Словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются
Все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных
Речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает пред-
Посылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.
Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах
Деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование,
Лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятель-
Ности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым
Видом работы по развитию речи является чтение художественной лите-
ратуры. Художественная литература, являясь сокровищницей духовных
Богатств людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей
С ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизнен-
Ный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей
В раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событи-
|
|
Ями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение
Художественной литературы имеет коррекционную направленность, так
Как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой
Способности, речевой деятельности.
Включенность в эту работу детей с ОВЗ, у которых отмечается разный
уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:
• выбирать произведения с учетом степени его доступности и близос-
ти содержания жизненному опыту детей;
• предварительно беседовать с детьми о событиях из жизни людей
Близких к содержанию литературных произведений и проводить заклю-
Чительную беседу для выяснения степени усвоения произведения, осмыс-
ления причинно-следственной зависимости;
• подбирать иллюстрации, картинки к произведениям, делать макеты;
• организовывать драматизации, инсценировки;
• демонстрировать действия по конструктивной картине с примене-
нием подвижных фигур;
• проводить словарную работу;
• адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю с
Учетом уровня речевого развития ребенка (для детей с нарушениями
речи, слуха, интеллектуальными нарушениями);
• предлагать детям отвечать на вопросы;
• предлагать детям разные виды работы: подобрать иллюстрации к
Прочитанному тексту, пересказать текст; придумать окончание к заданно-
Му началу. Все это способствует осмыслению содержания литературного
Произведения.
Имеющиеся нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппара-
|
|
Та, речи, эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный
Уровень владения речью. Это является основополагающим в проектиро-
Вании работы по развитию речи для каждого ребенка с ОВЗ.
Для детей с интеллектуальными нарушениями особое значение имеет
Словарная работа, которая проводится на основе ознакомления с окружаю-
Щей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познаватель-
252 253
Ных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне
Элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря — освоение
Значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом
Высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора про-
Является своеобразие речевого развития, выражающееся в более замед-
Ленном темпе ее поэтапного становления, ограничении возможностей
Подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между сло-
Вом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внима-