1. Научное эссе
На одном из занятий студенты пишут эссе на тему «Моя научная идея» объемом 3 страницы. В качестве критериев выступают: полнота отражения стратегии будущего исследования, адекватность его научного аппарата; осознание социальной значимости и профессионального соответствия темы направлению обучения; готовность к развитию и реализации данной темы в будущей деятельности.
2. Реферат
Оценивается содержание, оформление, процедура защиты и презентация. В качестве дополнительных критериев выступают степень самостоятельности, уровни самоорганизации и самоконтроля, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
3. Исследовательский проект
Оценивается содержание, оформление, процедура защиты и презентация. В качестве дополнительных критериев выступают логичность исследовательской компоненты, степень самостоятельности, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
4. Конспектирование учебных и научных источников
Оценивается умение логически верно, аргументировано и ясно выделить и сформулировать концепцию в обрабатываемой литературе, аккумулировать основную идею, выстроить ее письменной речи. Также важно умение вписать выделенные концепции в контекст собственного исследования.
5. Статья, тезисы.
Оценивается содержательность, логичность изложения научной идеи, эстетизм, научный аппарат, соответствие требованиям к научным статьям и тезисам. За основу берется тема ВКР.
6. Презентация и речь для научного доклада
На одном из занятий проводится семинар-конференция «Методы научного исследования». Оценивается умение презентовать материал, содержательность и логичность презентации, логичность и полнота речи, ее соответсвие теме. Оценивается также умение уложиться в срок.
7. Формулировка темы и научного аппарата исследования
Оценивается умение в потоке входящей информации выделить главный вопрос, четко и корректно сформулировать тему, актуализировать проблемную область.
8. Решение кейсов.
Оценивается умение понять практическую ситуацию, правильно подобрать методы и определить технологию ее решения, обосновать выводы и презентовать полученные результаты. Также оцениваются навыки ведения полемики с оппонентами, навыки коммуникации с партнерами (в случае группового решения кейса).
9. Образец итогового теста
1. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов это:
А | Знание |
Б | Познание |
В | Наука |
2. Обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире это:
А | Познание |
Б | Наблюдение |
В | Эксперимент |
3. Объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, иначе говоря, всякое сознание существует в форме знания, которое есть творческое, динамичное измерение сознания это:
А | Творчество |
Б | Знание |
В | Миф |
4. Что из перечисленного является видом познания:
А | Художественно-образное |
Б | Религиозное |
В | Мифологическое |
Г | Мыслительное |
Д | Экологическое |
Е | Обыденно-практическое |
5.Что из перечисленного является критериями научности:
А | осуществляет предвидение будущего |
Б | методологическая рефлексия |
В | все ответы верны |
Г | познание объективных законов действительности |
Д | отсутствие объекта исследования |
Е | .исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета |
Ж | системность |
З | строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов |
И | специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности |
К | допускает принципиальную возможность эмпирической проверки |
6. Какие из перечисленных функций выполняет наука:
А | Культурную |
Б | Социальной регуляции |
В | Мировоззренческую |
Г | Производство научно-теоретического знания |
Д | Объяснения |
Е | Репрессирования |