планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де-
тей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
86 87
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать
Как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При
Проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая»
(статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей
Функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В це-
Лом принцип динамичности — статичности касается степени подвижнос-
ти игровых пространств, вариантности предметных условий и характера
Детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и посто-
Янство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычнос-
Ти, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка,
Шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет,
Поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (пост-
Ройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание
Ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому раз-
Нообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное
Воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеюще-
Еся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси,
Кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет
Ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, про-
Явить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечи-
Вать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям
На участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом расте-
Ний, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов
С природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна органи-
Зовываться как культурное пространство, которое оказывает воспиты-
Вающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции,
Портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Особенности организации развивающей предметно-пространствен-
Ной среды для различных психолого-педагогических задач изложены в
Разделе «Психолого-педагогические условия реализации программы».
Кадровые условия
Реализации программы
Требования к кадровым условиям реализации программы «От рожде-
ния до школы» включают:
Укомплектованность дошкольной образовательной организации
руководящими, педагогическими и иными работниками;
Уровень квалификации руководящих, педагогических и иных ра-
ботников ДОО;
Непрерывность профессионального развития и повышения уровня
Профессиональной компетентности педагогических работников ДОО.
Дошкольная образовательная организация, реализующая Программу,