Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого.
Марк Твен
Костюм — вовсе не такая неотъемлемая характеристика человека, как, скажем, телосложение или рост. Костюм человек волен выбрать себе сам, в частности, чтобы подчеркнуть, сделать более выразительными определенные черты своей личности, свои психологические и социальные качества.
В первую очередь элементы одежды служат знаками групповой принадлежности и для самого «носителя» костюма, и для окружающих его людей. Вместе с увеличением степени "иерархичности", «формализованности» общества или его частей и отдельных институтов растет роль костюма как опознавательного знака. Например, в армиях всего мира статус всегда фиксируется в мундире однозначно, и трудно представить себе армию без формы.
В любом обществе во времена усиления тоталитарной власти обязательно рассматриваются вопросы формы.
Вместе с демократизацией общества официальная роль одежды меняется. Сейчас, например, здесь нет запрещений и правил, каждый может надеть все, что захочет (на гребне демократических реформ поспешили отказаться даже от школьной формы). Тем не менее связь костюма и социальной роли остается достаточно сильной. Исследования показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить статус человека, примерно указать род его занятий.
|
|
На какие же признаки мы опираемся, делая такие выводы? В первую очередь мы на глазок определяем цену костюма — чем она выше, тем выше статус человека.
Возможность распознать человека по его одежде тоже не надо переоценивать. Ведь костюмы и платья сходного покроя носят самые разные люди, наделенные несравнимыми индивидуальными особенностями. Существует мода, которую нельзя соотнести с психологией личности. В целом в манере одеваться проявляются две противоречивые тенденции человеческой натуры: это, с одной стороны, стремление к интеграции, общности с другими, желание походить на тех, кто для тебя значим; с другой стороны — стремление утвердить свое Я, как-то выделиться из массы.
Главным образом эти склонности отражаются в излюбленном цвете одежды, о чем мы уже говорили. Стремление слиться с массой проявляется в выборе нейтральных, неброских цветов.
Выбор ярких, броских цветов отражает противоположную тенденцию. Если темные, нейтральные цвета предпочитают люди пожилого возраста, то яркая цветовая гамма характерна для молодежной моды, что естественно. В молодости особенно сильно стремление к самоутверждению, которое к старости сглаживается. Молодому человеку свойственна неуверенность, противоречивость чувств, мучительные поиски смысла существования.
|
|
Яркая одежда — зримый показатель этих настроений. Недаром психологи обратили внимание, что люди зрелого возраста в какие-то переломные моменты своей жизни (смена работы, разлука с любимым человеком, взросление детей) склонны одеваться в кричащие и доселе не характерные для них тона.
Фасон одежды сильно подвержен веяниям времени, и это затрудняет его психологическую трактовку. В самом общем виде можно выделить две основные тенденции в стиле одежды — консервативную и экстравагантную.
Человека в строгом костюме не стоит пытаться рассмешить грубоватым анекдотом или склонить к участию в авантюрном предприятии.
Экстравагантность в одежде отражает повышенное притязание на значимость. Часто оригинально и броско одеваются люди, которые скрыто ощущают, что недополучают желаемого признания и поощрения.
Важное значение имеет силуэт костюма. Как для женщин, так и для мужчин строгим считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, вольным — приближающийся к шару, с округлыми линиями.
Строгий силуэт лучше подходит для делового общения, тогда как вольный больше соответствует неформальным ситуациям. Если человек повсеместно придерживается одного силуэта, то это свидетельствует о его склонности к точности, порядку и дисциплине или вдохновенной импровизации.
Как галстук зрительно отделяет голову от тела, так пояс делит туловище на две части. На языке символов нижняя часть тела греховна, тогда как верхняя — нет. Средневековье подарило дамам широкий кожаный пояс, который информировал окружающих о том, что, дескать, верхняя половина никакого отношения к нижней не имеет, хоть зрительно они и вместе.
Весьма соблазнительно было бы судить о характере человека по его украшениям. Это, однако, довольно затруднительно, так как украшения очень часто остаются по наследству или в подарок, а потому ничего определенного не говорят о тех, кто их носит.
Обычно в глаза бросаются особо крупные украшения или их множество. Как правило, с их помощью каждому встречному посылается сигнал: «Я представляю собой больше, чем ты; у меня всего больше, чем у тебя; я превосхожу тебя». Жаль, конечно, если собственную значимость человеку приходится доказывать массивной золотой цепьюошейником. Но что поделаешь, если иного способа у него нет!
Существует интересный тест. Рассмотрим его сущность.