Факторы влияющие на прибыль и рентабельность можно классифицировать по различным признакам (Рисунок 7.3.)
![]() |
Рис. 7.3 - Факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
К внешним факторам (не зависящим от деятельности предприятий, но оказывающим значительное влияние на величину прибыли и рентабельности) относятся: природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций; инфляция и др.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные.
Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. Они подразделяются на экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.
|
|
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения и увеличения прибыли, повышения рентабельности через "качественные" изменения:
Ø повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов;
Ø совершенствование технологии производства;
Ø ускорение оборачиваемости оборотных средств;
Ø повышение квалификации и производительности труда персонала;
Ø снижение трудоемкости и материалоемкости продукции; совершенствование организации труда;
Ø более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
К внепроизводственным факторам относятся: снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
Основными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности организации, являются следующие:
Ø рост объема производства и реализации продукции;
Ø снижение себестоимости продукции;
Ø рост цен на реализуемую продукцию;
Ø изменения в структуре производимой и реализуемой продукции,
"улучшение" ассортимента.
Отмеченные выше факторы воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. В связи с тем, что подавляющую часть прибыли отчетного периода (90 – 95%) предприятия получают именно от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено особое внимание.
К факторам, непосредственно формирующим чистую прибыль, относятся в основном факторы, не зависящие от деятельности предприятия, а именно: нормативно-правовая база страны в части налогообложения.
Резервы увеличения чистой прибыли в данном случае заключаются в возможности использования льгот и преференций, предоставляемых государством в зависимости от особенностей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
|
|
Кроме названных, факторами, влияющими на величину прибыли предприятия являются также конкретные направления использования прибыли.
Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб.