Р. Ак-Айры – пер. Иркиз(1А) – Софийские озёра

Подъём был очень ранний около 5.30, т. к. мы уже хорошо знали, что к полудню станет очень жарко, и рассчитывали воспользоваться утренней прохладой для преодоления основной части подъёма. В это раннее утро, по сути дела, действительно начиналось наше путешествие. Нас ожидало первое локальное препятствие, пер. Иркиз (1А), которое мы должны были преодолеть с рюкзаками на плечах. От результатов сегодняшнего перехода во многом зависел успех всего мероприятия. Все участники чувствовали это и старались быть максимально собранными и деловыми. Ещё вчера вечером обсудив все организационные моменты по утренним сборам, в 7.30 мы уже покинули уютную поляну на р. Ак-Айры и выдвинулись к началу подъёма на перевал. Местный пёс, любитель туристской кухни, стал нашим попутчиком и добрым знаком на весь день, тут же получив прозвище Иркиз. Начало подъёма мы разведали ещё вчера: метров 300 ниже по течению от нашего лагеря, ориентир - изба. Реку преодолеваем по бревну. Дальше начинается резкий набор высоты, который перейдёт в спуск только примерно через километр подъёма вверх, на перевальной точке. По карте же этот участок - один из наиболее коротких дневных переходов на маршруте – всего около 4 км.

Крутизна склона в начале подъёма не менее 35 градусов. Идётся тяжело, каждые минут 15-20 делаем небольшой отдых. В некоторых местах тропа неожиданно начинает забираться на весьма крутые уступы, где начинаешь думать о командной страховке и радуешься, что нет дождя. Этот сложный участок проходим подстраховывая друг друга. Первая треть подъёма позади. Долина дальше серьёзно выполаживается, уже хорошо видна седловина. Делаем небольшой перекус, прячась от уже поднявшегося солнышка под тентом. Время 9.30.До последнего, самого сложного участка подъёма тропа идёт по крупноосыпному склону крутизной до 40 градусов. Кое-где стоят огромные валуны, видимо, когда-то отколовшиеся от скалы, в тени которых можно передохнуть. Перевальный взлёт начинается от маленького снежника, где мы немного охладились перед финальным подъёмом сегодняшнего дня. Перевальная точка отсюда кажется уже очень близкой, но именно эта часть пути стала для многих участников большим испытанием. Некоторые из ребят даже нашли в себе силы поднявшись наверх вернуться обратно и взять рюкзак у замыкающих.

Наверху восходителей ожидала настоящая награда - потрясающая панорама Софийских озёр. Записок в туре не было, но мы оставили свою. Время прохождения перевала 11.45. Спуск вниз также не позволяет расслабиться, несмотря на близость таких уютных и безмятежных стоянок внизу. На спуске среди скальных уступов много мелкоосыпных участков. Двигаемся не спеша, с самостраховкой альпенштоком. В 12.30 мы оказываемся на месте сегодняшней ночёвки. Мы смогли сделать это, хотя к концу дня многие ребята действительно подустали. Но отличный ужин и прекрасные виды вскоре вернули путешественникам бодрость духа и неожиданно нашлись силы и на купание и на дружеское фотографирование на ближайших склонах, а заодно и разведку. Пообщавшись с соседями из Перми, укладываемся спать в 19.00. Ранние отбои и подъёмы становятся нормой. (Автор: Стесев Г.И.)