинально меняться.

В этот период в западноевропейских странах шло становление национальных государств. Утверждались рыночные отношения и новые способы ведения хозяйства. Потребности социально-экономического развития стран стали играть все возрастающую роль в стимулировании развития образования. Получаемое людьми образование должно было обеспечить им овладение знаниями, необходимыми для практической жизни. В этих условиях вопросы образования стали занимать все более заметное место в жизни общества. Инициатива открытия школ в большинстве западноевропейских стран начинает переходить от общества к государству. Принцип сословности, в соответствии с которым лучшее образование предназначалось для аристократии и духовенства, все более ощутимо входил в противоречие с потребностями общественного развития.

В XVIII веке в западноевропейских странах нарастало движение за обновление школьного образования. В результате принятых законодательных актов посещение начальной школы становится гражданской обязанностью, происходит отказ от прежней образовательной модели, основанной на учении схоластов. В разных странах создаются проекты реформ образования.

В XIX в. произошли существенные изменения не только в начальном, но и среднем образовании: расширилась сеть средних школ, наряду с классическими школами возникли реальные школы (учебные заведения, ориентированные на практические потребности жизни выпускников). В последней трети XIX в. крупнейшие страны Западной Европы и США вступили в новую стадию социально-экономического развития, связанную с индустриальной революцией. Это вновь потребовало реформирования образования. Развивающаяся промышленность, оснащалась новым оборудованием и нуждалась в квалифицированных рабочих, способных работать на нем. Происходило повсеместное усиление участия государства в управлении образованием и изменении характера деятельности общеобразовательных школ.

В России в XVIII-XIX в.в. так же, как в странах Западной Европы и США, произошли крупные изменения в системе образования. Они были начаты царем Петром I. При нем русская церковь, имевшая до того монополию на образование, была подчинена светской власти и образование перешло в ведение государства. Процесс огосударствления образования способствовал новому его пониманию, проникновению в него новых начал. Обучение стало более разнообразным, отвечающим потребностям государственной службы.

Во второй половине XVIII в. в период правления Екатерина II предпринимались попытки реализовать сначала реформу образования по плану, предложенному И.И. Бецким (безуспешную), и позднее по плану Ф.И. Янковича де Мириево (во многом осуществленному).

По плану де Мириево по всей России во всех городах и крупных селах должны были создаваться народные училища двух типов: в губернских городах – главные народные училища со сроком обучения 5 лет, а в уездных городах и селах – малые народные училища со сроком обучения 2 года. Народные училища, открывавшиеся в эпоху Екатерины II, стали принципиально новым типом учебных заведений, в которых обучение организовывалось на основе классно-урочной системы.

Следующие крупные реформы образования в России были проведены в 1803-1804 и 1864 г.г. Изменения в образовании произошли также в 1819 г. и в 1828-1835 г.г..

Александровская реформа (1803-1804 г.) имела ярко выраженную либеральную направленность и была во многом продолжением реформ, начатых Екатериной II. В основе этой реформы лежала идея просветительства. Она предусматривала всесословность образования, обеспечение преемственности всех звеньев системы образования. Государство брало на себя финансирование средней и высшей школы. Заботы о начальном образовании возлагались на помещиков.

Реформа 1860-х годов была самой прогрессивной и крупномасштабной из всех ранее проведенных. Ее основная идея — развитие человека. Эта реформа реально утвердила всесословность образования, создала условия для самостоятельности школ, учительского творчества, формирования особой системы женского образования, обновления высшей школы, вводила элементы государственно-общественного управления образованием в виде губернских и уездных училищных советов. Несмотря на сильное противодействие, она дала импульс для всего последующего развития образования в России.

К концу XIX века в разных странах сформировались массовые системы образования, сложились основные звенья и типы учебных заведений, сохранившиеся в основном до нашего времени. Ведущую роль в развитии образования в этот период играли экономические и политические факторы.

В XX столетии темпы общественного развития продолжали нарастать и периоды между крупными изменениями в системах образования ведущих стран мира все более сокращались.

В первой половине XX столетия в Западной Европе и США произошли значительные изменения в образовательных институтах, прежде всего в общеобразовательной школе. В этот период отчетливо проявились тенденции перестройки школы, но изменения происходили и на других уровнях образования.

В России после революции 1917 года была разрушена старая система образования и начала создаваться новая. Вместо существовавших в прежней системе народных школ, гимназий, реальных училищ, лицеев предполагалось создать Единую трудовую школу. Создание такой школы потребовало разработки нового содержания и методов общего образования. Его отработка велась на протяжении многих лет. В 1920-30-х годах в содержание учебных программ периодически вносились существенные изменения.

1930-е годы стали периодом проведения контрреформ, направленных на уничтожение достигнутых в предыдущее десятилетие прогрессивных изменений. В эти годы в школу было введено полное единообразие, был ужесточен контроль за ее деятельностью, резкого уменьшились возможности для какого-либо творчества. Следствием этого стало функционирование школы в режиме "трех Е" — единообразия, единомыслия, единоначалия.

