Ломка формы государственного единства

В конце 80-х годов прошлого века руководством СССР поддерживалась идея децентрализации СССР. Существовала точка зрения о необходимости предоставления союзным республикам широких политических и экономических прав. Однако события в республиках вышли за пределы представлений центра, который лишь фиксировал то, что делалось в республиках. Необходимо отметить, что единство СССР в значительной мере опиралось на единство КПСС. Процесс демократизации внутрипартийной жизни привел к изменению форм и методов партийной жизни, которые привели к ослаблению партийного воздействия.

Кризис КПСС, ее раскол, отстранение от власти открыли дорогу для проникновения и укоренения в сознании части населения и политического руководства республик идей сепаратизма и национализма. Переход к рыночным отношениям разрушил экономическое единство страны. Возникают межнациональные конфликты. Первым был конфликт в Нагорном Карабахе. Руководство СССР сказалось неспособным решить этот конфликт. К власти в республиках пришли националистически настроенные силы, которые начинают проводить антисоветскую, антикоммунистическую политику. Начался процесс суверенизации республик. 2 апреля 1990 года принимается Закон СССР «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР». В преамбуле Закона говорится, что он издается с целью усиления защиты прав и свобод граждан, пресечения деятельности различных националистических и сепаратистских объединений. В статье 4 говорилось об уголовной ответственности за публичные призывы к насильственному нарушению единства территории Союза ССР, союзных и автономных республик, автономных областей и округов. Были созданы правовые основы проведения политики, направленной на предотвращение распада СССР. Однако механизма реализации этого закона не было создано. 25 июля 1990 года был издан Указ Президента СССР «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, изъятии оружия в случае его незаконного хранения». Но выполнять данный указ уже было некому. Была осуществлена попытка заключения нового Союзного договора на новых правовых основах. 20 июня 1990 года была проведена первая рабочая встреча представителей республик по подготовке предложений к новому Союзному договору. Союзные лидеры заявили о возможности конфедеративных связей между республиками, что означало на практике отказ от Союза ССР как государства. В постановлении Съезда народных депутатов, принятым 25 декабря 1990 года, говорилось: «1. Необходимо сохранить старое название, целостность государства, преобразовав его в добровольный равноправный союз суверенных республик – демократичное федеративное государство. Обновление Союза должно основываться на волеизъявлении народов и принципах, изложенных в декларациях республик и автономий о государственном суверенитете, призвано обеспечивать равноправие всех граждан страны независимо от их национальности и места проживания; равноправие народов, их неотъемлемое право на самоопределение и свободное демократическое развитие, территориальную целостность субъектов федерации. 2. Необходимо продолжить работу над новым Союзным договором. Был согласован проект Договора о Союзе суверенных государств в Ново-Огареве. Он был опубликован. В составе СССР Российская Советская Федерация занимала особое место. Она обладала мощным экономическим, научным и культурным потенциалом. Но значительная часть предприятий, находившихся на территории РСФСР

имело общественное значение и находилась в ведении СССР». 12 июня 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете Российской Федеративной Социалистической республики». Съезд торжественно провозгласил суверенитет РСФСР на всей территории и заявил о решении создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Но в то же время в тексте Декларации говорилось о верховенстве Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР, признавалась возможность приостанавливать действия актов СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами. В этом документе можно проследить отказ от национально-территориального принципа построения федерации. 22 июня 1990 года было принято Постановление съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)». В этом Постановлении говорилось о закреплении за СССР Министерство обороны, КГБ, Министерство гражданской авиации, путей сообщения, морского флота, связи, энергетики и промышленности, оборонные отрасли промышленности. Из управления органов Союза ССР выводились Совет Министров РСФСР, МВД РСФСР. Был определен перечень сфер, переданных в ведение СССР. Продолжило и укрепило тенденцию ослабления СССР и принятие Закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». В соответствии с этим законом устанавливалось, что общесоюзная собственность представляет собой совместную собственность республик и республики имеют право на часть золотого запаса, алмазного и валютного фонда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: