В большинстве случаев внедрение новшества осуществляет не один человек, а группа. Ее называют рабочей группой проекта. В состав группы могут входить не только сотрудники школы, но и специалисты, ученые из других организаций.
|
Рабочие группы создаются по решению руководства школы. Но само по себе определение состава участников внедрения новшества – это только этап их формального объединения в группу. Прежде, чем она окажется способной эффективно функционировать, в ней будут проходить процессы структурирования, самоопределения, формирования коммуникационных сетей и др. На рисунке 15 представлены основные стадии становления группы как субъекта реализации внедренческого проекта.
|
Рис. 15. Стадии формирования рабочей группы
На стадии формирования члены группы находятся в ситуации неопределенности. Они плохо представляют, чего ждут от каждого из них. На этой стадии участники проекта не только узнают о его общих целях, но и осознают себя членами группы.
Для стадии брожения характерно проявление участниками проекта различий в интересах, представлениях, мнениях, и возникновение между ними напряжений и конфликтов. Члены группы обнаруживают, что те, с кем им предстоит вместе работать, имеют специфические интересы, другие приоритеты или руководствуются иными мотивами. Разногласия возникают и по поводу того, что нужно делать и кто будет делать. Некоторые участники проекта выражают недовольство тем, что работа в группе занимает слишком много времени, в то время как им приходится участвовать в решении задач. Стадия брожения длится большую часть процесса планирования совместной работы. Какие-то группы на этом этапе "разваливаются", другие либо приспосабливаются к различиям, либо жестко подавляют "бунт на корабле", либо открыто обсуждают противоречия. На этом этапе особенно существенна роль руководителя группы, от действий которого зависит как продолжительность стадии брожения, так и ее результаты.
Стадия нормирования (стабилизации) наступает как правило в конце процесса планирования. На этой стадии происходит формирование организационной структуры группы, общих норм совместной работы. Члены группы уже имеют достаточно четкие представления об особенностях друг друга. Они начинают конструктивно приспосабливаться к свом коллегам, находят адекватные способы совместной работы, формируют набор общепринятых норм ожидаемого поведения, согласуют подход к выполнению задания. Участники проекта принимают на себя те или иные роли в группе. Члены команды находят общий язык, что приводит к возрастанию эффективности их совместной деятельности. Напряжения, существовавшие на предыдущей стадии спадают, и на передний план выходит цель совместной работы.
На стадии выполнения работы завершается становление группы как субъекта совместной деятельности. Каждый член группы выполняет принятые на себя обязательства, отношения в группе определяются содержанием совместной работы. Группа становится единым, целенаправленным субъектом, целью действий которого является реализация проекта. Члены группы ощущают свою причастность к совместной работе и ответственность не только за процесс, но и за отношения внутри группы.
Процесс группообразования завершается с окончанием проекта и расформированием рабочей группы.
Для эффективности работы всякой группы важнейшее значение имеет распределение обязанностей между ее членами, их роли и способы взаимодействия. Люди обладают разными знаниями, способностями, опытом, интересами. Поэтому важно, чтобы структура группы позволяла использовать сильные стороны ее членов.
В исследованиях групп были выделены роли их членов, баланс которых способствует эффективности групповой работы (см. табл. 8.2)
Исследования также показали, что наилучших результатов достигают группы, располагавшие:
· способным "председателем";
· сильным "генератором идей";
· по меньшей мере одним "интеллектуалом", стимулирующим "генератора идей";
· "математиком" – сотрудником, способным вовремя "просчитать" недостатки обсуждаемых предложений.
Таблица 8.2.
Роли членов группы[14]
Тип | Характеристики |
Исполнитель | Дисциплинированный, надежный, консервативный и эффективный. Умеет реализовать идеи в практических действиях |
Координатор | Зрелый, уверенный, хороший председатель. Умеет четко формулировать цели, продвигает решения, делегирует полномочия |
Организатор | Динамичный, бросает вызов, оказывает давление. Его мужество и энергия позволяют преодолевать любые трудности, ненавидит проигрыши |
Генератор | Изобретателен, обладает богатым воображением – человек с идеями, умеющий решать нестандартные проблемы |
Искатель | Экстраверт, энтузиаст, общителен. Исследует возможности, устанавливает контакты, по природе своей – сетевой работник |
Математик | Рассудителен, проницателен, обладает стратегическим мышлением. Видит все альтернативы, все взвешивает – инспектор |
Командный игрок | Мягкий, восприимчивый, дипломатичный. Умеет слушать, предотвращает трения членов команды – чувствителен по отношению и к индивидам, и к ситуациям |
Финишер | Старателен и добросовестен. Ищет ошибки и упущения. Контролирует сроки выполнения поручений |
Специалист | Себе на уме, одиночка. Профессионал в узкой области знаний |