В середине ХХ столетия развернувшаяся научно-техническая революция настоятельно потребовала коренных изменений в существующей системе образования. Начиная с 1960-70-х годов, шло нарастание неудовлетворенности общественности и властных структур большинства развитых стран существующим школьным образованием. Оно подвергалось резкой критике в многочисленных публикациях. В своей знаменитой книге "Кризис образования в современном мире", вышедшей в 1968 г., один из наиболее авторитетных ученых в области образования Ф. Кумбс констатировал, что кризис образования носит глобальный характер. На Международной конференции "Мировой кризис образования", проведенной в 1969 г., было отмечено, что отставание образования от ускоряющихся темпов реорганизации в других социальных сферах приводит к серьезным негативным последствиям1.

Во многих странах предпринимались реформы, ставившие главной целью повышение качества образования. Однако они, повсеместно не приводили к желаемым результатам. Через 20 лет Ф. Кумбс опубликовал новую книгу под прежним названием, но с добавлением: "Взгляд из 80-х годов". В ней он показал, что проблемы образования не только не решены, но стали еще острее.

 
 
  Мировой кризис образования ...В последние десятилетия образование само переживает глу­бокий кризис. На Западе этот тезис получил широкое признание. "Кри­зис образования" стал там одним из самых употребительных терминов в социологическом и педагогическом лексиконе. Ему посвящены де­сятки монографий и сотни статей. Констатации серьезного кризиса образования встречаются не только в научной и публицистической литературе. В таком же ключе звучат оценки, содержащиеся в официальных документах и в высказываниях видных государственных деятелей западных стран в 1980—90-х г.г.... ...Кризис образования — сложное и емкое понятие, отнюдь не тождественное абсолютному упадку. Нельзя утверждать, что учебные заведения год от года становятся все хуже во всех аспектах своей деятельности. Развитие систем непрерывного образования, модернизация содержания и методов обучения, широкое использование в учебных заведениях новейших технических средств и т.п. — во всем есть немало положительного. Да и сам кризис имеет не только негативные аспекты. В условиях развитой социальной инфраструктуры он создает объективные предпосылки для результативных поисков новых путей, новых способов эффективного решения назревших проблем. Тем не менее несомненно, что системы образования во всех страна обнаруживают, хотя и в разных формах и в разной степени, несоответствие объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Всюду сохраняется, а в ряде стран даже углубляется разрыв между растущими социальными потребностями в образовании и реальными возможностями их удовлетворения. Не преодолено фундаментальное противоречие между естественным правом человека на получение широкого круга полноценных, жизненно важных знаний — и традиционной системой образования. Все это и составляет сущность кризиса образования в современном мире. ______________________________________________________________________ Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. - М., 2003. - С. 137-138  

 

 


Позднее уже в 1990-х годах российские ученые, анализируя кризисную ситуацию в отечественной школе, констатировали, что о кризисе школы говорят во всех цивилизованных странах США, Англии, и др. причем раскрытие признаков кризиса всюду более или менее сходно: снижение престижности знаний, уровня успеваемости, значительный процент функциональной неграмотности, невысокая квалификация учителей и т.д1.

Главной особенностью процессов развития образования во второй половине ХХ века стало превращение их из дискретных (когда относительно короткие периоды реформирования сменялись периодами простого функционирования) в непрерывные. Не успевала завершиться одна реформа образования, как уже начиналась другая.

 

 
 
Реформы образования – важный аспект социальной политики современных государств Реформы и кризис — органически взаимосвязанные явления. Серь­езные реформы социальных институтов, включая и образование, не проводятся при удовлетворительном и относительно благополучном состоянии: "от добра добра не ищут". Реформы предпринимаются то­гда, когда становятся очевидными серьезные недостатки, пороки и осознается необходимость предотвратить дальнейшее ухудшение си­туации. Именно задачей преодоления кризиса обусловлен процесс ре­формирования образования в современном мире. В развитых странах модернизация образования идет фактически не­прерывно в течение многих десятилетий. В организацию, структуру и деятельность разных звеньев системы образования постоянно вносятся те или иные изменения. Но они часто не решают постепенно накапли­вающихся и обостряющихся проблем, ведущих к углублению кризиса. Поэтому периодически назревает потребность в проведении фундамен­тальных реформ, которые как бы подводят итог предыдущим этапам развития и создают предпосылки для последующей позитивной эволю­ции, стремясь ответить на вызов времени.... В последние десятилетия реформирование образования приняло по­истине глобальные масштабы. В зарубежной литературе нередко упот­ребляется выражение "эпидемия реформ образования". И действитель­но, вне этого процесса фактически не остается ни одна страна совре­менного мира. _________________________________________________________________ Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. - М., 2003. – С. 144-145  

 

 


Наиболее интенсивные и широкомасштабные изменения в образовании происходили в странах Западной и Центральной Европы. В конце XX века появился даже термин "европейское измерение в образовании". Он обозначает прежде всего опыт, стимулирующий новейшие ориентации в образовании и реализуемый всеми европейскими партнерами. В основе предлагаемых методов и подходов лежат ценности и методы активной и альтернативной педагогики, исследования социальной психологии, конструктивистской эпистемологии, антропологии и науки о коммуникации1.

В 1993 г. Европейский Союз принял документ под названием "Белая книга: вызовы и пути вхождения в XXI век". В этом документе в качестве глобальной цели определено: предложить образование и подготовку, которые развиваются на протяжении всей жизни.

В России крупные реформы образования проводились в конце 1950 - начале 1960-х годов, в середине 1960-х годов, в 1984 г. В промежутках между этими реформами вводились изменения, оказывавшие влияние на содержание образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: