Встречают по одежке

Вы считаете себя доброжелательным, приятным в общении человеком, хорошей женой и матерью, образцовой хозяйкой, надежным работником... Но разделяют ли это мнение ваши родные и близкие, друзья и коллеги? Ведь так трудно порою взглянуть на себя со стороны. Может быть, предлагаемый тест поможет вам это сделать. Он, конечно, шуточный, но все же...

1. Стараетесь ли вы к каждому сезону покупать себе что-нибудь новое из одежды, даже если это не является необходимым? Да — 3 балла, нет — 0 баллов.

2. Какие ткани предпочитаете: однотонные (3 балла), набивные (2 балла) или у вас нет определенногопристрастия ни к тем, ни к другим (0 баллов)?

3. Какой стиль выбираете для себя: классический (О баллов), спортивный (3 балла), тот, что моден (5 баллов), остромодный (7 баллов)?

4. Хватает ли у вас смелости, чтобы в числе первых надевать самые экстравагантные вещи? Да — 5 баллов, в зависимости от обстоятельств — 3 балла, нет — О баллов.

5. Предпочитаете ли вы смелые сочетания цветов? Да — 5 баллов, изредка — 3 балла, нет — 1 балл.

6. Любите ли вы носить: спортивные блузки (3 балла), английские костюмы. (2 балла), юбки старого покроя (1 балл)?

7. Какой фасон шляпы предпочитаете: с широкими полями (7 баллов), типа «тюрбан» (4 балла), без полей (2 балла) или вы вообще не носите шляп (0 баллов)?

8. Какие сумочки вам больше нравятся: спортивные на ремне (4 балла), напоминающие по форме сундук (3 балла), «конверты» (2 балла) или любые, какие в моде (О баллов)?

9. Любите ли вы туфли на каблуке? Да — 3 балла, нет — 0 баллов.

10. Есть ли в вашем гардеробе хоть одна вещь, сделанная своими руками? Да — 3 балла, нет — 0 баллов.

11. Ваша любимая домашняя одежда: длинная юбка с блузкой или джемпером (5 баллов), брюки со свитером (3 балла) или вы просто донашиваете старые вещи (2 балла)?

12. Какие предпочитаете украшения: бусы (7 баллов), броши (5 баллов), кулоны (3 балла) простые цепочки (1 балл)?

13. Ваши любимые узоры на ткани: цветы (7 баллов), горошек (5 баллов), полосы (3 балла), геометрический рисунок (1 балл) или вы предпочитаете гладкие, ненабивные материалы (О баллов)?

А теперь подсчитайте баллы.

5—11 баллов. Вы человек осмотрительный, цените покой и стабильность, не спешите раскрывать свою душу, хотя всегда вежливы и приветливы с окружающими. С трудом завязываете новые знакомства, но уж если кто-то завоюет ваше расположение, то это надолго. Вы хорошая(ий) хозяйка (хозяин), к детям требовательны. На работе отличаетесь исполнительностью.

12—22 балла. Ваш характер противоречив: без особых поводов вы переходите от радости к грусти, от мрачного настроения к безудержному веселью. Любите жить в постоянном движении, часто меняете свои взгляды, что не всегда нравится окружающим. На работе отличаетесь быстротой, смекалкой, но такие периоды часто сменяются днями апатии.

23—37 баллов. Вы близки к «золотой середине», вам легко с окружающими, а им — с вами. Хорошо владеете собой, доброжелательны, но если нужно, способны на быструю реакцию. Вам удается завоевать доверие даже тех, кто поначалу неприязненно к вам относился. Хорошо справляетесь с работой. Ваш дом — это спокойная пристань для друзей.

Свыше 37 баллов. Вне зависимости от возраста вы молоды душой. Легко зажигаетесь и так же легко гаснете... Слишком впечатлительны, не умеете скрывать своих чувств. Это создает проблемы в общении с окружающими, осложняет их жизнь и вашу.

6.6. Цвет и религия

Для буддизма (Индия, Китай, Тибет, Япония и др.) характерно восприятие мира сквозь призму схожих цветовых символических обозначений. Иерархически расположены пять цветов: красный, белый, желтый, синий и зеленый.

Красный цвет дает образ жары, огня, солнца, смерти. Это атрибут ряда божеств потустороннего мира, например бога смерти (Индия), который одет в красный плащ. В Индии по канону, определяющему нормы женской красоты, у красивой женщины — пять вещей красного цвета: ладони, мочки ушей, подошвы ног, губы и «следы твоих ног, что поклонникам любы». Большое значение имеет чистота красного цвета. Он обозначает световую тропу «мудрости» (К. Юнг), где царят Мудрость и размышления, цвет активности, Божественного Творения.

Тусклый красноватый цвет обозначает прибежище несчастливых, неприкаянных душ, которые никогда не могут достичь освобождения от земных тягот в силу их прошлых прегрешений, сильных чувственных привязанностей, злобы или мести.

Белый цвет — символ воды, святости, просветления, бессмертия богов (атрибут богини любви и красоты, носившей белоснежное одеяние). Им обозначен священный белый конь, который олицетворяет не только день и свет, но и добро. В буддизме белый цвет Очищение, Пространство, Интуиция, Знание, Любовь, Порядок, Красота, Совершенство.

Дымчатый цвет говорит о зле в душе человека (тибетская «Книга мертвых»). Белый и красный передают идею конфликта между низшим и высшим духовными началами.

Черный — символ земли, подземного мира, хаоса — начального состояния тьмы, в котором находился мир до возникновения жизни. Черный — символ дурных дел и мыслей. Противопоставление белого и черного несет в себе идею непрестанной смены жизни и смерти, дня и ночи, цикличности времен года, борьбы добра и зла.

Оранжевый (желто-оранжевый) — цвет одежды буддийских лам и нищих аскетов, служивший символом отречения от земных благ и человеческого общества. Он воспринимался как цвет отречения, уединения, глубокой аскезы. В то же время это цвет неумолимого наказания за совершенные земные грехи (как на уровне сознания, так и на физическом; поэтому в одежду такого цвета одевали преступников перед казнью).

Желтый (золотой) — символизирует юг, добро, свет, огонь, тепло, щедрость, «мудрость восприятия» (К. Юнг), доброту, терпеливость, набожность. Обеспечивает гармонизацию жизненно важных процессов (органических, ментальных, дыхательных).

Зеленый — цвет земли, севера, судьбы. Зеленый цвет олицетворяет бесстрашие. Тусклый зеленый служил символом вражды, зависти, ревности.

Синий (голубой) — символ воздуха, неба, пространства, несет на землю мудрость буддийского учения; является в буддизме символом Разума, Сознания, высоты духовного просветления, символизирует силу. Его задача — уничтожение заблуждений и тупости. Темно-синий цвет обозначает уравновешенность, принцип сознательности, образ защитника и избавителя.

Мусульманская религия так же, как все религии мира, базируется на цветовом каноне. Распространение ислама происходит в начале VII века на территории Аравийского полуострова (Египет, Сирия, Ирак, Иран, Южная Аравия и др-)- Цветовая каноническая система основывается на символических трактовках, свойственных этим народам. Отношение к разным цветам у мусульман, начиная с периода средних веков, определяется влиянием христианства. Расширяется палитра цветов — к шести каноническим цветам добавляется еще три. Цвет становится одним из ведущих языков общества, отражая синтез логических форм познания мира/ В мусульманском каноне первые ме­ста в иерархии цветов принадлежат зеленому и белому.

Зеленый в исламе не имеет негативных значений. Это священный цвет. С одной стороны, он является земным цветом: природы, растений, которые дают пищу, тень, полезные материалы, красоту, зелень украшает песчаную пустыню. С другой — это цвет мусульманского рая, расположенного на седьмом небе и являющегося царством зеленого цвета.

Главная его ценность — четыре темно-зеленых сада. В раю зеленые не только деревья, но и одеяния и подушки для возлежания праведников, ангелы одеты в зеленый шелк, шитый золотом. Магомет выбрал зеленый цвет для своего знамени. Зеленую чалму имеет право носить толь­ко высшее духовное лицо. Зеленый цвет соединяет в себе земное и небесное начала.

В силу отношения мусульман к зеленому цвету особую ценность для них зеленые камни (чистых тонов, с ярким блеском). Этим требованиям более всего отвечает изумруд, который занимал первое место по ценности. Высоко ценились и другие камни зеленого цвета (топаз, хризолит, аквамарин, берилл, турмалин, александрит, а также камень с дополнительным оптическим эффектом — авантюрин).

Белый — считался священным цветом, знаком божественной чистоты и духовности. Он олицетворял все благое, светлое, доброе. Красота белого цвета воспевалась в поэзии и лирике Востока. В нем усматривался лучший цвет, который отражал достоинства. Паломники носят белые одежды, а мусульмане — белые тюрбаны как знак духовного очищения и перерождения. Священный конь Бурак также был белого цвета и имел на ногах белые крылья.

Серебро, жемчуг и хрусталь — носители белого цвета — главные украшения в раю. Серебро на Востоке ценится выше золота, поскольку это металл Луны, культ которой характерен для ислама. Но белый цвет — это и цвет траура, хотя его положительное значение сохраняется, так как смерть мусульманами не воспринимается трагически. Это переход к вечной жизни и покою.

Золотой — является священным в исламе и главным в земной иерархии цветов. Золото наилучшим образом ассоциировалось с солнцем и его светом. Мусульмане исследуют и описывают чудесные, целебные свойства, по которым ему нет равных среди других цветов на земле. Это «эликсир солнца», он дает счастье людям, прогоняет беды, лечит все болезни, особенно душевные. Считалось, что созерцание золота делает человека смелым, красивым, укрепляет ум и продлевает жизнь. По этой причине было принято дарить золото царям и богам.

Желтый — замещает и изображает золото, потому считается светоносным и златоподобным цветом. Но отмечаются и негативные ассоциации: это цвет разных болезней, ржавчины и др. Желтый (zairik, или желто-зеленый) — неприятный, ядовитый, вредный цвет, который характеризует злые и безобразные силы.

Красный (пурпурный) — заключает в себе свойства солнца и огня, поскольку он воспроизводит не только их сияние, но и тепло. Это священный и светоносный цвет, цвет силы, власти, жизни, любви, красоты, вина — в смысле духовного опьянения.

Считалось, что красный цвет обладал рядом могучих целебных свойств. Камни красного цвета: рубин, гранат, лал (шпинель), турмалин и другие — наделялись магичес­кими свойствами. Считалось, что рубин дает обладателю силу, бесстрашие, мудрость, способствует любви и страсти. В негативном смысле почти не употребляется (только иногда смерть описывается как «кроваво-красная»).

Синий, голубой, фиолетовый — это цвета воды, неба, тени, ночи, ночной прохлады. Отмечаются их полезные свойства как цветов, дающих отдых глазам, утомленным ярким дневным сиянием солнца и песка; он оказывает успокаивающее воздействие на психику человека.

В Средней Азии была легенда, согласно которой правитель города, заболевший тяжелой формой ипохондрии, выздоровел после того, как стены его дворца и предметы были выкрашены в синий цвет. Затем весь город был окрашен в синюю гамму. К. С. Петров-Водкин, пересказавший эту легенду в повести «Самаркандия», отмечает, что в городе «голубого бея» нет «удручения от жары», яснее и легче думается, испытывается легкость в движениях.

В XII—XIII веках голубой цвет был цветом траура в мусульманской Индии, что также соотносит его с идеей о вечной загробной жизни. В архитектуре и декоративном искусстве Древнего Востока синий и голубого цвета при­менялись, начиная с V-IV тысячелетия до н. э.

Сочетание этих цветов с белым широко распространено в мусульманской культовой архитектуре (белые стены и голубые купола мечети, их сине-золотой декор).

Высоко ценились синие и голубые драгоценные камни, отмечались их целебные свойства, но при этом камень должен был быть чистого цвета, иначе он мог навлечь несчастья на своего владельца. Считалось, что сапфир успокаивает и восстанавливает силы, устраняет зависть и вероломство, освобождает от страха и порождает смелость.

Фиолетовый цвет (лиловый или сиреневый) — цвет аметиста — мистический, мало использовался в быту. В нем таинственность граничит с обманчивостью, синева соединяется с краснотой, заключает два противоположных начала: духовное и физическое, земное и небесное.

Черный — цвет ночи (мрака), земли, драгоценных благовоний (мускуса и амбры), цвет священного камня в храме Кааба, посланного Адаму с Неба, хранящегося в центральном мусульманском святилище. Этот камень был сначала белым, но затем почернел от человеческих грехов. В мистических учениях мусульман он являлся символом идеального человека и истины. Поэтому священные письмена в мечетях выполнялись черным цветом.

Присутствует и негативное значение — черный цвет плох, если он связан со злыми делами, грязью, грехом. Еще в Древнем Иране черный цвет олицетворял все злое, неприятное в предметах и явлениях природы. Эта символика частично сохраняется в христианском каноне.

Черный цвет встречается во внутреннем декоре мечетей в виде орнаментальной вязи или полос-лучей. Чередование черных и белых полос (черного с золотым, зеленым и т. д.) встречается в росписях куполов, колонн, порталов, что указывает на присутствие Бога, взаимосвязь тьмы и света, тайну мироздания.

Черную одежду и знамена имели мусульманские халифы, что в свою очередь означало начало пути просветления и духовного очищения.

Серый цвет олицетворял несчастье. Имел полностью негативное значение.

Коричневый цвет, как и серый, в мусульманской религии имеет только негативное значение. Оба эти цвета представляют собой «заглушение и затемнение двух прекраснейших сияющих цветов: белого и желтого».

В Коране этот цвет символизирует гибель и распад зеленых растений, цвет гниения, всего негативного, связанного с тленом.

В мусульманской религии приоритет отдается трем цветам — зеленому, черному и голубому (синему). Они отражают духовные миры, трудно постижимые человеческим разумом, поэтому используются в ритуальной одежде.

Белый, красный, золотой — представляют миры на уровне человеческого понимания. Эти идеи соотносятся с принципами человеческих взаимоотношений, а цвета, их обозначающие, получают широкое распространение в быту, одежде, декоративно-прикладном искусстве.

Ниша, украшенная красными, черными и белыми полосами, символизирует путь человека к Богу:

1) от земных страстей и желаний (красный);

2) через духовное и физическое очищение (черный);

3) к духовному просветлению (белый).

Христианство возникло в I в. н. э. на территории

Палестины, распространилось за ее пределы, а в IV-VII веках утвердилось в качестве официальной религии Римской империи. После ее распада на Восточную и Западную части образуется Византийская империя, где христианские доктрины окончательно оформляются и закрепляются в виде различных канонов.

Ведущей категорией византийской эстетики являлся свет (наряду с «красотой» и «прекрасным»). В Византии было разработано три системы носителей света, которые создавали иллюзию свечения картины (без использования источника света). Краски использовались светоносных, локальных цветов. В качестве духовного символа образ света в византийском искусстве рассматривался с двух позиций: его прозрачной ясности, раскрывающей «мир для зрения и познания», и тяжелого блистания, восхищающего душу и изумляющего ум.

Свет материализуется в цвете или в «Божественном светоносном веществе» — золоте. Цвет после слова играл одну из главных ролей. Основу цветового канона в VI веке составляли семь цветов, следовавших в определенной иерархии. Рассмотрим их кратко.

Золотой (желтый) цвет символизирует образ Божественного, непроницаемого Света. Застывшим солнечным светом является золото, так как Солнце — царь и Бог у человека. Свою значимость (как Божественного светоносного вещества) золото сохраняет для всей христианской традиции. Оно ассоциируется с «огнем», который связан со светом Солнца. Чистое золото символизировало чистоту (Дева Мария), целомудрие телесное и духовное.

Золото — вещество, которое в силу своей плотности не допускало тлена. В иконописи золотом покрывались те элементы композиции, которые являлись носителями Божественного Света.

Золотая краска была рассчитана на изменчивость освещения. Ею покрывались фоны, лучи, нимбы, то есть те элементы картины, которые могли быть носителями световой энергии. Мозаики и иконы выполнялись на вогнутых поверхностях. Художники фокусировали световой поток на значимых фигурах путем особой укладки смальты и организации композиции.

Пурпурный цвет — символ мученичества Христа и его возрождения (одет в багряницу); цвет императора (наместника Бога на земле). В знак особого почитания Третий Вселенский собор (431 г.) постановил изображать Марию и Анну в пурпурных одеждах.

Пурпурные чернила были традиционным символом, несущим информацию о предстоящей жертве Христа. Внимание к пурпуру вызвано его психофизическими характеристиками. Пурпурная краска добывалась из особых сортов морских раковин и высоко ценилась.

Красный цвет в христианстве — символ крови Христа. В византийской цветовой символике он более простой, земной, поэтому в каноническом ряду занимает более низкое положение. Тело Христа, с рубцами от бичей, символизировала папирусная хартия (рукопись).

Белый цвет в византийской цветовой символике противопоставляется красному (земному). Выступал в качестве символа чистоты и отрешенности. Одежда Христа, ангелов, апостолов в иконописи изображалась белого цвета.

Черный цвет — символ конца, смерти в Византии. Однако чернота монашеских одежд — это отрешенность от мирских благ. «Черноцвет» является исходным состоянием вещества (перерождения человека) на пути становления «златоцветом». В христианской символике это предельное унижение на пути к славе, последнее петлевание ради вечного нетления. Отсюда антитеза — чернота монашеских одежд и белое, золотое сияние ангелов.

Темно-синий — символ непостижимых тайн.

Зеленый — символ природы, юности, цветения. Синий и зеленый цвета у византийцев являлись цветами высших лиц в чиновничьей иерархии, которые носили обувь, одежду или ставили визу чернилами такого цвета.

Серый — в произведениях крупнейшего византийско­го писателя Никиты Хониата (XII в.) противопоставлялся белому (символу чистого духа), несет в себе бесславие («серые паруса»).

Пестрота в литературе рассматривается как негативное явление, символ зла. Цвета, создававшие ощущение пестроты, редко встречаются у писателей, так как пестрота, создаваемая ими, воспринималась как создающая ощущение враждебной неустойчивости.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алтамышев А.А. Природные целебные средства. — Фрунзе, 1985. - 336.

2.

3. Ананьев В.Г. Человек как предмет познания // Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. — М., 1980. Т. 1.

4. Артемова А. Комнатные растения, исцеляющие и омолаживающие. — СПб., 2001. - 160 с.

5. Астахов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994,

6. Ахметова Г.Л., Ахметов С.Ф. От авантюрина до яшмы. — М.: Знание, 1990. - 75 с.

7. Бексеев Ш. Овощные культуры мира: Энциклопедия огородничества. - СПб, 1998.

8. Бонде Л. Магия цвета. Цветотерапия на каждый день. СПб: «Питер», 1997.

9. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб: «Б. и К.», 2000.

10. .Бэббитт Э. Принципы света и цвета. —К.: «София», 1995.

11. Вайс Ж.М., Шавелли М. Лечение цветом. — Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.

10. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. — М., 1996.

12. Выготский Л.С.Педагогическая психология. — М., 1990.

13. Гоникман Э.И. Лечебная радуга камня. — Минск, 1991.

14. Груцианова A.M., Коломенский ЮЖ. Одуванчик на завтрак: Деликатесы из трав и плодов. — Ростов н/Д., 1991.

15. Данников Н.И. Ваш травник: Сверхпростые рецепты оздоровления. - М., 2002. - 704 с.

16. Данников Н.И. Целебная магия овощей. — М., 1997.

17. Даррелл Дж. Моя семья и другие звери / Пер. с англ. Л.А. Деревянкиной. - М., 1986.

18. Денисенков А., Роберт Я., Шпицберг И. Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе. - М.: Геронт, 2002.- 55 с.

19. Дефектология: Словарь-справочник /Автор-составитель С.С. Степанов / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.

19. Джарвис Д.С. Мед и другие естественные продукты: Опыт исследований одного врача / Пер. Н.В. Гаделия. - Бухарест, 1990.

20. Джосвик Ф., Киттередж М., Макковен Л., Макпарленд JO.K-, Вудз С. Вопросы и ответы. Пособие по иппотерапевтичес- кой верховой езде. - М.: МККИ, 2000. - 232 с.

21. Значкова В.Г. Дешевый стол. — М.: Воениздат, 1993.

22. Ибрагимов B.C. Точечный массаж. — М.: Медицина, 1965. - 144 с.

23. Иванов СИ. Рецепты природы: Применение лекарственных растений. - СПб., 1992.

24. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей / Под общ. ред. М.А. Поваляевой. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2001. - 138 с.

25. Казьмин В.Д. Глина и песок при вашей болезни. — Ростов н/Д. — 2004. — 128 с.

26. Казьмин ВД. Ювелирные украшения и другие обереги при вашей болезни. — Ростов н/Д: Изд-во БАРО-ПРЕСС, — 2005. — 128 с.

27. Келлер Г. Гомеопатия. - М.: Медицина, 1989. - 446 с.

28. Кларенс Д., Чарльз Т. Гидротерапия. — Пер. с англ. — 3-е изд. - Заокский, 2002. - 160 с.

29. Кленов А.С. Малышам о минералах. - М., 1993.

30. Ковалев В£. Психиатрия детского возраста. - М., 1995.

31. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов: Коллективная монография / Под ред. М.А. Поваляевой.— Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 352 с.

32. Кривенко В.В., Хмелевская А.В., Потебня Г.П. Лито-
терапия: Лечение минералами. — М., 1994.— 224 с.

33. Куничев ЛЛ. Целебный массаж. - Л.: Медицина, 1981.-216 с.

34. Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. - М.: Эксмо-Пресс, 2001.

35. Лавренкова ГЛ. Лекарственные травы: Травы, дарующие здоровье. Кн. 1. - М., 1966.

36. Литвинова Т. Ароматерапия: профессиональное руководство в мире запахов. — Ростов н/Д, 2003. - 416 с.

37. Лория М.Ш., Цверава Д.М. Райттерапия (лечение верховой ездой) у больных инфарктом миокарда. - Тбилиси, 1985.-34 с.

39. Меньшиков П.Л., Чистякова А.И. Фитотерапия в педиатрии.- М., 1990. № 8.

40. Минеджан Г.З. Сборник по народной медицине и нетрадиционным способам лечения. — М., 1994.

41. Мудрость веков: Древняя таджикская медицина о сохранении здоровья. — Кишинев, 1990.

42. Мурох В.И., Стекольщиков Л.И. Целебные кладовые природы. - Изд. 2-е. — Минск, 1990.

43. Новачек И.В., Поваляева МЛ., Печкурова О.В. Функции диагностики качества образования // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы докладов XI год. собрания Южного отделения РАО и XXIII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. Ростов н/Д, 2004. Часть 2. - С. 54-56.

44. Норрис Стефании. Секреты цветотерапии. — М., 2004.

45. Опаловскип А.А. Планета Земля глазами химика. — М.: Наука, 1990. - 224 с.

46. Орлова Ж.И. Все о фруктах. - М.: Агропромиздат, 1989.

47. Паничев A.M. Литофагия в мире животных и человека. - М.: Наука, 1990. - 223 с.

48. Панъямента Н. Цветопунктура для детей. — СПб: Питер Паблишинг,1998.

 

49. Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. М.А. Поваляевой. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 1997. - 296 с.

50. Педагогические основы логопедической помощи детям дошкольного возраста / Под обш. ред. М.А.Поваляевой. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1996.

51.Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами му­зыки // Вопросы психологии. - 1988. № 5.

52. Плужников М.С. Среди запахов и звуков. — М.: Молодая гвардия, 1991. - 270 с.

53. Поваляева М.А. Индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя // Философия образования. - 2005. № 2. - С. 258-265.

54. Поваляева М.А. Влияние самостоятельной работы на качество образования // Соискатель. Приложение к журналу «Мир транспорта». - М., - 2004. № 1. — С. 120-123.

55. Поваляева М.А. Мониторинг и качество образования // Проблемы и перспективы эффективного обновления образовательных систем: Межрегиональный сборник научных трудов / Отв. ред. P.O. Агавелян, — Новосибирск, 2003. — С. 198-199.

56. Поваляева М.А. Музыко- и хромотерапия в коррекционной педагогике // Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. — Ростов н/Д, 1997.

57. Поваляева М.А. О роли преподавателя высшей школы // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2004. Xsl, С 174-178.

58. Поваляева М.А. Педагогическая поддержка становления детской индивидуальности в коррекционной педагогике // Ребенок с большой буквы / Под ред. М.А. Поваляевой, А.И. Кушнер. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 1999.-С. 25-27.

59. Поваляева М.А. Помощник дефектолога: Учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. пед.ун-та.— 1997.-120 с.

60. Поваляева М.А. Почему необходима система непрерывного образования // Наука и культура России: Материалы международной научно-практической конференции. - Самара: Изд-во Самарской гос. академии путей сообщения, 2004. - С. 99-101.

61. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 352 с.

62. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с окружающим. Ростов н/Д: Феникс, 2002.— 416 с.

63. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 448 с.

64. Поваляева М.А. Фитотерапия и ароматерапия в коррекционной педагогике // Сборник науч. работ аспирантов и молодых преподавателей. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

65. Поваляева М.А., Караханян Л.Р. Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. - 70 с.

66. Поваляева М.А., Мисник Е.В. Зеленая улица инновационным методикам образования // Воспитательная деятельность в железнодорожном вузе. Материалы науч.-практ. конф. - Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та путей сообщения, 2004. - С. 46-48.

67. Поваляева М.А., Печкурова О.В., Хлебунова С.Ф. Профессионализм педагога // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: Материалы IV межрегион, научно-практ. конф. / Под ред. Е.й. Шиянова, Н.Г. Сикорской. - Ставрополь, 2005. - 352 с.

68. Поваляева М.А., Поваляева Е.В. Речь — лучший паспорт человека // Модернизация образования в России и профессиональная культура специалиста: проблемы взаимодействия (материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции 25 апреля 2002 г.). — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 2002. - С. 76-77.

69. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 352 с.

70. Поваляева МЛ., Чебанян Г.Г. Эффективность сказкотерапии в коррекционной работе с детьми // Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / Под общ. ред. М.А. Поваляевой. - Ростов н/Д, 2002,- С. 128-131.

71. Поваляева МЛ., Чумичева Р.М., Хлебунова С.Ф. Гуманитарная подготовка специалистов // Труды всероссийской научно-практической конференции «Транспорт-2005», май 2005 г. В 2-х частях. — Часть 1. — С. 194-195.

72. Помогите ребенку. Нетрадиционные методы в лечебной и коррекционной педагогике: Коллективная монография / Науч. ред. М.А. Поваляева. - Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО,2006. - 144 с.

73. Рыльков М.И., Щекотова А.П., Гоголева МЛ. Чем мы лечимся. — Пермь, 1995.

74. Семенова А.Н. Комнатные растения: друзья и враги. — СПб: Невский проспект, 1998.

75. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.

76. Серов Н.В. Светоцветовая терапия. — СПб: «Речь», 2001.

77. Серый B.C., Чирков А.И. Лекарственные сборы. - М., 1993.

78. Синяков А.Ф. Большой медовый лечебник. - М., 2001. - 592 с.

79. Скляревский Л.Я., Губанов ИЛ. Лекарственные растения в быту. - М., 1970.

80. Соболева И.В., Жердева Н.В. Валеологические основы терапевтической верховой езды. - Ростов-на-Дону, 2004. - 75 с.

81. Социально-педагогическая поддержка и реабилитация лиц в современном обществе / Под ред. М.А. Поваляевой. Ростов н/Д: Изд-во РгаУ. 2005.—154с.

82. СпинкД. Развивающая верховая езда. - СПб, М.: МККИ, 2001, 198 с.

83. Старикович С.Ф. Замечательные звери. - М., 1994,

84. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. — Новосибирск, 1992. - 368 с.

85. Таранов В.В., Таранова Е.А. Садово-огородный участок: Справочник. - М., 1985.

86. Травинка ВМ. Голубая целительница глина. - СПб., 2000. - 192 с.

87. Флоринский В.М. Русские простонародные травники и лечебники. - Казань, 1979. - 229 с.

88. Хен Р. Азбука цветов / Пер. с нем. - Берлин, 1979. - 96 с.

89. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях / Пер. с англ. -М.,2000.

90. Хисмашуллина Н.З. Апитерапия. - Пермь, 2005. - 296 с.

91. Чарушин Е.И. Моя первая зоология. - Л., 1985.

92. Шакирое А.Ш. Тайна древнего бальзама мумие-асиль. -Ташкент, 1986. - 32 с.

93. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. МККИ, 2000. — 98 с.

94. Шутов Ю.В. Ваш доктор пчела. 1000 рецептов исцеления. - М., 2006. - 384 с.

95. Эндрюс Т. Искусство лечения цветом. — М.: «ЦАИ», 1998.

96. Энциклопедия детского невропатолога / Под ред. Г.Г.Шанько. - Минск, 1993.

97. Яраева В. Почему пасечники живут долго // Будь здоров. - 2001, № 10.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: