Как возникла педагогическая инноватика?

 

Опыт развития образования в середине XX - начале XXI в.в. отчетливо показал необходимость научного обеспечения этих процессов. Выявившиеся проблемы с обеспечением их эффективности, рождали множество вопросов.

· Почему проводимые реформы образования не приводят к желаемым результатам?

· Почему одни новшества распространяются быстро, а другие остаются невостребованными, хотя они объективно полезны?

· Почему одни и те же новшества, внедряемые в разных образовательных учреждениях, дают очень разные результаты?

· Почему одни образовательные учреждения и педагоги активно ищут новое и стремятся учиться, а другие ведут себя пассивно и не хотят отказываться от того, что уже морально устарело?

· Как оценивать новшества, чтобы не ошибиться в выборе?

· Почему возникает сопротивление нововведениям?

· Как преодолевать такое сопротивление?

· Что и как нужно делать, для того чтобы осуществляемые изменения были эффективными?

Эти и другие вопросы приобретали все более важное значение. Однако в большинстве случаев обнаруживалось, что дать достаточно обоснованные ответы на них невозможно, поскольку для этого нет соответствующих знаний. Чтобы такие знания появились, нужно было проводить специальные исследования и разработки.

Потребность в знаниях о том, как сделать эффективными процессы изменений, еще раньше, чем в образовании, была осознана в сфере экономики. Возросшая конкуренция между фирмами требовала интенсификации их обновления для получения преимущества в конкурентной борьбе. Одним из следствий этого стало усиление внимания к изучению проблем обеспечения эффективности изменений. Основоположниками новой научной дисциплины, получившей название инноватика считают немецких ученых В. Зомбарта и В. Метчерлиха, а также австрийского экономиста Й. Шумпетера.

Исследователи отмечают, что обращение к проблемам инноватики и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явились результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе.

Развитие научных интересов в этом направлении обнаружило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его анализу. Это определило необходимость осознания того, что инновационные процессы требуют системного, целостного изучения с учетом фак­торов, касающихся как собственно нововведений, так и их социо­культурной среды.

Инноватика складывалась как междисциплинарная область ис­следований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 70-м годам ХХ века наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью1.

Инновационные процессы в образовании стали предметом специального изучения примерно с конца 1950-х годов. Первоначально исследователями решалась задача обобщения педагогических новшеств и информирования о них общественности. В последующем круг задач значительно расширился. Стали исследоваться процессы оценки педагогических новшеств, их внедрения, педагогическое творчество учителей, опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях, управление процессами изменений, препятствия на пути распространения и освоения педагогических новшеств и др. По мере расширения и углубления исследований процессов изменений в образовании все более актуализировалась потребность в интеграции получаемых знаний и их обобщении. Это стало началом оформления новой научной дисциплины, получившей название педагогическая инноватика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: