Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Охарактеризуйте приемы уяснения воли законодателя. Перечислите всех, кто может дать официальное разъяснение правовых норм.
2. Назовите и раскройте виды толкования по способам (приемам), по степени обязательности и субъектам. Что такое распространительное толкование? Что следует понимать под ограничительным толкованием?
3. Составьте схему «Толкование правовых норм».
4. Каковы результаты толкования правовых норм при их уяснении и разъяснении?
5. К какому виду юридического толкования (казуальному, аутентическому, нормативному, доктринальному, обыденному) относятся:
а) рекомендации адвоката клиенту по вопросам наследования;
б) разъяснения о подоходном налоге в инструкции;
в) комментарий научных работников по вопросу привлечения экспертов к судебным расследованиям;
г) разъяснение судебной коллегии Верховного Суда РФ для конкретного юридического дела;
д) разъяснение, данное Правительством Москвы по поводу принятого им постановления?
|
|
6. Какие разъяснения закона (вид толкования) вправе давать Верховный Суд РФ?
Задание 2.
Выполните тестовое задание (тест №19)
Тема 20. Правомерное поведение. Правонарушение и юридическая ответственность 2 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение таких правовых категорий как: правонарушение, юридический состав правонарушения и его элементы, юридическая ответственность; формирование представления о целях и принципах юридической ответственности, об обстоятельствах, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность, о многообразии точек зрения в юридической науке по вопросу о видах юридической ответственности; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение рубежного контроля: контрольный срез № 3- тестирование, диктант по терминам.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Правовое и правомерное поведение.
2. Признаки и виды правомерного поведения.
3. Правонарушение: понятие и признаки.
4. Классификация правонарушений.
5. Состав правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
6. Юридическая ответственность: понятие и принципы.
7. Виды юридической ответственности.
Индивидуальные задания для студентов
Задание 1.
Проблемно-практические вопросы к теме:
1. Всегда ли правонарушение является чьим-то действием? Каковы признаки, раскрывающие юридическую суть деяния, являющегося правонарушением?
2. Может ли одно и тоже действие в одной стране считаться правонарушением, а в другой – поступком, достойным подражания? Если «да», то каков критерий разграничения правомерного и неправомерного поведения?
|
|
3. Считаются ли правонарушением аморальные действия, безнравственные поступки, нарушения партийной этики и дисциплины? Является ли правонарушением отказ от использования своих прав их обладателем?
4. Что такое позитивная и ретроспективная юридическая ответственность? Каковы функции юридической ответственности?
5. Что такое казус? В чем суть презумпции невиновности?
6. Задание на становление логического ряда: исключите лишнее понятие и назовите объединяющее перечисленные термины: маргинальное поведение, конформистское, привычное, обычное, социально-активное поведение, правонарушение.
7. На железнодорожной станции произошла драка между молодыми людьми. В драке А. перочинным ножом нанес ранение в руку Б. После значительной потери крови Б. был помещен в больницу, перевязан и положен на кровать у окна до прихода врача. Сердобольная медсестра открыла форточку, чтобы пострадавшему легче дышалось. Ослабление организма от потери крови в сочетании с действием сквозняка привели Б. в результате к смерти. Итак, смерть Б. в данном случае мы рассматриваем как результат. Что, по вашему мнению, явилось причиной этого результата? Иначе говоря, кого следует привлекать к ответственности?
Задание 2.
Выполните тестовое задание (тест №20)
Тема 21. Механизм правового регулирования 2 час.
Цель семинарского занятия –
Изучение категории «механизм правового регулирования общественных отношений», формирование представлений о его основных элементах и стадиях; уяснение вопроса об эффективности правового регулирования и путях его повышения; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий)
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Социальный механизм действия права
2. Правовое регулирование: понятие, способы, типы.
3. Предмет правового регулирования
4. Метод правового регулирования: общее понятие и классификация методов правового регулирования.
5. Механизм правового регулирования: понятие, стадии, элементы.