Жизненный цикл нововведения

 

Нововведения тоже имеют свой жизненный цикл, и он отличается от жизненного цикла новшества. Жизненный цикл нововведения – это последовательность стадий движения новшества в конкретной школе. Он начинается с осознания проблемной ситуации в педагогической системе школы, т.е. ситуации, когда обнаруживается актуальная потребность в полном

Жизненный цикл нововведения– это последовательность стадий внедрения и использования новшества в конкретной школе от выявления потребности в изменении педагогической системы, до перехода в режим рутинного использования внедренного новшества.
или частичном ее изменении, а заканчивается тем, что нововведение заменяется чем-то более прогрессивным. Здесь следует обратить внимание на то, что жизненный цикл нововведения, как и жизненный цикл, новшества заканчиваются одним и тем же – прекращением использования.

Однако прекращение использования нововведения (а значит и соответствующего новшества) в данной школе еще не означает прекращения жизненного цикла этого новшества. Оно может еще долго использоваться в других школах.

Стадии жизненного цикла нововведений зависят от того, как приходит внедряемое новшество в школу. В одних случаях потребность в изменении педагогической системы школы актуализируется в результате выявления ее недостатков. В этом случае нужен поиск новшеств, внедрение которых позволит устранить выявленные недостатки. В других случаях проблемная ситуация возникает из-за того, что поступает информация о новых разработках, которые могут быть полезными для повышения качества работы школы. Но если в первом случае проблемная ситуация порождается изменением требований к результатам или способам образования, то во втором – открывшимися возможностями что-то делать лучше, чем это делалось ранее.

В ситуации, когда выявлена необходимость изменений педагогической системы школы, жизненный цикл нововведения проходит следующие стадии:

· определение потребности в изменениях;

· поиск новшеств вовне, использование которых могло бы улучшить ситуацию;

· оценка альтернатив и выбор новшества для внедрения;

· внедрение новшества;

· институализация (от лат. institutum – установление) или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики;

· отказ от дальнейшего использования.

В том случае, если поиск новшеств, пригодных для решения проблемы не даст результатов, структура жизненного цикла нововведения будет иной:

· определение потребности в изменениях;

· оценка ситуации и принятие решения о разработке новшества;

· разработка новшества;

· опытная апробация новшества;

· внедрение новшества;

· институализация новшества;

· отказ от дальнейшего использования.

Когда проблемная ситуация возникает при выявлении возможности улучшить педагогическую систему школы, т.е. при получении информации о новшестве, внедрение которого может быть полезным для повышения качества работы школы, нововведение проходит следующие стадии:

· оценка новшества и принятие решения о его внедрении;

· предварительное внедрение новшества;

· полное внедрение новшества;

· институализация новшества;

· отказ от дальнейшего использования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: