Изменения в образовании в Древнем мире и в Средневековье происходили в основном эволюционным путем. Темпы этих изменений были относительно небольшими. Но начиная с Нового времени, ситуация кардинально меняться.
В этот период в западноевропейских странах шло становление национальных государств. Утверждались рыночные отношения и новые способы ведения хозяйства. Потребности социально-экономического развития стран стали играть все возрастающую роль в стимулировании развития образования. Получаемое людьми образование должно было обеспечить им овладение знаниями, необходимыми для практической жизни. В этих условиях вопросы образования стали занимать все более заметное место в жизни общества. Инициатива открытия школ в большинстве западноевропейских стран начинает переходить от общества к государству. Принцип сословности, в соответствии с которым лучшее образование предназначалось для аристократии и духовенства, все более ощутимо входил в противоречие с потребностями общественного развития.
|
|
В XVIII веке в западноевропейских странах нарастало движение за обновление школьного образования. В результате принятых законодательных актов посещение начальной школы становится гражданской обязанностью, происходит отказ от прежней образовательной модели, основанной на учении схоластов. В разных странах создаются проекты реформ образования.
В XIX в. произошли существенные изменения не только в начальном, но и среднем образовании: расширилась сеть средних школ, наряду с классическими школами возникли реальные школы (учебные заведения, ориентированные на практические потребности жизни выпускников). В последней трети XIX в. крупнейшие страны Западной Европы и США вступили в новую стадию социально-экономического развития, связанную с индустриальной революцией. Это вновь потребовало реформирования образования. Развивающаяся промышленность, оснащалась новым оборудованием и нуждалась в квалифицированных рабочих, способных работать на нем. Происходило повсеместное усиление участия государства в управлении образованием и изменении характера деятельности общеобразовательных школ.
В России в XVIII-XIX в.в. так же, как в странах Западной Европы и США, произошли крупные изменения в системе образования. Они были начаты царем Петром I. При нем русская церковь, имевшая до того монополию на образование, была подчинена светской власти и образование перешло в ведение государства. Процесс огосударствления образования способствовал новому его пониманию, проникновению в него новых начал. Обучение стало более разнообразным, отвечающим потребностям государственной службы.
|
|
Во второй половине XVIII в. в период правления Екатерина II предпринимались попытки реализовать сначала реформу образования по плану, предложенному И.И. Бецким (безуспешную), и позднее по плану Ф.И. Янковича де Мириево (во многом осуществленному).
По плану де Мириево по всей России во всех городах и крупных селах должны были создаваться народные училища двух типов: в губернских городах – главные народные училища со сроком обучения 5 лет, а в уездных городах и селах – малые народные училища со сроком обучения 2 года. Народные училища, открывавшиеся в эпоху Екатерины II, стали принципиально новым типом учебных заведений, в которых обучение организовывалось на основе классно-урочной системы.
Следующие крупные реформы образования в России были проведены в 1803-1804 и 1864 г.г. Изменения в образовании произошли также в 1819 г. и в 1828-1835 г.г..
Александровская реформа (1803-1804 г.) имела ярко выраженную либеральную направленность и была во многом продолжением реформ, начатых Екатериной II. В основе этой реформы лежала идея просветительства. Она предусматривала всесословность образования, обеспечение преемственности всех звеньев системы образования. Государство брало на себя финансирование средней и высшей школы. Заботы о начальном образовании возлагались на помещиков.
Реформа 1860-х годов была самой прогрессивной и крупномасштабной из всех ранее проведенных. Ее основная идея — развитие человека. Эта реформа реально утвердила всесословность образования, создала условия для самостоятельности школ, учительского творчества, формирования особой системы женского образования, обновления высшей школы, вводила элементы государственно-общественного управления образованием в виде губернских и уездных училищных советов. Несмотря на сильное противодействие, она дала импульс для всего последующего развития образования в России.
К концу XIX века в разных странах сформировались массовые системы образования, сложились основные звенья и типы учебных заведений, сохранившиеся в основном до нашего времени. Ведущую роль в развитии образования в этот период играли экономические и политические факторы.
В XX столетии темпы общественного развития продолжали нарастать и периоды между крупными изменениями в системах образования ведущих стран мира все более сокращались.
В первой половине XX столетия в Западной Европе и США произошли значительные изменения в образовательных институтах, прежде всего в общеобразовательной школе. В этот период отчетливо проявились тенденции перестройки школы, но изменения происходили и на других уровнях образования.
В России после революции 1917 года была разрушена старая система образования и начала создаваться новая. Вместо существовавших в прежней системе народных школ, гимназий, реальных училищ, лицеев предполагалось создать Единую трудовую школу. Создание такой школы потребовало разработки нового содержания и методов общего образования. Его отработка велась на протяжении многих лет. В 1920-30-х годах в содержание учебных программ периодически вносились существенные изменения.
1930-е годы стали периодом проведения контрреформ, направленных на уничтожение достигнутых в предыдущее десятилетие прогрессивных изменений. В эти годы в школу было введено полное единообразие, был ужесточен контроль за ее деятельностью, резкого уменьшились возможности для какого-либо творчества. Следствием этого стало функционирование школы в режиме "трех Е" — единообразия, единомыслия, единоначалия.
В середине ХХ столетия развернувшаяся научно-техническая революция настоятельно потребовала коренных изменений в существующей системе образования. Начиная с 1960-70-х годов, шло нарастание неудовлетворенности общественности и властных структур большинства развитых стран существующим школьным образованием. Оно подвергалось резкой критике в многочисленных публикациях. В своей знаменитой книге "Кризис образования в современном мире", вышедшей в 1968 г., один из наиболее авторитетных ученых в области образования Ф. Кумбс констатировал, что кризис образования носит глобальный характер. На Международной конференции "Мировой кризис образования", проведенной в 1969 г., было отмечено, что отставание образования от ускоряющихся темпов реорганизации в других социальных сферах приводит к серьезным негативным последствиям1.
|
|
Во многих странах предпринимались реформы, ставившие главной целью повышение качества образования. Однако они, повсеместно не приводили к желаемым результатам. Через 20 лет Ф. Кумбс опубликовал новую книгу под прежним названием, но с добавлением: "Взгляд из 80-х годов". В ней он показал, что проблемы образования не только не решены, но стали еще острее.
|
|
|
Позднее уже в 1990-х годах российские ученые, анализируя кризисную ситуацию в отечественной школе, констатировали, что о кризисе школы говорят во всех цивилизованных странах США, Англии, и др. причем раскрытие признаков кризиса всюду более или менее сходно: снижение престижности знаний, уровня успеваемости, значительный процент функциональной неграмотности, невысокая квалификация учителей и т.д1.
Главной особенностью процессов развития образования во второй половине ХХ века стало превращение их из дискретных (когда относительно короткие периоды реформирования сменялись периодами простого функционирования) в непрерывные. Не успевала завершиться одна реформа образования, как уже начиналась другая.
|
Наиболее интенсивные и широкомасштабные изменения в образовании происходили в странах Западной и Центральной Европы. В конце XX века появился даже термин "европейское измерение в образовании". Он обозначает прежде всего опыт, стимулирующий новейшие ориентации в образовании и реализуемый всеми европейскими партнерами. В основе предлагаемых методов и подходов лежат ценности и методы активной и альтернативной педагогики, исследования социальной психологии, конструктивистской эпистемологии, антропологии и науки о коммуникации1.
В 1993 г. Европейский Союз принял документ под названием "Белая книга: вызовы и пути вхождения в XXI век". В этом документе в качестве глобальной цели определено: предложить образование и подготовку, которые развиваются на протяжении всей жизни.
В России крупные реформы образования проводились в конце 1950 - начале 1960-х годов, в середине 1960-х годов, в 1984 г. В промежутках между этими реформами вводились изменения, оказывавшие влияние на содержание образования.