III. Наиболее распространенное деление стилей мышления: деление на «теоретиков» (или, в близкой типологии В. Оствальда, «классиков») и «эмпириков» («романтиков»). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о «теоретиках», а где об «эмпириках».
1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа.
2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения.
3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении.
4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими.
5. Их сильная сторона – аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность.
6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами.
7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других.
8. Когда в материале есть «белое пятно», они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию.
9. Слабость их – в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям.
10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.
IV. Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.
1. Мышление – это процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.
2. Мышление – это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.
3. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
4. Мышление – это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.
5. Мышление – это процесс переработки информации.
6. Мысль – это биотоки мозга.
V. В книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» есть такой диалог:
Алиса спрашивает Чеширского кота:
– А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?
– Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна?
– Допустим, – согласилась Алиса.
– Дальше, – сказал кот. – Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.
Правильно ли это умозаключение? Найдите, в чем тут «фокус». Приведите другие примеры ложных аналогий.
VI. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.
Образец: восприятие – чувственный образ. Понятие – (обобщенное отражение, информация, психика, мысль).
Образец: ощущение – живое созерцание.
Понятие – (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс).
3. Образец: представление – активное отражение.
Мышление – (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение).