Связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование

Словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются

Все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных

Речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает пред-

Посылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах

Деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование,

Лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятель-

Ности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым

Видом работы по развитию речи является чтение художественной лите-

ратуры. Художественная литература, являясь сокровищницей духовных

Богатств людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей

С ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизнен-

Ный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей

В раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событи-

Ями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение

Художественной литературы имеет коррекционную направленность, так

Как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой

Способности, речевой деятельности.

Включенность в эту работу детей с ОВЗ, у которых отмечается разный

уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:

• выбирать произведения с учетом степени его доступности и близос-

ти содержания жизненному опыту детей;

• предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей

Близких к содержанию литературных произведений и проводить заклю-

Чительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмыс-

ления причинно-следственной зависимости;

• подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;

• организовывать драматизации, инсценировки;

• демонстрировать действия по конструктивной картине с примене-

нием подвижных фигур;

• проводить словарную работу;

• адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с

Учетом уровня речевого развития ребенка (для детей с нарушениями

речи, слуха, интеллектуальными нарушениями);

• предлагать детям отвечать на вопросы;

• предлагать детям разные виды работы: подобрать иллюстрации к

Прочитанному тексту, пересказать текст; придумать окончание к заданно-

Му началу. Все это способствует осмыслению содержания литературного

Произведения.

Имеющиеся нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппара-

Та, речи, эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный

Уровень владения речью. Это является основополагающим в проектиро-

Вании работы по развитию речи для каждого ребенка с ОВЗ.

Для детей с интеллектуальными нарушениями особое значение имеет

Словарная работа, которая проводится на основе ознакомления с окружаю-

Щей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познаватель-

252 253

Ных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне

Элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря — освоение

Значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом

Высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора про-

Является своеобразие речевого развития, выражающееся в более замед-

Ленном темпе ее поэтапного становления, ограничении возможностей

Подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между сло-

Вом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внима-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: